2. Эволюция человека
3 млн. лет назад. Смена биотопов и характера питания (переход от чисто растительной пищи к смешанной) потребовала увеличения кормовой территории и повышения энергозатрат при добывании пищи. А это, в свою очередь, требовало повышения калорийности и усвояемости пищи. К пастьбе и собирательству добавились охота и поедание животных. Появились первые каменные орудия. Рост потребления животной пищи вызвал изменение пищеварения, обмена веществ, увеличение размеров тела и усиление агрессивности. Это в свою очередь привело к развитию и закреплению способности убивать себе подобных и к каннибализму. Вместе с изготовлением и применением все более совершенных орудий началось использование огня, костей и шкур животных.
Освоение экотопов открытых пространств и увеличение кормовых территорий изменило социальную организацию групп пралюдей. Среди них 2-3 млн. лет назад выделился род «человек» (Homo), вероятно, также на востоке Африки. Древнейший человек — архантроп, или человек прямоходящий (Homo erectus), появился 1,5—0,3 млн. лет назад. Его первые представители — древнейшие люди, в том числе человек умелый (Homo habilis) и человек прямоходящий (Homo erectus), к которому относят питекантропов и синантропов (300 тыс. — 2 млн. лет назад). Им на смену пришли древние люди — неандертальцы (Homo neandertaliensis), исчезнувшие относительно недавно — примерно 40 тыс. лет назад. В это же время (40 — 50 тыс. лет назад) появились кроманьонцы — прямые предки современных людей, вместе с которыми они составляют единый вид — человек разумный (Homo sapiens). Некоторые исследователи считают неандертальцев и современных людей вместе с кроманьонцами еще более близкими родственниками — подвидами этого вида.
Важнейшая экологическая особенность человечества — существенно меньшая его зависимость от среды обитания по сравнению со всеми другими видами животных. Все большая независимость (эмансипация) от среды формировалась за счет постоянного изменения характера самых разных экологических связей человека со времени его возникновения до наших дней. Поэтому важно проследить, каким образом менялись взаимосвязи человека с природой, на каких этапах происходили наиболее значимые изменения, обеспечивающие человечеству все большую эмансипацию от среды.
2 млн. лет назад. Первые появившиеся на Земле гоминиды в течение длительного времени не имели принципиальных экологических отличий от других приматов. Но еще до появления первых людей поздние пралюди (австралопитеки) около 3 млн. лет назад приобрели экологически важные навыки — стали использовать кости, камни и палки в качестве примитивных орудий. Принципиально новый шаг совершили первые люди около 2 млн. лет назад, когда они научились специально изготавливать простейшие орудия труда и охоты из камня, кости и, по всей вероятности, из дерева. Эти самые первые на Земле мастера-умельцы получили лестное видовое имя — человек умелый. Пришедшие им на смену неандертальцы еще более искусно изготовляли самые разнообразные орудия труда и охоты.
Эти немаловажные экологические приобретения, несомненно, изменили прежнее относительное равновесие в сложившихся трофических и конкурентных связях гоминид. В очевидном выигрыше оказались «вооруженные» потребители и конкуренты. Используя орудия, добытчики становятся несколько менее зависимыми от природных защитных качеств потенциальной добычи, таких, как скорость бега, осторожность, прочность шкуры у животных, укрытость съедобных частей растений под землей или в панцире и т. п.
Предполагают, что первые орудия использовались не только для охоты, но и для разделки туш крупных животных с прочной кожей. Появилась возможность качественно улучшить рацион за счет животного белка и, что особенно важно, обеспечивать пищей одновременно несколько семей. Места разделки крупных туш и дележа добычи становятся своеобразными центрами формирования групп потребителей мяса, что привносит элементы социальной организации в их поведение. Благодаря повышению эффективности охоты у первобытных людей появилось свободное от добывания пищи время для общения друг с другом.
Первый этап изменения экологических связей поздних пралюдей и ранних людей характеризовался применением примитивных орудий. В результате пищевые ресурсы стали им намного доступнее, а при коллективном их добывании и потреблении возникли предпосылки для первоначальной социальной организации совместно питающихся групп.
