logo search
Экология Багрова

3.5. Транспорт

Среднесуточная интенсивность движения, вертикальный транспорт.

Транспорт выполняет важнейшую роль во внутрирайонном, межрайонном и межгосударственном разделении труда. Будучи потребителем большой количества энергоносителей, транспорт играет достаточно заметную отрицательную экологическую роль.

Общее представление о транспортной системе полуострова дает табл. 3.5

Главное место в перевозке грузов и пассажиров занимает автомобильный транспорт. Осью полуострова является автомагистраль Симферополь-Москва. Основные каркасные магистрали: Симферополь—Феодосия—Керчь Симферополь—Севастополь, Симферополь—Евпатория, Симферополь-Алушта—Ялта—Севастополь, Симферополь—Алушта—Судак—Феодосия Остальные дороги имеют региональное и местное значение. В целом средняя, плотность автодорог в расчете на единицу площади довольно высокая ; составляет 244 км/1 ООО км2 (по Украине — 234 км/1 ООО км2).

Грузовые автомобили, шт.

36 278

Пассажирские автобусы, шт.

7 830

Легковые автомобили, шт.

247 379

Грузовые суда, шт.

36

Рыболовецкие суда, шт.

73

Пассажирские суда, шт.

34

Буксирные суда, шт.

24

Научно-исследовательские суда, шт.

5

Обслуживающие суда, шт.

26

Троллейбусы, шт.

424

Трамвайные вагоны, шт.

31

Железные дороги, км

644,2

Автомобильные дороги, км

6 625,0

Троллейбусные линии, км

328,1

Трамвайные линии, км

20,0

Трубопроводы,км

1 126

В Крыму 6 625 км автомобильных дорог. Вдоль них формируются полосы устойчивого загрязнения. В 1992 г. выбросы автотранспорта достигли 160 тыс.т.

Состояние транспорта Крыма

Функционирование автодорог неизбежно сказывается на состояния окружающей среды. Наиболее распространенное средство наземной безрельсового транспорта — автомобиль — использует в качестве горючей продукты переработки нефти, газа или растительного сырья, при этом в почву

попадают тяжелые металлы из выхлопных труб автомашин, а воздушный бассейн загрязняется газообразными выбросами и шумами.

Вдоль дорог полуострова посажены лесополосы, в составе которых много плодовых деревьев. Раньше они не только украшали дороги, но и служили дополнительным источником получения вкусных плодов (абрикос, айвы). Сейчас же, когда резко выросла интенсивность транспортного потока, они стали аккумуляторами вредных, опасных для здоровья веществ. В последние годы многие лесополосы подвергаются вырубке на топливо, из-за чего они перестают выполнять свои защитные функции (рис. 3.14).

В городах на долю автомобилей приходится в среднем 70—80 % от общей величины загрязнения. В Крыму автомобильное загрязнение заметно увеличилось в последние годы из-за некачественного топлива, а также в связи с завозом из-за рубежа большого числа машин, нередко тех марок, которые уже запрещены к использованию в других странах.

Среднесуточная интенсивность движения на автомагистрали первого класса на участке Симферополь—Красногвардейское достигает 12—13 тыс. машин. Наблюдаются ее колебания в течение недели и по сезонам года: в летние месяцы в южном направлении порой движется сплошной поток машин.

С большими трудностями сталкивается строительство и эксплуатация автодорог в горном Крыму (рис. 3.15). Большая крутизна склонов заставляет создавать сложнейшие дорожные серпантины (на склонах Ай-Петри, в районе Байдарских Ворот, на участке Алушта—Судак), расчлененный рельеф и оползни — строить мосты и туннели. Из-за малой ширины дорог часто по одной полосе движутся «в затылок друг другу» груженые самосвалы и скоростные легковушки. Мало удачно спроектированных транспортных развязок, позволяющих машинам маневрировать в случае аварии.

