4.4. Экологическая экспертиза и аудит
Экологическая экспертиза, типы экспертиз: государственная, общественная, ведомственная, контрольно-нормативная, диагностическая, оценочная, прогнозная, конфликтная; экспертный надзор, экологический аудит.
Экологическая экспертиза — это экологическое исследование, анализ и оценка результатов намечаемой или существующей хозяйственной деятельности, которая оказывает или может оказать отрицательное воздействие на окружающую среду.
Первоначально экологическую экспертизу проводили с целью предотвращения неблагоприятных последствий при строительстве промышленных объектов. В настоящее время в соответствии с принятым законом Украины «Об экологической экспертизе» (1995) она должна проводиться для всех предплановых, предпроектных, проектных материалов, существующих народнохозяйственных объектов (особенно опасных производств: электростанций, заводов, нефтетерминалов, военных объектов и др.): экспертиза может осуществляться с целью оценки экологических ситуаций какой-либо территории, природоохранных объектов, а также для различного рода веществ, изобретений, технологий, экологических законов и программ, то есть практически для всего, что производит человек.
Экспертизы бывают государственные, общественные, ведомственные. Государственные экспертизы по закону обязательны при проектировании и строительстве любых новых хозяйственных объектов. Общественная экспертиза проводится группами специалистов, формирующимися при различных научных и общественных организациях.
Экологическая экспертиза должна быть научно обоснована, эксперты при проведении экспертизы должны быть независимы. Результаты экспертизы представляются для широкого рассмотрения общественности.
Когда по каким-либо причинам с выводами первичной экспертизы не согласен заказчик или требуется доработка представленного на экспертизу материала, проводится вторичная экспертиза.
Для осуществления экологической экспертизы существует целая процедура (рис. 4.10), которая состоит из подготовительного этапа (приема документов и оформления заявки), основного (экспертного анализа) и заключительного (принятия экспертного заключения). Результаты экспертизы должны публиковаться в средствах массовой информации.
Предельные сроки проведения экологической экспертизы группами специалистов эколого-экспертных подразделений, учреждений или организаций Министерства экологии и природных ресурсов Украины — до 45 календарных дней с продлением при необходимости до 60 дней, а в исключительных случаях — до 120 дней. Если экологическая экспертиза осуществляется специально созданными межотраслевыми эколого-экспертными комиссиями и другими специализированными подразделениями, срок ее проведения — до 90 дней. Повторная экологическая экспертиза осуществляется в течение 30 календарных дней.
Затраты на проведение экологической экспертизы определяются до 3—3,5 % от стоимости разработки проекта.
Содержание экологической экспертизы зависит от объекта. В большинстве случаев применяется комплексный подход с учетом всех обстоятельств, особенно экологической емкости природной и социальной систем (окружающей среды), демографических, геологических, климатических и иных условий. Задача состоит в том, чтобы проанализировать целесообразность принятых вариантов и произвести прогноз социальных, экономических и экологических последствий реализации проекта или какой-либо деятельности, связанной с - использованием природных ресурсов и отрицательным влиянием на окружающую среду. Для промышленных объектов она в большинстве случаев сводится, с одной стороны, к оценке влияния окружающей среды на объект экспертизы, с другой — к оценке влияния промышленного предприятия на окружающую среду (рис. 4.11).
При изучении представленных на экологическую экспертизу материалов значительное внимание уделяется разделу «Оценка влияния на окружающую среду». В проекте должна быть представлена реальная ситуация региона, учтены все источники загрязнения окружающей среды, материалы о территории для строительства, обоснованы мероприятия по сохранению плодородия почв, горных пород, растений и животных. Особая роль отводится сохранению объектов природно-заповедного фонда и зон рекреации (оздоровления и отдыха).
Только при положительном выводе государственной экологической экспертизы идет финансирование всех программ и проектов.