500 тыс. лет назад. Следующим экологически значимым достижением древнейших людей стало умение поддерживать огонь. Примерно 500 тыс. лет назад или даже раньше синантропы (относятся к виду человек прямоходящий) уже регулярно пользовались огнем. Они умели непрерывно поддерживать принадлежащий племени костер годы и десятилетия. Впервые в истории развития жизни на Земле появился постоянный (помимо пищи) источник дополнительной энергии. Это приобретение оказалось как нельзя более кстати, поскольку в северном полушарии Земли потепления и оледенения сменяли друг друга, а гоминиды активно расселялись из тропической Африки в умеренные зоны на север и восток. Зависимость человека от климата (прежде всего от низких температур) и крупных хищников значительно ослабла. Обогреваемые костром жилища становились все более притягательными для жизни и общения, способствовали обмену информацией, служили укреплению социальных связей.
В экологическом плане горение дров в первобытном костре - самый первый и потому самый значимый шаг человечества к поиску новых, все более эффективных энергоносителей, который привел, в конечном итоге, к беспрецендентному усилению давления одного вида — человека — на природу всей планеты. Заключительные этапы антропогенеза и начавшийся процесс расселения человека совпали со значительными колебаниями климата — сменой ледниковых и межледниковых периодов в Северном полушарии. В тропическом поясе это сопровождалось чередованием периодов повышенного увлажнения с эпохами длительных засух. Недостаток пищи и обострение конкуренции ускорили расселение Homo erectus, ранние формы которых еще до этого проникли из Африки в Южную Азию. Не позднее 300 тыс. лет назад архантропы появились в Северной Африке и Южной Европе.
150 тыс. лет назад. По сложившимся представлениям современный человек произошел от африканской ветви прогрессивного неандертальца как подвид вида Homo sapiens L. — Homo sapiens sapiens. Установлено, что все современное человечество имеет единую генотипическую принадлежность, происходящую условно от генотипов одной женщины и одного мужчины. Доказавшие это американские, английские и японские генетики назвали их соответственно «митохондриальной Евой» и «Y-хромосомным Адамом». Эти названия обусловлены тем, что генетическое происхождение по женской линии может быть прослежено только по ДНК, содержащейся в митохондриях клеток, а по мужской линии - по ДНК Y-хромосомы, имеющейся только у мужчин. Предполагается, что их «встреча» произошла где-то в Восточной Африке около 150 тысяч лет тому назад.
В период между 100 и 40 тыс. лет назад древние люди распространились в умеренном поясе, затем в северных частях Евразии, около 50 тыс. лет назад оказались в Австралии, а 30 тыс. лет назад или несколько позднее через Берингию, а возможно и через Полинезию проникли на Американский континент. Расселение человека сопровождалось возникновением расового и этнического полиморфизма, зарождением наций. Высокая генетическая адаптивность ранних представителей Homo sapiens существенно дополнилась необычайно возросшими возможностями адаптивного поведения. Навыки оптимизации микросреды, огонь, одежда, жилища, изготовление и применение все более совершенных орудий, т. е. зачатки техногенеза способствовали освоению разных природных зон и разных стереотипов использования природных ресурсов. Возникшие этносы стали по существу эколого-географическими жизненными формами существования вида Homo sapiens.
40 тыс. лет назад. Следующий период формирования экологических связей человечества представляет собой качественный, революционный этап в их развитии. Возникла принципиально новая форма внутрипопуляционных коммуникативных связей — членораздельная речь и сопутствующее ей образное, абстрактное (понятийное) мышление. Время появления речи установить невозможно, однако общепризнано, что 30-40 тыс. лет назад она была хорошо развита у кроманьонцев, т. е. ранних представителей уже нашего вида - человека разумного. Главное преимущество речи перед иными сигналами заключается в ее беспредельной «информационной емкости». С помощью речи собиравшиеся у очага члены кроманьонского племени могли обмениваться опытом своей индивидуальной деятельности, планировать предстоящие действия (охоту, перемещение стойбища и т.п.), обсуждать их результаты, обучать полезным навыкам детей и подростков.
Свою положительную роль сыграло развитие еще одного сугубо человеческого качества — альтруизма, т. е. бескорыстной заботы о других людях. Благосклонное отношение даже к физически немощным, но умудренным жизненным опытом старикам позволило создавать и передавать потомкам «банки устной информации». Все это обеспечивало согласованные действия, способствовало успешности собирательства и особенно охоты, т.е. повышало эффективность трофических связей и, следовательно, выживаемость людей. Наконец, именно кроманьонцы стали знамениты своей склонностью к изобразительному искусству. Их поразительно реалистические рисунки животных на стенах пещер Франции и Испании известны всему миру. Некоторые «полотна» представляют собой весьма информативное отображение охотничьих сцен, похожих на инструкции по организации успешной охоты. Рисунки кроманьонцев, созданные 15-35 тыс. лет тому назад, можно считать началом эпохи фиксирования информации.
