Базовые нормативы платы за размещение отходов
Вид отходов | Норматив платы за размещение 1 т (1 м3) отходов в границах лимитов, руб. |
Нетоксичные отходы добывающей промышленности, т | 0,0025 |
Нетоксичные отходы перерабатывающей промышленности, м3 | 0,12 |
Токсичные отходы 1-го класса токсичности (чрезвычайно опасные), т | 14 |
2-го класса токсичности (высоко опасные), т | 6 |
3-го класса токсичности (умеренно опасные), т | 4 |
4-го класса токсичности (мало опасные), т | 2 |
Эксплуатирующие специализированные полигоны организации, которые принимают для размещения образованные на других предприятиях отходы, рассматриваются как природопользователи, оказывающие непосредственное негативное воздействие на состояние окружающей среды и ее элементы. В этом случае рассчитываются платежи за загрязнение в соответствии с величиной воздействия на отдельные элементы окружающей среды.
Плата за размещение отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, сырьем или материалами для других производств, устанавливается на уровне договорных цен на эти ресурсы, сложившихся в регионе на момент расчета платежей.
При определении платы за размещение отходов лесозаготовительных предприятий необходимо руководствоваться тем, что лесозаготовительные предприятия относятся к добывающим отраслям промышленности, основной продукцией которых являются круглые лесоматериалы, а также некоторые другие виды продукции. Плата за размещение отходов лесозаготовительных предприятий определяется по базовым нормативам платы нетоксичных отходов добывающей промышленности.
Комплексное задание 5.2. Расчет платежей за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
На основании данных комплексного задания 4.3 рассчитать величину платежей за загрязнение водных объектов, а также оценить изменения себестоимости и прибыли по предприятию.
Объемы сбросов в разрезе примесей по базовому варианту рассматривать как фактические объемы отрицательных воздействий на водные объекты; объемы сбросов по первому варианту рассматривать как нормативные или временно разрешенные; лимиты сбросов принять в размере 70 % от временно разрешенных (нормативных) объемов сбросов.
Состав примесей взять по исходным данным комплексного задания 4.3, ставки платежей по ним в разрезе допустимых и лимитов (временно разрешенных) выбросов – из табл. 5.5, а коэффициенты экологической ситуации – по месту проживания студентов (см. табл. 5.4).
Контрольные вопросы и задания
Укажите типы экономических механизмов природопользования.
Каковы принципы эффективной концепции экономического механизма природопользования?
Какие платежи взимаются за право пользования природными ресурсами?
В чем сущность, назначение платежей за загрязнение окружающей среды? Назовите их виды.
Назовите методические положения по расчету платы за загрязнение атмосферного воздуха от стационарных и передвижных источников.
Тесты
Субъектами управления природопользованием являются:
а) фирмы и организации, связанные с природопользованием;
б) государственные органы, учреждения, наделенные соответствующими функциями;
в) банки, фонды, финансирующие природоохранные мероприятия;
г) компании, занимающиеся экологическим страхованием, аудированием.
Формой государственного управления природопользованием являются:
а) деятельность людей в сфере природопользования;
б) властные полномочия государственных органов;
в) административные соглашения;
г) совокупность предприятий, направленных на сохранение качества ОС.
Методом разрешения в управлении природопользованием является:
а) прекращение права пользования;
б) договор на комплексное природопользование;
в) согласование;
г) развитие экологического образования и воспитания.
Управленческая функция государства в сфере экологии заключается:
а) в планировании, прогнозировании и координации;
б) учете, контроле и надзоре;
в) проведении экоаудита и экспертизы;
г) общем руководстве, издании нормативных актов и их изменении.
Органом общей компетенции государственного управления природопользованием являются:
а) представительные и исполнительные органы власти;
б) экологические общественные организации;
в) министерства и ведомства;
г) органы лицензирования в области природопользования.
Координационные органы специальной компетенции выполняют:
а) все задачи или блок природоохранных задач;
б) задачи охраны природы в отраслевом разрезе;
в) несколько функций в отношении всех видов природных ресурсов;
г) верны все ответы.
Лицензирование природопользования – это:
а) анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением природоохранных мероприятий с целью получения прибыли;
б) выработка рекомендаций в отношении дальнейшего улучшения организации рационального природопользования;
в) система экологического обоснования и контроля хозяйственной деятельности, реализуемая через выдачу специальных разрешительных документов;
г) элемент рыночного регулирования природопользования.
