6.10. Экология, мировоззрение и этика
Экологическое мировоззрение, экологическая этика, антропоцентризм, природоцентризм, утилитаристское и деонтологическое направления в отстаивании прав животных, смысл охраны дикой природы, принцип «делать и наслаждаться больше, расходуя меньше».
Для решения экологических проблем можно использовать самые разные методы, в том числе более совершенные технологии или сохранение естественных ландшафтов. Однако резонно задать такой вопрос: что нужно сделать, чтобы это стало возможным? Кто и что заставит человека охранять дикую природу, вкладывать финансовые, материальные и интеллектуальные ресурсы в совершенствование производства? Ответ может быть один: это станет возможным, если изменится мировоззрение каждого человека и общества в целом. О. Леопольд говорит: «Мы неправильно относимся. к Земле, нанося- ей ущерб, потому, что рассматриваем ее как нечто принадлежащее нам. Когда же мы посмотрим на Землю как на общность, к которой принадлежим сами, мы начнем относиться к ней с любовью и уважением».
Еще большую опасность, чем загрязнение природных сред и замусоривание наших городов, представляет загрязнение наших душ м мыслей, наше стремление к бесконечному наращиванию экономических благ. Поэтому наиболее фундаментальной основой преодоления экологического кризиса является изменение взглядов на отношения человека и природы, изменение экологического мировоззрения человека.
Экологическое мировоззрение — это совокупность взглядов на отношения человека и природы. Экологическая этика - это система норм поведения по отношению к природе.
В современном мире мы наблюдаем два полюса в отношениях человека к природе:
антропоцентризм — система взглядов расточителей и эгоистов. Эти люди считают, что человек стоит над природой, он венец природы. Человек в состоянии подчинить природу своим целям;
природоцентризм — система взглядов, согласно которым человек составляет часть природы, соблюдает ее законы и строит свои взаимоотношения с ней на основе сотворчества.
Все взгляды на отношения человека и природы могут быть уложены в интервале между этими полюсами (табл. 6.4).
Еще в Древнем Египте отношение к природе, в частности к животным, было одним из элементов общественной жизни: животные имели право выступать с жалобой против человека, если он доставлял им страдания. Разумеется, речь идет о жалобе, которую выставлял другой человек. В последующие века было много примеров, когда рассматривались вопросы о защите животных.
Но системное движение за права животных началось в последние десятилетия. Сформировалось утилитаристское и деонтологическое направления в отстаивании прав животных [Борейко, 2000]. Сторонники первых считают, что живые существа заслуживают морального внимания из-за наличия чувствительности (но не разума). Они испытывают страдания, и следует максимально предотвращать последние. Деонтологисты считают, что животным присущи все те же физиологические качества, и поэтому у человека и животных должны быть равные права. Они выступают против животноводческих ферм, за полный запрет на коммерческую и спортивную охоту и ловлю животных. Радикальный деондологист Том Риган сформулировал основные цели: отказ от всех видов эксплуатации животных, связанных с причинением страданий животным и их умерщвлением, от использования их в пищу, для получения меха и кожи, от использования животных в эксперименте, в зрелищных мероприятиях. Новозеландский экофилософ Алистер Ганн говорит о необходимости использовать животных только для базовой цели — выживания. Даниил Андреев в «Розе мира» пишет о действиях, которые необходимо принять для защиты животных:
запрет мучительных для животного способов его умерщвления;
запрет опыта на «живом материале» в школах и где бы то ни было, кроме специальных научных учреждений;
полный запрет опытов над животными без их усыпления или обезболивания;
создание и финансирование научных коллективов для изыскания и разработки новой экспериментальной методики в естественных науках;
Сравнение взглядов антропоцентристов и природоцентристов
(по материалам Т. Миллера, А.Н. Тетиора, В.А. Зубакова)
| Антропоцентризм | Природоцентризм |
Роль человека на Земле | Человек — венец природы. Наша роль в завоевании природы и управлении ею. | Человек — часть природы, он должен следовать законам природы. В рамках этого он устраивает свою жизнь, сотрудничая с природой. |
Отношение к живым существам | Мы имеем право на убийство животных в целях удовлетворения своих потребностей. | Каждое живое существо имеет право на жизнь, наличие этого права не зависит от его полезности. Мы имеем право на защиту от опасных животных, когда нет возможности избежать с ними контакта. Мы имеем право убивать другие организмы для удовлетворения жизненно важных потребностей, однако у нас нет такого права для удовлетворения наших прихотей (принцип выживания). |
Насколько серьезны проблемы окружающей среды? | Представления о глобальном экологическом кризисе преувеличены, новые технологии позволят решить эти проблемы. | Глобальный экологический кризис усугубляется и может приобрести необратимый характер. |
Имеем ли мы право изменять природу? | Да, имеем. | Когда мы изменяем природу для удовлетворения своих жизненно важных потребностей, мы должны выбирать варианты причинения наимень- |
Население мира | Не следует контролировать численность населения, она есть одна из составляющих системы «общество—техника— природа» и поддается регулированию в ходе этого взаимодействия. | Необходимо контролировать численность населения, следует сократить население мира до 1—1,5 млрд человек на основе щадящего и никому не причиняющего вреда принципа «одной семье — один ребенок». |
Насколько мы обеспечены природными ресурсами? | Ресурсы не будут исчерпаны, поскольку мы изобретательны в их поисках и замене одних видов ресурсов другими. | Ресурсы ограничены, они должны расходоваться очень экономно. |
В чем смысл жизни? | Обеспечить экономическое процветание. | В достижении гармонических отношений с природой. |
Показатели развития и процветания страны | Ведущая роль принадлежит странам, которые потребляют большую часть ресурсов. | Наибольшего уважения заслуживают страны, которые добились достойного уровня жизни людей при сохранении природы, наибольшего числа видов живых организмов, чистых водоемов и воздуха. |
Идеалы развития | Развитие производства, рост потребления и совершенствование технологий ведут нас к лучшей жизни. | Познание природы, жизнь в гармонии с природой на основе принципов сотворчества и коэволюции. |
Какие перспективы — краткосрочные или долгосрочные — во главе угла? | Краткосрочные. | Среднесрочные и долгосрочные. |
Отношение к будущим поколениям | Они будут иметь возможность сами построить такую жизнь, которую сочтут необходимой. | Мы должны передать потомкам Землю в таком же состоянии, в каком получили, если не лучше. |
ограничение охоты как спорта и рыбной ловли как развлечения, использование охоты и рыбной ловли только для борьбы с хищниками;
развитие в детях любви к животным.