С кроманьонцами связано развитие новой формы информационных связей — человеческой речи, а также накопление устной и фиксированной в наскальных изображениях информации, повышающей эффективность согласованных действий. Все это привело к началу преобразования экологических связей тогдашнего человечества в социально-экологические.
10 тыс. лет назад. Социально-экологические связи человечества непрерывно изменялись, их социальная составляющая становилась все весомее. Решающее событие в развитии человечества на пути обретения все большей независимости от среды — возникновение сельского хозяйства 10-12 тыс. лет назад. К этому времени последний ледник уже отступал на север, оставляя после себя зарастающие пышными травами равнины. Среди них было немало диких предшественников нынешних культурных злаков: пшеницы, ячменя, ржи и др. Съедобные зерна заготавливали, хранили. Естественно, часть из них прорастала. Эти приятные сюрпризы были замечены, случайный посев сменился преднамеренным. Так возникло земледелие. Одновременно шло одомашнивание полезных человеку животных: быков, лошадей, коз и др.
Два значимых результата этих событий непосредственно повлияли на характер социально-экологических связей человечества. Во-первых, земледелие привело к оседлости, т. е. к упрочению территориальных связей местных групп населения. Возникали постоянные селения, росли города. В свою очередь, скопление людей означало более высокую степень согласованности действий все большего их числа. В результате создавались, множились и укрупнялись очаги концентрированного и нарастающего давления местных популяций человека на среду обитаниния.
- Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экологические основы природопользования»
- Содержание
- Раздел 1 Особенности взаимодействия общества и природы
- Тема 1.1 Природоохранный потенциал
- Тема 1.2 Природные ресурсы и рациональное
- Тема 1.3 Загрязнение окружающей среды токсичными и
- Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования
- Тема 2.1 Государственные и общественные мероприятия
- Тема 2.2 Юридическая и экономическая ответственность
- Основная часть тематический план учебной дисциплины «экологические основы природопользования»
- Понятия науки «Экология» и дисциплины «Экологические основы природопользования»
- Понятия «Природа» и «Окружающая среда»
- 3. Понятия «Экосистема» и «Популяция»
- 4. Экологические факторы.
- Раздел 1. Особенности взаимодействия
- Тема 1.1. Природоохранный потенциал
- 1. Понятие «Экологическая ниша»
- 2. Понятия «Биосфера» и «Ноосфера»
- 3. Законы экологии
- 4. Демографические проблемы человечества
- 5. Экологический кризис и экологическая катастрофа
- 6. Особенности взаимодействия общества и природы
- Взаимодействие общества и природы осуществляется в двух формах: экономической и экологической.
- Тема 1.2 природные ресурсы и рациональное
- 1.2.1. Понятие и классификация природных
- 1. Характеристика природных объектов
- 2. Понятие и классификация природных ресурсов
- 3. Природноресурсовые кадастры
- 4. Понятие экологического мониторинга окружающей среды
- 5. Лимиты на изъятие природных ресурсов
- 1.2.2. Характеристика земельных ресурсов
- Характеристика земельного фонда России
- Основные причины ухудшения качества почвы
- Категорирование земель
- Охрана земель
- Характеристика водных ресурсов
- Характеристика воды как природного ресурса
- 2. Использование водных ресурсов
- 3. Характеристика основных загрязнителей водных ресурсов
- 4. Меры по сохранению запасов водных ресурсов
- 5. Водоснабжение г. Торжка
- Характеристика ресурсов недр
- Характеристика недр как природного ресурса
- Запасы ресурсов недр
- Предоставление недр в пользование
- Рациональное использование и охрана недр
- Атмосферный воздух как природный ресурс
- Характеристика атмосферы как природного ресурса
- 2. Загрязнение атмосферы
- 3. Смог и кислотные дожди
- 4. Парниковый эффект и подъем уровня мирового океана.
- 5. Разрушение озонового слоя.