Специальные лицензии – это:
а) разрешение на право пользования природными ресурсами и загрязнение ОС;
б) разрешение на комплексное природопользование;
в) установление конкретных условий и ограничений пользования ресурсами;
г) право продажи лицензий на аукционах.
9. Лицензия на комплексное природопользование:
а) приводит к рациональному использованию отдельно взятого природного ресурса;
б) разрешает отстрел охотничьих животных и лесоразработку;
в) регламентирует условия природопользования и в целом оказывает минимально возможное комплексное воздействие на ОС;
г) дает право на вид природопользования.
Договор на комплексное природопользование заключается на основе:
а) специальной лицензии;
б) договора аренды;
в) лицензии на комплексное природопользование и заключения экологической экспертизы на предполагаемую деятельность;
г) имеющейся полной информации о количестве и качестве природно-ресурсного потенциала территории.
Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды в России не предусматривает выдачи лицензий:
а) на утилизацию, складирование, захоронение и уничтожение промышленных отходов;
б) утилизацию, перемещение, захоронение, уничтожение радиоактивных отходов;
в) проведение экологической паспортизации, сертификации и экологического аудирования;
г) осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения.
Экологической сертификации не подвергаются:
а) экологический паспорт предприятия;
б) технологические процессы и отходы;
в) экологические услуги по обеспечению экологической безопасности и предупреждению ущерба ОС;
г) объекты окружающей среды, природные ресурсы.
Основными задачами экологической сертификации являются:
а) предупреждение неблагоприятного воздействия на жизнь и здоровье человека и состояние ОС;
б) защита потребителей от приобретения товаров, опасных для жизни и оказывающих вредное воздействие на ОС в процессе их использования и утилизации;
в) организация НИОКР, направленных на охрану природы;
г) обеспечение базы для проведения ОВОС и экологической экспертизы.
В систему экологической сертификации включают:
а) экоаудит;
б) экоменеджмент;
в) экомаркировку и декларацию;
г) управление природопользованием.
Продавец в рамках проведения сертификации несет ответственность:
а) за соответствие продукции требованиям нормативных документов;
б) достоверность сертификационных испытаний;
в) наличие сертификата и знака соответствия на реализуемую продукцию;
г) правильность использования знака соответствия и его выдачи.
Процедура экологической сертификации отходов распространяется:
а) на удаление и складирование;
б) переработку и утилизацию;
в) все виды их обращения: удаление, складирование, переработку, утилизацию, хранение, транспортировку и захоронение;
г) утилизацию, хранение, транспортировку.
Экологическая сертификация природных ресурсов требуется, если:
а) они не разведаны;
б) ресурсы находятся в процессе разработки и изъятия;
в) получена лицензия на комплексное природопользование;
г) имеется экологическая маркировка.
Процедура экологической сертификации финансируется:
а) только государством;
б) только заявителем;
в) заявителем в случае проведения контроля и надзора;
г) государством и заявителем.
При экологической сертификации знак «эколейб» присваивается продукту:
а) низкого качества;
б) среднего качества;
в) более высокого качества;
г) независимо от качества продукции, если фирма добровольно участвует в процессе сертификации.
Экомаркировка преследует цель:
а) представить потребителю вводящую в заблуждение экологическую информацию;
б) успокоить потребителей и защищать коммерческие интересы фирмы;
в) обеспечить производителям рыночные стимулы для разработки новых продуктов, менее опасных для ОС;
г) предоставить возможность покупателям при покупке исходить из соображений экономии своего бюджета.
- Эколого-экономическая оценка управленческих решений в производстве
- Введение
- 1. Экономическое развитие и Стратегия устоЙчивого развития
- 1.1. Устойчивое экономическое развитие
- 1.2. Принципы и задачи природопользования. Основные направления природопользования
- 1.3. Интегральная оценка природопользования и структурно-динамический подход.
