logo
Ekologia_ARKT_2014_final_2

Нормативы авиационных выбросов

Показатель

Норматив, г/кН

1

Несгоревшие углеводороды (HC)

19,6

2

Оксид углерода (CO)

118

3

Оксиды азота (NOх)

40+2π, где π – степень повышения давления на взлетном режиме

4

Твердые частицы, преимущественно сажа (дым) (SN)

50 – для двигателей сRвзл≤ 6.53 кН

83,6 (Rвзл)-0.274 – для двигателей сRвзл> 6.53 кН

Хотя стандарт устанавливает нормы на сумму несгоревших углеводородов, среди них могут встречаться алканы (метан CH4, ацетилен C2H2, этан C2H6, пропан C3H8и др.), ароматические углеводороды (бензол C6H6, толуол C6H5CH3 и др.) и альдегиды (формальдегид HCHO, акролеин H2С=CH–CHO, уксусный альдегид CH3–CHO и др.). При этом известно, что бензол, толуол, формальдегид, акролеин и уксусный альдегид обладают выраженным токсическим и канцерогенным действием.

С учетом постоянного ужесточения международных норм по экологии гражданской авиации, а также на фоне экологического совершенства зарубежных двигателей крайне неудовлетворительно выглядит состояние авиадвигателей отечественных – более 80 % отечественного парка двигателей гражданской авиации не соответствуют международным и национальным нормам эмиссии вредных веществ.

Двигатели семейства Д-30 и двигатель НК-8-2У значительно превышают нормы ИКАО по эмиссии HC и CO. Такое превышение норм на фоне зарубежных двигателей производит крайне негативное впечатление об отечественных двигателях. В настоящее время эти двигатели используют все реже.

Проблема лучшего отечественного двигателя гражданской авиации РФ ПС-90А состоит в том, что он едва-едва, на пределе удовлетворяет действующим с 1996 г. нормам ИКАО на эмиссию оксидов азота NОх (79,2 г/кН против нормы 80,6 г/кН). На любые последующие модификации двигателя, созданные после 2003 г., распространяется действие более жестких норм, которым двигатель не будет соответствовать без доработки камеры сгорания. Параметры выбросов двигателя ПС-90А при использовании его на самолетах ИЛ-96 и ТУ-204 приведены в таблице 8.

Таблица 8.