logo search
природопользование ИГФ-06

8. История развития природоохранной деятельности в России.

Дореволюционная природоохранная деятельность

Феод.- зем. наделы, царские церковные земли были лесоугодьями где они хотели сохранить свои земли..В Росси управление проводилось на коллективном уровне.

«Русская правда» Ярославского: в Р.П. прослеживался принцип охраны общинной собственности. Через нее охраняется природный объект. Устанавливается штраф за кражу дров, но отсутствовал штраф за вырубку леса. Принцип Р.П.: «имущество князя охраняется в лесу».Охотится на бобров разрешалось боярам и князьям.

«Соборное уложение А. Михайловича» - запрещалось ловля бобров и выдр. В 1653.г вышла отд. «царская грамота»,в кот-й запрещалось ловить бобров и выдр капканами. Нарушители подвергались штрафу либо тюремному заключению. Появляется понятие «пособничество».. В 17-18 в. в Российском законодательстве наблюдается тенденция сокращения прав собств.: соборное уложение разрешало служивым людям свободно пользоваться лесом для воинских нужд.

Во времена Петра 1 были введены дополнит. Ограничения на владельцев леса. Для воинских нужд разрешалось рубить лес ничего не платя. Лес является стратегическим ресурсом. При нем была проведена опись лесов. Впервые запретили вырубать лес вдоль рек удобных для лесосплавов. Петр объявил некоторые леса заповедными.

При Екатерине 2 были отменены все ограничения прав владельцев лесами. Все леса имений и помещений дач были собственниками.

В росс. Закон. действовал принцип интереса третьих лиц. В 19 в. появляются нормы, регулирование охрану городов. Устав 1782г(полицейский состав) возлагал обязанности очищения и мощения улиц для частного пристава. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных от 1842г. предусматривало охрану чистоты воздуха в городе или вне города выше по течению реки или притока. В 20 в.произошло расширение общественных отношений в сфере госконтроля, в частности было прописано, что полиция должна наблюдать за тем, чтобы на улице не было такого, что могло бы загрязнить воздух. Для дореволюционного природопользования характерны след-ие факторы

- природный( огромное пространство неосвоенных земель)

- экономический

- культурный(слабость и не выраженность культурной мысли).

В целом для дореволюц. характерно:

- природный ф-р;

- экономический ф-р;

- культурный ф-р.

Становление природоохранной деят-ти в стране с 17г по наст. вр.

Развитие природоохр. органов в Росси происходит в неск. этапов:

с 1919-23г – органы наркрмпроссы

с 1923-38 – ВЦИК

с 1938г. – СНК СССР

Формирование росс. Экологич. Законодательства прошло в три осн. этапа:

- возникновение, становление и развитие в рамках земельного права;

- развитие в рамках природоресурсных отраслей;

- выход за рамки природоресурсных отраслей.

Первый этап (1917-1968гг). Первым норм-правовым актом явл. Декрет «О Земле».Далее были приняты Декреты: «О Лесах»; «О Недрах земли»; «Об охране памятников природы, садов и парков». В этих норм. Актах были намечены тенденции к бережному использованию природных объектов.

В конце 50-х – начале 60-х годов были приняты законы об охране природы во всех союзных республиках СССР.

Второй этап (1969-1988гг) характ-ся тем, что активно формируются природоресурсные отрасли права. Принимаются « Основы водного законодательства», «Основы законодательства о недрах», «Основы лесного законодательства». В 1980г. были приняты два союзных закона – об охране и использовании животного мира и об охр. атмосф. воздуха

Третий этап (1989г. – по наст. время) Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР создало условия для формирования нового подхода к экологопользованию:

- была реформирована система природоохранных органов Госкомприроды СССР (впоследствии – Министерство природопользованя и охр. окр. среды СССР);

- было признано целесообразным создать в Москве в системе Госкомприроды СССР…;

- в соответствии с постановлением была создана система экологич. экспертизы;

- была введена плата за выбросы в-в, загрязняющих окр. природ. среду.

Основой экологич. Законодательства РФ является Закон РФ «Об охране окруж. природной среды». Принятие закона было вызвано двумя причинами: экономическим кризисом и переходом к рынку. До принятия этого закона в России не было общего правового документа в обл. охр. окр. природ. ср.