44. Структура транспортной системы мира, роль и место в мировой хозяйственной системе различных видов транспорта.
Мировая транспортная система - одна из отраслей сферы услуг, к основным функциям которой можно отнести транспортировку пассажиров и грузов. В мировую транспортную систему входят следующие объекты:
- инфраструктура - каналы, ж/д и автомобильные дороги, трубопроводы;
- терминалы - аэропорты, речные и морские порты, автобусные и ж/д станции.
Мировая транспортная система - комплекс транспортных средств и компаний, а также путей сообщения между странами. На современном этапе в транспортной отрасли работает более ста миллионов человек, общая протяженность путей (без учета морских сообщений) более 35 миллионов километров. Каждый год в мире перевозится больше триллиона пассажиров и 100 миллиардов грузов.
Развитие транспортной сети неизменно влияет на прилегающую территорию и дает ей определенный импульс для развития. Территории, которые обеспечены необходимым транспортным сообщением, становятся более привлекательными для человека и ведения деятельности. К примеру, наличие в регионе крупных речных (морских) портов или аэропортов способствует развитию промышленности. Особенно если последняя ориентирована на сырьевую продукцию.
Развитие мировой транспортной системы, повышение объемов контейнерных перевозок, увеличение тоннажа судов, механизация наиболее трудоемких процессов разгрузки и загрузки способствует росту мировой торговли и вовлечения в мировой оборот новых ресурсов.
С развитием транспортной системы в качестве международных грузов выступают не только дорогостоящие товары (как это было ранее), но и сырьевая продукция, товары массового потребления.
Один из главных показателей развития мировой транспортной системы - густота сообщений (сети). Ее расчет производится с учетом площади территории, на которой обслуживается население, общего грузооборота, дальности перевозок и так далее.
Лучше всего развиваются районные (региональные) транспортные системы в Северной Америке. Здесь протяженность путей сообщения составляет треть от общемирового объема. Кроме этого, Северная Америка занимает лидирующие позиции по товарообороту. Нельзя не отметить и успехи Западной Европы, которая занимает лидирующие позиции по густоте транспортной системы. Что касается железнодорожных дорог, то их роль постепенно снижается. Приоритет в большей степени отдается автомобильному транспорту.
Большая роль в мировой транспортной системе отводится Европе. Ее часть в экспорте - около 50%. Часть Америки намного меньше (всего 13%), а других регионов - 11%.
Транспорт берет на себя множество жизненно важных функций. К таковым можно отнести - обеспечение перевозки пассажиров и грузов, географическое разделение труда, обеспечение связей в промышленной сфере.
Все виды мирового транспорта можно разделить на несколько категорий:
- автомобильный транспорт зародился еще в начале 20-го века и занял ведущие позиции среди остальных видов сухопутного транспортного сообщения. С каждым годом протяженность автомобильной сети растет. На сегодняшний день общая длина автомобильных дорог составляет около 25 миллионов километров. При этом половина из них расположена в странах Китая, Японии, России, США и Индии;
- железнодорожный транспорт. В последние годы заметна тенденция снижения роли этого транспорта в общих объемах перевозок. Но, несмотря на это, его роль в общей транспортной системе сложно недооценить. По суммарному объему перевозимых грузов он берет на себя около 10% от общемирового объема. Сама железнодорожная сеть была полностью сформирована к началу 20 века, а ее суммарная длина на сегодня составляет около 13 миллионов километров.
Больше половины всех железнодорожных трасс находится в наиболее крупных странах, таких как Китай, Россия, США, Франция, Аргентина и прочих. Особенно своей густотой ж/д полотен отличается Западная Европа. С другой стороны, существует масса участков на планете, где железнодорожная сеть не развита вовсе;
- трубопроводный транспорт получил свое развитие с момента активизации добычи двух природных ресурсов - природного газа и нефти. Кроме этого, развитию таких сетей способствует и сильный разрыв между регионами потребления и добычи. В общем объеме трубопроводное сообщение занимает десятую часть общего грузооборота в мире;
- водный транспорт - одно из наиболее важных ответвлений в мировой транспортной системе. При этом лидирующую роль берет на себя морской транспорт, на долю которого приходится почти 2/3 все грузоперевозок в мире. И если раньше считалось, что океан разделял страны и континенты, то сегодня он выступает в роли связующего звена.
Лидирующие позиции в судоходной отрасли находятся у Атлантического океана, на второй позиции - Тихий океан, а на третьей - Индийский. Большую роль в мировом транспортном сообщении играют морские проливы и каналы. В первом случае это Гибралтар и Ла-Манш, а во втором - Панамский и Суэцкий канал.