- Расчет отклонений и инверсий
- Основные показатели природопользования
- Расчет коэффициентов роста и ускорения показателей (числитель/знаменатель)
- Расчет коэффициентов ранговой корреляции
- 2. Экономическая ценность природы. Экономическая оценка природных ресурсов
- 2.1. Концептуальные подходы к экономической оценке природных ресурсов
- 2.2. Традиционные и косвенные методы оценки природных ресурсов
- 2.3. Экономическая оценка лесных ресурсов*
- 2.4. Методические положения по экономической оценке лесных земель
- Коэффициенты для исчисления экологической составляющей кадастровой оценки земель лесного фонда различных категорий защитности
- Данные для расчета ренты от использования лесных ресурсов
- Индивидуальные исходные данные к заданию по вариантам
- Рентная оценка лесных ресурсов на оцениваемом участке
- 3. Эколого-экономический анализ. Прогнозирование и планирование природопользования
- 3.1. Система эколого-экономических показателей и нормативов
- 3.2. Эколого-экономический анализ и аудит. Прогнозирование и планирование природопользования
- Статический критерий х2
- Матрица рангов очередности проведения природоохранных мероприятий
- Статический критерий x2
- Рабочая анкета
- Исходные данные
- 4. Эколого-экономическая эффективность природопользования
- 4.1. Экологические эффекты, ущербы, издержки и их классификации. Виды эффективности
- Классификация экологических эффектов (по ю.Ю. Туныця)
- 4.2. Определение величины экономического ущерба
- Величина экономического ущерба от загрязнения атмосферы определяется по формуле
- Значения коэффициента относительной ценности территории
- Значения коэффициента, учитывающего характер рассеивания примесей (f1 – числитель, f2 – знаменатель)
- Значения поправки w
- Значения коэффициента относительной агрессивности примесей, выбрасываемых в атмосферу
- Значения константы Аib
- 4.3. Расчет чистого экономического эффекта и показателей общей экономической эффективности
- 4.4. Определение показателей сравнительной экономической эффективности
- Исходные данные
- Объемы выбросов и расчет приведенного объема примесей
- Показатели эффективности природоохранных мероприятий
- Концентрация сбросов в сточных водах
- Исходные данные
- Расчет приведенной массы сброса веществ до (после) проведения мероприятий
- Годовой объем сброса сточных вод и характеристика водохозяйственных участков
- Стоимостные показатели, тыс. Руб.
- Концентрация загрязненных веществ и показатели их относительной опасности
- Определение приведенного объема сбросов
- Удельные выбросы вредных веществ, кг/ч, в отработанных газах двигателей тепловозов
- Распределение времени работы tj двигателей тепловозов в различных режимах, %
- Показатель относительной опасности загрязнения атмосферного воздуха над территориями различных типов
- Показатель Aj относительной опасности веществ, выбрасываемых в атмосферу
- Экспресс-задачи
- 5. Экономические механизмы природопользования. Платежи за негативное воздействие на природу
- 5.1. Экономический механизм, его типы и инструменты. Платежи за негативное воздействие на природную среду
- 5.2. Методические положения по расчету платы за загрязнение атмосферного воздуха от стационарных и передвижных источников
- Удельный норматив платы для различных видов топлива
- Норматив платы за единицу транспортного средства
- Базовые нормативы платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников
- Коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха, почвы и водных объектов территорий городов и районов Хабаровского края
- 5.3. Методические положения по расчету платы за загрязнение водных объектов и размещение отходов производства и потребления
- Базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты
- Базовые нормативы платы за размещение отходов
- Экономические механизмы природопользования
- Заключение
- Программа по дисциплине «Экономика природопользования»
- 1. Цель и задачи изучения дисциплины
- 2. Содержание дисциплины
- 2.1. Наименование тем, их содержание
- Тема 1. Природопользование, его сущность и содержание. Экологические основы экономики природопользования. Предмет, содержание и задачи курса
- Тема 2. Экономическая оценка природных ресурсов
- Тема 3. Комплексное и многоцелевое использование природных ресурсов. Экологичность и безотходность производства
- Тема 5. Экономический механизм природопользования.
- 2.2. Тематика практических (семинарских) занятий
- 2.3. Самостоятельная работа студентов
- 3. Контроль знаний студентов
- Вопросы к зачету
- Примерная тематика рефератов как элемента научно-исследовательской работы студентов
- БиблиогрАфический Список
- Оглавление
- Эколого-экономическая оценка управленческих решений в производстве
- 6 80021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47.
- Эколого-экономическая оценка управленческих решений в производстве