Экологическая экспертиза в зависимости от главной выполняемой функции может быть контрольно-нормативной (проверка степени соответствия представленных материалов экологическим нормативам), диагностической (необходимо установить причину того или иного события или явления), оценочной (необходимо сделать оценку какого-либо объекта при отсутствии законодательно утвержденных методик, например, определить стоимость земель или оценить экологическую ситуацию города), прогнозной (когда главная цель экспертизы — сделать прогноз какого-либо процесса или явления, например, прогноз экологического состояния г. Симферополя через 5 лет), конфликтной (осуществляется с целью решения спорных вопросов, например, о строительстве Крымской АЭС (рис. 4.12)).
Экспертному надзору подвергается и послепроектный период — при строительстве объекта и выполнении соответствующих природоохранных законов и актов. Особое внимание уделяется одновременной готовности строительных конструкций и природоохранных объектов.
Другим элементом контроля экологической ситуации является экологический аудит. В переводе этот термин означает «экологическое обследование», «экологический обзор».
Экоаудит по международным стандартам является необходимым при различного рода инвестициях, .оценке стоимости приватизируемых предприятий, маркетинговых .' исследованиях конкурентоспособности продукции и др. Становление рыночных отношений требует внедрения экологического аудита.
За рубежом экоаудит проводится специальными фирмами, которые всесторонне изучают деятельность предприятия, начиная с истории его становления. Он включает не только оценку экологического состояния предприятия и определение отклонения его деятельности от норм, но и анализ технологий, финансово-экономической сферы с такой целью, чтобы увеличить прибыль предприятия и уберечь его от системы возможных штрафов в связи с нарушением экологических законодательств.
Экоаудит позволяет оценить деятельность предприятия с точки зрения интересов самого предприятия, повышая его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, оценить экологическую эффективность управления предприятием с целью сохранения окружающей среды. В экоаудите заинтересованы и собственники предприятий, что не всегда бывает при осуществлении экологической экспертизы, так как она в большинстве случаев в основу регулирования отношений ставит штрафы и запреты. Экологический аудит организуется по инициативе руководителя или владельца объекта и носит характер экологического самоконтроля или экологической самооценки.
Экологический аудит выполняется независимо от экологической экспертизы. Он проводится специализированными аудиторскими организациями, имеющими соответствующий квалификационный сертификат (лицензию).
- Глава 1. Крым в современном мире: глобальные проблемы и их
- Глава 2. Природные предпосылки формирования экологической
- Глава 4. Методы изучения состояния окружающей среды в Крыму 131
- Глава 5. Экологическое состояние региона 157
- Глава 6 Пути улучшения экологической ситуации в Крыму 245
- Глава 1. Крым в современном мире:
- Глава 2. Природные предпосылки формирования экологической ситуации в Крыму.
- 2.8. Растительность и животный мир
- 2.9. Ландшафты и экосистемы
- 3.1. Система хозяйствования:
- 3.2. Промышленность
- 3.3. Сельское хозяйство
- 3.4. Рекреационное хозяйство
- 3.5. Транспорт
- Глава 4. Методы изучения состояния окружающей среды
- 4.1. Методы экологических исследований
- 4.2. Экологический мониторинг
- 4.3. Дистанционные методы
- 4.4. Экологическая экспертиза и аудит
- Глава 5. Экологическое состояние региона
- 5.1. Общая оценка экологической ситуации в Крыму
- 5.2. Природно-заповедный фонд
- 5.3. Состояние биологического разнообразия
- 5.4. Города
- 5.5. Сельскохозяйственные земли и агроландшафты
- 5.6 Водные ресурсы и экология
- 5.7 Прибрежные воды
- 5.8. Леса горного Крыма
- 5.9. Твердые бытовые отходы
- 5.10. Чрезвычайные экологические ситуации в Крыму
- 5.11. Экология и эстетика
- Глава 6. Пути улучшения экологической ситуации в Крыму
- 6.1. Экологизация промышленности
- 6.2. Энергетика и экология
- 6.3. Экологизация транспорта
- 6.4. Экологизация сельского хозяйства
- 6.5. Экологизация рекреационной деятельности
- 6.6. Оптимизация территории
- 6.7. Экологическое образование, общественное экологическое движение
- 6.8. Экологическое законодательство
- 6.9. Экономика и экология
- 6.10. Экология, мировоззрение и этика
- 11. Смена образа жизни, переход к устойчивому развитию