Развитие внутреннего транспорта во многом связано с наличием в регионе природных водоемов - озер или рек, которые могли бы быть использованы для судоходства. Из наиболее популярных водоемов можно выделить реки Янцзы, Енисей, Амазонку, Миссисипи, Конго и так далее. Их преимущество - высокая пропускная способность, которая намного больше, чем в стандартном железнодорожном сообщении;
- воздушный транспорт - самый скоростной способ перевозки пассажиров и грузов. К его преимуществам можно отнести географическую мобильность и качество поставок. Современные воздушные трассы опоясывают весь мир и имеют протяженность в миллионы километров. К основным воздушным странам можно отнести таких мировых гигантов, как Япония, Франция, Россия, США, ФРГ, Канада и так далее.
- 1. Система географических наук, ее целостность. Экономическая и социальная география как наука о пространственно-временных социально-экономических системах.
- 2. Место социально-экономической географии в системе географических, экономических и социальных наук. Объект, предмет, задачи сэг.
- 3. Территориально-производственные и межотраслевые комплексы, экономические и природно-хозяйственные районы.
- 4. Этапы формирования и главные объекты политической карты мира.
- 5. Современное состояние политической карты мира. Типология стран мира по площади и численности населения.
- 6. Типология стран по уровню и особенностям социально-экономического развития. Формы государственного правления и административно-территориального устройства.
- 7. Динамика численности населения Земли, основные факторы, ее определяющие. Территориальные различия воспроизводства населения.
- 8. Урбанизация, ее причины, источники и последствия в странах разного социально-экономического уровня развития.
- 9. Миграционные процессы, основные причины их возникновения. Внутренние и внешние миграции.
- 10. Роль природы в развитии человеческого общества. Понятие техносферы и ноосферы.
- 11. Топливно-энергетические ресурсы, их структура. География запасов и динамика добычи нефти, природного газа, угля, урановых руд.
- 12. Гидроэнергопотенциал Земли. Топливно-энергетический баланс и его динамика.
- 13. Нетрадиционные источники энергии и перспективы их использования.
- 14. Ресурсы биосферы. Роль биосферы в обеспечении человечества продовольствием и сырьем.
- 15. Земельные ресурсы мира, их значение и оценка. Сельскохозяйственная освоенность территории.
- 16. Проблемы охраны и рационального использования лесов Земли.
- 17. Значение пресной воды для развития хозяйства и жизни населения. Ресурсы пресной воды, особенности их размещения.
- 18. Биологические ресурсы, их структура и география промысла.
- 19. Мировое хозяйство как природно-экономическая глобальная суперсистема.
- 20. Понятие об отраслевой структуре хозяйства. Материальное и нематериальное производство.
- 21. Географическое разделение труда – важнейшая категория экономической и социальной географии. Предпосылки и основные этапы развития территориального разделения труда.
- 22. Экономическая интеграция. Крупнейшие международные и региональные экономические организации.
- 23. Общая характеристика промышленности как сложнейшего конгломерата отраслей, подотраслей, секторов, видов, стадий и типов производств.
- 25. Государственно-монополистическое регулирование в промышленности. Различия в типах и уровнях индустриализаций различных стран и регионов.
- 26. Добывающая и обрабатывающая отрасли промышленности и их соотношение. Новые тенденции развития добывающей и обрабатывающей промышленности.
- 27. Базовые и наукоемкие отрасли, определяющие научно-технический прогресс.
- 28. Промышленность и проблемы экологии.
- 29. Классификация топливно-энергетических ресурсов, запасы, уровень обеспеченности.
- 30. Топливно-энергетический баланс, его структура и динамика.
- 32. Альтернативные источники энергии: энергия солнца, водорода, ветра, морских приливов и волн, геотермальная энергия, биоисточники и др.
- 33. Особенности географии нефтяной и газовой промышленности. Территориальное распределение мировых запасов, добычи и переработки нефти, география потребления нефти.
- 34. Угольная промышленность. Мировые угольные ресурсы, виды и качественный состав углей. География добычи, потребления и торговля угля.
- 35. Электроэнергетика. Мировая выработка электроэнергии и темпы ее роста.
- 36. Сырьевая и топливная базы черной металлургии, влияние на географию отрасли.
- 37. Многоотраслевой состав отрасли машиностроения, главные подотрасли.
- 38. География основных отраслей машиностроения.
- 39. Место химической отрасли в структуре обрабатывающей промышленности, ее значение для всего народного хозяйства.
- 41. Место пищевой промышленности в обрабатывающей промышленности, ее значение в жизнедеятельности людей. Сложность отраслевой структуры, группировка отраслей по видам используемого сырья.
- 42. Значение и факторы размещения отраслей сельского хозяйства. Занятость трудоспособного населения в сельском хозяйстве по странам и регионам.
- 43. Значение и связь животноводства с растениеводством. Структура животноводства в мире, уровень и направления развития в разных группах стран.
- 44. Структура транспортной системы мира, роль и место в мировой хозяйственной системе различных видов транспорта.