logo search
Эколого-экон

5.2. Методические положения по расчету платы за загрязнение атмосферного воздуха от стационарных и передвижных источников

Расчет платы за выбросы загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников*.

Плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ:

Пнорматив = Сi Мi при Мi МНi,

где i – вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3,…, n); Пнорматив – плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих предельно допустимых нормативов выбросов, руб.; Сi – ставка платы за выброс 1 т i-го загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов выбросов, руб.; Мi – фактический выброс i-го загрязняющего вещества, т; МНi – предельно допустимый выброс i-го загрязняющего вещества, т;

Сi = НБнi КЭ Кинд,

где НБнi – базовый норматив платы за выброс 1 т i-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов, руб.; Кинд – коэффициент индексации платы за загрязнение; КЭ – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферы в Хабаровском крае.

Плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы за разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ:

Плимит = Слимит i (Мi МНi) при МНi < Mi MЛi,

где i – вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3,…, n); Плимит – плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов, руб.; Слимит i – ставка платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленных лимитов, руб.; Мi – фактический выброс i-го загрязняющего вещества, т; МНi – предельно допустимый выброс i-го загрязняющего вещества, т; МЛi – выброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, т;

Слимит i = НБлi КЭ Кинд,

где НБлi – базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, руб.; Кинд – коэффициент индексации платы за загрязнение; КЭ – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферы в Хабаровском крае.

Плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент:

Псверхлимит = 5 Слимит i (Мi – MЛi) при Мi > MЛi,

где i – вид загрязняющего вещества (i – 1, 2, 3, …, n); Псверхлимит – плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ, руб.; Слимит i – ставка платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленных лимитов, руб.; Мi – фактический выброс i-го загрязняющего вещества, т; МЛi – выброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, т.

Общая плата за загрязнение атмосферного воздуха определяется по формуле

П = Пнорматив + Плимит + Псверхлимит .

Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников

Плата за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками подразделяется: на плату за допустимые нормативы выброса загрязняющих веществ; плату за выбросы загрязняющих веществ, превышающие допустимые нормативы.

Плата за допустимые нормативы выброса загрязняющих веществ определяется по одному из следующих методов:

Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками в расчете на количество израсходованного топлива определяется путем умножения соответствующих удельных нормативов платы на количество израсходованного топлива, на коэффициенты индексации платы, экологической ситуации и значимости атмосферного воздуха в данном районе (городе) и суммирования полученных произведений по видам топлива:

Пн тр = Yе Кинд Те Кэ атм,

где Пн тр – плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников, руб.; Yе – удельный норматив платы за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании 1 т е-го вида топлива, руб./т; Кинд – коэффициент индексации платы за загрязнение; Те – количество е-го вида топлива, израсходованного передвижными источниками за отчетный период, т; Кэ атм – коэффициент экологической ситуации и значимости атмосферного воздуха в данном районе (городе); е – вид топлива (е = 1, 2,…, r); r – количество видов топлива.

Удельный норматив платы за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании различных видов топлива, определяется как средневзвешенное ее значение для оксидов углерода и азота, углеводородов, сажи, соединений свинца и диоксида серы, содержащихся в отработавших газах при сжигании 1 т топлива передвижным источником загрязнения, техническое состояние которого соответствует установленным стандартам (табл. 5.1).

Таблица 5.1