И. Кант назвал еще одну причину, почему нам не следует плохо обращаться с животными: если обращаться со зверями плохо, то со временем это переходит и на людей. Таким образом, плохое обращение с животными — это моделирование жестокости в отношении самих людей.
Мировоззрение антропоцентристов — это мировоззрение расточителей. В XX ст. человек, руководствуясь принципами антропоцентризма, используя свой изощренный ум, довел биосферу Земли до кризиса. Человечество должно сейчас сделать шаг, подобный шагу Коперника, который поставил Солнце в центр солнечной системы: мы должны согласиться с тем, что человек не является центром мироздания, он является лишь одним из миллионов видов живых организмов.
Смысл охраны дикой природы:
1:) рациональный: необходимость использования экономических, научных и экологических резонов в процессе изъятия природных территорий из непосредственного хозяйственного использования вытекает из чувства самосохранения человека;
2) этический: охрана дикой природы была, есть и будет выражением благоговения Человека перед Природой, выражением сыновнего признания ее извечной самоценности и желанием служить ей, любуясь и любя, а следовательно — материальным проявлением именно человеческих качеств (по СИ. Забелину).
Характерен в этом смысле рассказ старой индианки Уинту [Миллер, 1994]: «Белые люди никогда не заботились о Земле, олене или медведе. Когда индейцы убивают животное на мясо, они съедают его полностью. Когда мы окапываем корни, мы роем маленькие лунки. Мы не рубим деревья, а используем только мертвую древесину. Но белые люди переворачивают плугом землю, рубят деревья, убивают все живое. Дерево говорит: "Не делай этого, мне больно, не обижай меня". Но они валят его на землю и разрубают на части. Дух Земли ненавидит их... Белые люди разрушают все. Они взрывают скалы и рассеивают их по земле... как может дух Земли любить белого человека. Повсюду, где белый человек касался Земли, остались раны».
Многие люди, в том числе весьма состоятельные, уже переходят на природоцентристское мировоззрение. Они ведут простой образ жизни, соблюдая принцип «делать и наслаждаться больше, расходуя меньше». Большое количество вещей и предметы роскоши не делают их счастливыми, ибо они понимают, что чем большим количеством вещей ты владеешь, тем больше попадаешь под их власть. Они требуют времени и денег на их покупку, охрану, ремонт.
Единственным условием для реализации этого подхода является наличие людей, влюбленных в природу и готовых к действиям по ее сохранению и восстановлению.
В заключение следует сказать, что моральные основы действий по сохранению природы являются самыми сильными и основополагающими. Никакие законы и экономические регуляторы, административные меры не смогут предотвратить разрушение Земли, если не будет осознания человеком своей миссии по сохранению планеты.
- Глава 1. Крым в современном мире: глобальные проблемы и их
- Глава 2. Природные предпосылки формирования экологической
- Глава 4. Методы изучения состояния окружающей среды в Крыму 131
- Глава 5. Экологическое состояние региона 157
- Глава 6 Пути улучшения экологической ситуации в Крыму 245
- Глава 1. Крым в современном мире:
- Глава 2. Природные предпосылки формирования экологической ситуации в Крыму.
- 2.8. Растительность и животный мир
- 2.9. Ландшафты и экосистемы
- 3.1. Система хозяйствования:
- 3.2. Промышленность
- 3.3. Сельское хозяйство
- 3.4. Рекреационное хозяйство
- 3.5. Транспорт
- Глава 4. Методы изучения состояния окружающей среды
- 4.1. Методы экологических исследований
- 4.2. Экологический мониторинг
- 4.3. Дистанционные методы
- 4.4. Экологическая экспертиза и аудит
- Глава 5. Экологическое состояние региона
- 5.1. Общая оценка экологической ситуации в Крыму
- 5.2. Природно-заповедный фонд
- 5.3. Состояние биологического разнообразия
- 5.4. Города
- 5.5. Сельскохозяйственные земли и агроландшафты
- 5.6 Водные ресурсы и экология
- 5.7 Прибрежные воды
- 5.8. Леса горного Крыма
- 5.9. Твердые бытовые отходы
- 5.10. Чрезвычайные экологические ситуации в Крыму
- 5.11. Экология и эстетика
- Глава 6. Пути улучшения экологической ситуации в Крыму
- 6.1. Экологизация промышленности
- 6.2. Энергетика и экология
- 6.3. Экологизация транспорта
- 6.4. Экологизация сельского хозяйства
- 6.5. Экологизация рекреационной деятельности
- 6.6. Оптимизация территории
- 6.7. Экологическое образование, общественное экологическое движение
- 6.8. Экологическое законодательство
- 6.9. Экономика и экология
- 6.10. Экология, мировоззрение и этика
- 11. Смена образа жизни, переход к устойчивому развитию