logo search
posobie_Tur,Dom,Kon,PI,Ser,Ekon

6.5 Экологическая экспертиза и экологический контроль

Экспертиза – это исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники или искусства. Экспертные оценки представляют собой количественные и (или) порядко­вые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосред­ственному измерению, а поэтому основываются на суждениях специалистов.

Экологическая экспертиза – это установление соответст­вия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологиче­ским требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними соци­альных, экологических и других последствий реализации объ­екта этой экспертизы. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ регулирует отношения в области экологической экспертизы. Он направлен на реализацию кон­ституционного права граждан Российской Федерации на благо­приятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на эту среду и предусматривает реализацию конституционного пра­ва субъектов Российской Федерации на совместное ведение во­просов охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Наряду с этим законом действует постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государствен­ной экологической экспертизы».

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

• презумпции потенциальной экологической опасности лю­бой намечаемой хозяйственной и другой деятельности;

• обязательности проведения государственной экологиче­ской экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

• комплексности оценки воздействия на окружающую при­родную среду хозяйственной и другой деятельности и его по­следствий;

• обязательности учета требований экологической безопас­ности при проведении экологической экспертизы;

• достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

• независимости экспертов при осуществлении полномочий в области экологической экспертизы;

• научной обоснованности, объективности и законности за­ключений экологической экспертизы;

• гласности, участия общественных организаций (объедине­ний), учета общественного мнения;

• ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Федеральным законом «Об экологической экспертизе» пре­дусмотрено проведение двух видов экспертиз: государственной и общественной.

Государственная экологическая экспертиза представляет собой систему государственных природоохранных мероприятий, направ­ленных на проверку соответствия проектов, планов и мероприя­тий в области народного хозяйства и природных ресурсов требо­ваниям защиты окружающей среды от вредных воздействий.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объедине­ниями), основным направлением деятельности которых в соот­ветствии с их уставами являются охрана окружающей природ­ной среды, в том числе организация и проведение экологиче­ской экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, уста­новленном законодательством РФ.

Граждане и обще­ственные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:

• выдвигать предложения в соответствии с Федеральным за­коном «Об экологической экспертизе» о проведении общест­венной экологической экспертизы хозяйственной и иной дея­тельности, реализация которой затрагивает экологические инте­ресы населения, проживающего на данной территории;

• направлять в письменной форме специально уполномочен­ным государственным органам в области экологической экспер­тизы аргументированные предложения по экологическим аспек­там намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

• получать от специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспертизы кон­кретных объектов, и информацию о результатах ее проведения;

• осуществлять иные действия в области экологической экс­пертизы, не противоречащие законодательству РФ.

При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологиче­ской экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассмат­риваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие об­щественное мнение.

Экологический контроль. Задачи экологического контроля, структура контроля.

Контроль в области охраны окружающей среды – ООС – (экологический контроль)это система мер, на­правленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения зако­нодательства, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных доку­ментов, в области охраны окружающей среды (ст. 1 Закона ООС). Целью проведения экологического контроля является обеспечение исполнения природоохранного законодательства, соблюдение экологических требова­ний и обеспечение экологической безопасности.

Согласно Закону об охране ОПС перед экологическим контролем стоят следующие задачи:

– наблюдение за состояние окружающей природной среды и ее загрязнением под влиянием хозяйственной или иной деятельности;

– проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению ОПС, соблюдение требований природоохранного законодательства и нормативов качества ОПС.

В Российской Федерации осуществляются четыре вида экологического контроля: государственный, производственный, муниципальный и общественный (ст. 64).

Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды осуществляется уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды при участии министерств и ведомств через систему наблюдения в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, а также в космическом пространстве.

В настоящее время государственный экологический контроль осуществляет Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министер­ства природных ресурсов РФ (федеральный орган исполнительной власти) в лице государственных инспекторов.

Государственные инспектора имеют право в установленном порядке (ст. 66):

– проверять соблюдение нормативных документов, работу очистных сооружений и др. обезвреживающих устройств, средств контроля и выпол­нения планов природоохранных мероприятий;

– проверять соблюдение требований, норм и правил при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуа­тации производственных и др. объектов;

– проверять выполнение требований, указанных в заключении госу­дарственной экологической экспертизы;

– предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушений законодательства;

– приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридиче­ских и физических лиц при нарушении ими законодательства;

– привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области ООС.

Следует отметить, что, согласно Закону ООС, по предписанию контро­лирующего органа допускается только приостановление деятельности предприятия. Полностью работа предприятия может быть остановлена только на основании решения суда (ст. 34 Закона ООС).

Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами РФ иными общественными организациями, трудовыми коллективами, отдельными гражданами.

Производственный экологический контроль организуют сами субъекты хозяйственной и иной деятельности с целью обеспечения выполнения ме­роприятий по ООС, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения тре­бований, установленных законодательством. Сведения об организации производственного контроля представляются в органы, осуществляющие государственный и муниципальный экологический контроль (ст. 67).

Муниципальный экологический контроль должен осуществляться ор­ганами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов мест­ного самоуправления. Общественный экологический контроль должен осуществляться общественными и иными некоммерческими объединения­ми в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с за­конодательством. Результаты контроля представляются в органы государ­ственной власти, органы местного самоуправления (ст. 68).