В равнинном Крыму местные дороги (вдоль сельскохозяйственных угодий, каналов, в селах) часто не благоустроены, из-за чего транспортные средства выбирают объезды, создавая все новые дороги. Казалось бы, небольшие нарушения, но по всему полуострову под такими «дорожными угодьями» находятся значительные площади плодороднейших земель.

Железнодорожный транспорт. Больше всего грузов перевозится на участках Симферополь—Джанкой и Джанкой—Керчь. Линейно вытянутые автомобильные и железные дороги являются своеобразными коридорами, по которым на значительные расстояния переносятся загрязняющие вещества: углеводороды, азотсодержащие вещества, тяжелые металлы и др. При неполном сгорании топлива и выбросе искр возникают пожары. Одновременно дороги являются своего рода «мусоропроводами».

Они же становятся барьерами для распространения растений и животных, препятствуют естественному стоку вод (рис. 3.16).

Традиционным для полуострова является морской транспорт, хотя его доля в перемещении грузов и перевозке пассажиров незначительна из-за неразвитости портового хозяйства и отсутствия современных транспортных средств.

Самый молодой трубопроводный транспорт используется для подачи газа по направлениям: Голицыно—Глебовка—Симферополь, Симферополь— Севастополь, Джанкой—Симферополь, Красноперекопск—Джанкой— Феодосия—Керчь. Планируется проложить газопровод по дну Каркинитского залива от месторождения Штормовое (в Черном море) к Глебовскому газохранилищу. Трубопроводы, в отличие от других транспортных средств, воздействуют на окружающую среду кратковременно, только при земляных работах во время прокладки, но часто вдоль них остаются нерекультивированные участки земель, груды мусора. Кроме того, трубопроводы являются потенциальными объектами экологического риска при каких-либо чрезвычайных ситуациях.

Воздушный транспорт. По объему перевозок Симферопольский аэропорт в начале 90-х гг. ненамного отставал от Киева, Москвы, Санкт-Петербурга. В перспективе — использование бывших военных аэродромов в районе пос. Кировское, городов Саки, Джанкой, около Керчи (Багерово), севернее Севастополя (Бельбек) и др. Для рекреационных перевозок на полуострове были построены и вертолетные площадки в Ялте, Алуште, около пещеры Мраморной, на плато Чатырдага, но дороговизна и шумовое «загрязнение» приостановили их функционирование.

Наряду с традиционными видами транспорта для курортов, особенно расположенных в горной местности, необходимо создание особых, скоростных и экологически чистых видов сообщения. Вертикальный транспорт (канатные дороги) не получил развития из-за сложности строительства и экологических ограничений (учитывая наличие заповедников в горах). Первая канатная дорога в Крыму была не вертикальной, а горизонтальной: ее построили в 1943—1944 гг. для перевозки военных грузов через Керченский пролив. Небольшие участки канатных дорог для перевозки отдыхающих в 60-е гг. XX в. были построены в Ялте (в санаториях «Горный», «Донбасс», на склонах г. Дарсан и др.). Канатная дорога из Мисхора наг. Ай-Петри строилась больше 10 лет и стала функционировать с 1988 г. Ее протяженность 3,5 км, перепад высот1142 м.

Экологически более чистым транспортным средством является троллейбус. Он осуществляет сообщение не только в городах, но и между ними (Симферополь—Алушта—Ялта). Общая эксплуатационная длина троллейбусных линий превысила 300 км.

Транспортная сеть Крыма в будущем представляется специалистам по-разному: предлагается проведение железной дороги по Южному берегу Крыма (выше современного автомобильного шоссе); планируется сделать выход железнодорожной ветки на ЮБК по туннелю (аналогично туннелю, подающему воду в Ялту); рекомендуется строительство сети монорельсовых дорог. Несомненно одно — транспорт должен стимулировать развитие крымских курортов и быть экологически совершенным, чтобы сохранить среду обитания и основные рекреационные ресурсы климатических курортов полуострова.