- Результате этог
- 1.2.6. Биоресурсы и заповедный режим
- Характеристика биоресурсов
- 2.Рекреационное значение лесов
- 3.Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесов
- 4. Характеристика ресурсов животного мира и его охраны
- 5. Режим особой охраны природных ресурсов
- Тема 1.3 загрязнение окружающей среды
- 1.3.1. Основные виды загрязнений и их классификация
- 1. Загрязнение окружающей среды и классификация загрязнений
- 2. Источники загрязнения
- 3. Распространение загрязняющих веществ в природных средах
- 4. Методы оценки загрязнения водной среды, почв, грунтов
- 1.3.2. Нормирование уровня загрязнений
- 1. Понятие нормирования уровня загрязнений
- 2. Санитарно-гигиенические нормативы
- 3. Производственно-хозяйственные нормативы
- 4. Временно согласованные нормативы
- 5. Комплексные нормативы
- 1.3.3. Технические мероприятия по снижению уровня
- Технические мероприятия по защите атмосферного воздуха
- Технические мероприятия по защите гидросферы
- Порядок обращения с отходами
- Малоотходные и ресурсосберегающие технологии.
- Раздел 2. Правовые и социальные вопросы
- Тема 2.1. Государственные и общественные
- 2.1.1. Правовые и организационные основы
- Правовые основы охраны окружающей среды
- Экологические права и обязанности граждан
- 3. Международное экологическое сотрудничество
- 4.Организационные основы охраны окружающей среды
- 2.1.2 Порядок установления собственности
- Понятие собственности на природные ресурсы
- 2. Государственная собственность на природные ресурсы
- 3. Муниципальная собственность на природные ресурсы
- 4. Частная собственность на природные ресурсы
- 2. Природопользование и его виды
- 2.1.3 Природоохранный надзор, экологическая экспертиза и экологическая сертификация
- 1. Природоохранный надзор
- 2. Экологическая экспертиза
- 3. Экологическая сертификация
- 2 . Экологические знаки, информирующие об экологически чистых способах утилизации товаров или упаковки. Они показывают, что товар или упаковка могут
- Тема 2.2 юридическая и экономическая
- 2.2.1. Понятие и разграничение
- Понятие экологической ответственности
- Особенности эколого-экономической ответственности
- Эколого-правовая ответственность
- Тема 2.2 юридическая и экономическая
- 2.2.2. Обеспечение экологической безопасности
- Общие принципы охраны окружающей среды
- 2.Основные направления обеспечения экологической безопасности
- 3. Экономический механизм обеспечения экологической безопасности
- 4. Экологические требования на различных стадиях экономического процесса
- 5. Обязательная экологическая документация
- Вопросы для самопроверки по дисциплине "экологические основы природопользования"
- Словарь терминов
- Порядок установления санитарно-защитной зоны
- Иллюстрации к теме «Технические устройства по снижению уровня загрязнения»
- Специальные вопросы обеспечения экологической безопасности для студентов технических специальностей
- Расчет рассеивания загрязнений в атмосфере
- Расчет количества загрязняющих веществ от автомобильного транспорта
- 3. Расчет количества загрязнений от производственных процессов
- 4. Расчет выбросов углеводородов при хранении и перемещении нефтепродуктов
- Особенности загрязнения водоемов нефтью
- Специальные вопросы обеспечения экологической безопасности для студентов экономических специальнотей
- Задание для самостоятельной работы
- Раздел 1
- Раздел 2
- Раздел 3
- Специальные вопросы обеспечения экологической безопасности в лаборатории
- 1. Мероприятия по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха
- 2. Мероприятия по предотвращению загрязнения воды
- 3. Порядок обращения с отходами
- Дополнительный материал для чтения к теме 1.1 «эволюция биосферы»
- Геохронологическая шкала
- Дополнительный материал для чтения к теме 1.3 «влияние загрязнения на здоровье людей»
- Характеристика экологической обстановки в России
- Здоровье населения России
- Зависимость здоровья от состояния окружающей среды
- Особенности воздействия факторов окружающей среды
- Специфические техногенные экопатологии
- Дополнительный материал для чтения к теме 2.1 «антропогенез и эволюция»
- 1. Основные факторы антропогенеза
- 2. Эволюция человека
- 3. Особенности эволюции человека
- 4. Особенности адаптации человека
- «Генеалогическое» дерево человека