logo
Ekologia_ARKT_2014_final_2

Нормирование шума гражданских самолетов

Точка измерения

Уровень шума EPN, дБ

1

Дозвуковые реактивные самолеты: заявка на сертификат типа подана до 6 октября 1977 года, взлетная масса от 34 до 272 тыс. кг

Сбоку от ВПП

102 – 108

При заходе на посадку

102 – 108

Уровень пролетного шума

93 – 108

2

Дозвуковые реактивные самолеты: заявка на сертификат типа подана 26 ноября 1981 года или позже, взлетная масса от 35 до 400 тыс. кг

Сбоку от ВПП (все самолеты)

97 – 106

При заходе на посадку (все самолеты)

101 – 108

Уровень пролетного шума

2 двигателя

93 – 104

3 двигателя

93 – 107

4 двигателя

93 – 108

3

1. Дозвуковые реактивные самолеты: заявка на сертификат типа подана 6 октября 1977 года или позже и до 1 января 2006 года

2. Винтовые самолеты массой более 5700 кг: заявка на сертификат типа подана 1 января 1985 года или позже и до 17 ноября 1988 года

3. Винтовые самолеты массой более 8618 кг: заявка на сертификат типа подана 17 ноября 1988 года или позже и до 1 января 2006 года. Взлетная масса от 20 до 400 тыс. кг

Сбоку от ВПП (все самолеты)

94 – 103

При заходе на посадку (все самолеты)

98 – 105

Уровень пролетного шума

2 двигателя

89 – 101

3 двигателя

89 – 104

4 двигателя

89 – 106

В соответствии с Резолюцией А28-3 Ассамблеи ИКАО "Возможные эксплуатационные ограничения в отношении дозвуковых реактивных воздушных судов, уровни шума которых превышают установленные требования с 1995 г. должны вводиться ограничения на эксплуатацию пассажирских самолетов в форме штрафных санкций и запретов на посадки в отдельных аэропортах. Эксплуатация самолетов Ил-86 и Ил-76ТД разрешается без ограничений до 2002 г.

США с 2000 г. ввели запрет на полеты самолетов, не соответствующих по шуму Главе 3, а европейские страны, Канада, Австралия, Новая Зеландия и Япония – с 2002 г. В первую очередь это касается Ту-154 с двигателем НК-8-2У, Ил-76 с двигателем Д-30КП и Ил-86 с двигателем НК-86. Эти самолеты, находящиеся в массовой эксплуатации, не имеют сертификаты на соответствие требованиям Главы 3.

При введении в действие планируемых ужесточенных норм Главы 3 при "мягком" варианте за их пределами окажутся Ту-154М, Ил-62М и Ил-96 с двигателем PW 2337, а при "среднем" и "жестком" - Ил-96 с двигателями ПС-90А и Як-42. Из 23 самолетов только Ту-204 и Як-40 будут соответствовать по шуму международному стандарту.

Среди отечественных самолетов ВС типа Ту-134, Ту-154Б, Ил-76 и Ил-86 являются наиболее шумными, и именно эти самолеты определяют максимальные размеры зон воздействия шума. Наибольшие уровни звука под траекторией взлета создают самолеты типов Ил-86, Ил-76 и Ту-134. При посадке наибольшие уровни шума под траекторией и размеры нормируемого контура имеет самолет типа Ил-76.