logo search
Ekologia_ARKT_2014_final_2

1.2.3. Воздействие аэрокосмической отрасли на ос

Аэрокосмическая деятельность вобрала в себя и превратила в реальные технологии многие научные достижения. В результате, наряду с получением производственной продукции высокого уровня, стали формироваться и поступать в окружающую среду (ОС) весьма токсичные компоненты.

Аэрокосмическую деятельность условно можно разделить на: проектную, производственную, испытательную и эксплуатационную. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, в том числе и экологическую.

Проектирование изделия аэрокосмической области начинается с выдачи технического задания (ТЗ) на проектирование. В этом документе заказчик задает основные тактико-технические характеристики и другие требования (условия эксплуатации, производственную программу и т.д.) Опытно конструкторское бюро (ОКБ) на этапе предэскизного проектирования определяет конструктивно-технологический облик будущего изделия, производит выбор материалов, рабочих тел (топлив, специальных жидкостей, назначают виды упрочнений, покрытий и др.), обеспечивает запасы прочности, ресурс и сроки годности изделий. Все эти параметры во многом определяют выбор производственных технологий и в совокупности определяют количество и токсичность выбросов в окружающую среду. Далее ОКБ изготавливает (в основном на универсальном оборудовании собственного опытного завода), испытывает опытный экземпляр изделия и выпускает конструкторскую документацию (КД), которая передается промышленности.

Материалы используемые в производстве летательных аппаратов (ЛА) должны быть легкими, прочными в ряде узлов и агрегатов жаропрочными и коррозионно стойкими. Наиболее широко — алюминиевые и магниевые сплавы, стали различных марок, титан и его сплавы. Кроме металлических материалов, используются и неметаллические (резиновые, пластмассовые и другие).

Задача промышленности обеспечить тиражирование опытного образца в соответствии с программой выпуска. Для этого используются специализированные технологии? которые включают этапы предварительного формообразования (заготовки) как с использованием ГОСТированного сортамента (проката), так и специализированных технологий (кузнечно-прессовых, обработка давлением, литье и т.д.).

В ходе окончательного формообразования деталь подвергается дополнительным видам обработки (механической и (или) физико-химической) и приобретает размеры и состояние рабочих поверхностей необходимые для последующей сборки.

Мойка и очистка выполняется с применением химических средств.

Следующим этапом является сборка отдельных узлов агрегатов с проведением функциональных, прочностных испытаний и испытаний на герметичность, с использованием хладонов и других веществ, способных нанести вред биосфере.

Функциональные испытания могут проводиться, как на имитаторах, так и на реальных рабочих телах, например на штатных компонентах топлива, в ряде случаев весьма токсичных.

Заключительные этапы изготовления летательных аппаратов включают окончательную сборку, нанесение защитных и лакокрасочных покрытий и сдаточные испытания, в том числе и на герметичность. При нанесения защитных и лакокрасочных покрытий используются достаточно токсичные вещества, представляющие опасность для ОС.

Примечательной особенностью летательных аппаратов является большая доля топлива (до 60% для самолетов и порядка 90% для ракет) в общей его начальной или взлетной массе. Практически все топлива летательных аппаратов в той или иной степени представляют опасность для ОС.

В местах падения отработанных ступеней ракет носителей наблюдается заражение почвы и вод невыработанными остатками компонентов ракетного топлива (КРТ). Несмотря на трудности обнаружения, обработки или транспортировки обломков с мест падения должны приниматься меры по их детоксикации.

Эксплуатация авиационной техники (АТ) сопровождается эмиссией продуктов сгорания топлива и шумовым воздействием на ОС.

Так же при эксплуатации АТ расходуется много масел и специальных жидкостей, отработка которых подлежит утилизации.

Авиационная техника, выработавшая ресурс и выведенная из эксплуатации подлежит утилизации. Технология утилизации предполагает демонтаж для дальнейшего использования ресурсного оборудования и подготовка остальных деталей и материалов для дальнейшей переработки или уничтожения. В последние десятилетия все большее число корпусных деталей ЛА изготавливается из композиционных материалов с применением углепластика. Вопросы переработки таких материалов пока не определены, а уничтожение может сопровождаться выбросом в ОС весьма токсичных веществ.

Воздействие РКТ. Осуществление ракетно-космической деятельности в целом не оказывает значительного по масштабам и уровню негативного воздействия на окружающую среду. Определенную антропогенную нагрузку могут испытывать: земная поверхность, поверхностные и грунтовые воды, растительность, живые организмы, приземная атмосфера, озоновый слой и околоземное космическое пространство. Например, в 2009 г. специалистами ракетно-космической промышленности и Минобороны России осуществлено 32 пуска ракет-носителей и межконтинентальных баллистических ракет с космическими аппаратами научного, социально-экономического, коммерческого и специального назначения с космодромов Байконур и Плесецк. Суммарное количество загрязняющих веществ в виде газообразных и конденсированных компонентов, поступивших в атмосферу не превышает доли процента от общих выбросов, произведенных в 2009 г. объектами промышленности, теплоэнергетики и транспорта, расположенными в регионах осуществления ракетно-космической деятельности.