logo
posobie_Tur,Dom,Kon,PI,Ser,Ekon

4.1 Динамика урбанизации

Процесс роста и развития городов получил название урбанизации. Этот поступательный процесс особенно ярко про­явился в эпоху научно-технической революции. Если городское население Земли в 1800 г. составляло всего лишь 3%, в 1900 г. – 13,6%, то в 2000 г. в городах мира проживала почти половина населения планеты.

Город − один из видов социальной и пространственной организации населения, возникающий и развивающийся на основе концентрации про­мышленных, научных, культурных, административных и других функций. Город – это населенный пункт, как правило, с населением свыше 10 тыс. чел., преобладающее большинство которого занято в отраслях, не связан­ных с сельским хозяйством.

В зависимости от людности (численности населения) города, в соот­ветствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, под­разделяются (табл. 5).

Таблица 5

Категории городов и поселков в зависимости

от численности населения

Группы

Города с населением, тыс. человек

Поселки с населением, тыс. человек

Сверхкрупные

Более 3000

Крупнейшие

1000–3000

Крупные

250–500

Более 10

Большие

100–250

5–10

Средние

50–100

3–5

Малые

до 50

До 3

Городское население проживает в городах и поселках городского типа. Сельское население – в сельских поселениях: селах, станицах, деревнях, хуторах, кишлаках, аулах, стойбищах, заимках.

Первые города возникли в глубокой древности вскоре после того, как люди перешли от присваивающей к производящей эконо­мике. Этот процесс был связан с углублением общественного раз­деления труда Время воз­никновения первых городов – IV–II тысячелетия до н. э., среди них Вавилон, Иерихон.

Усиление процесса урбанизации в XIX в. вызвало возрастание концентрации населения в городах, что оказалось возможным благодаря росту промышленности, интенсификации сельского хозяйства, развитию средств транспорта и связи, медицины и т. д.

Внимание исследователей к вопросам урбанизации особенно повысилось в середине XX в., когда начался стремительный рост городского населения во всем мире. Кратко динамику урбанизации в мире характеризуют табл. По прогнозам в 2025 г., в городах будут жить 5056 млн человек, или 61,1 % населения Земли.

Доля городского населения по районам мира составляла (к 2000 г.): в Европе – 74,1%, Азии – 37,7%, Африке – 37,3%, Северной Америке – 77,4%, Латинской Америке –76,6%, Ав­стралии и Океании – 70,2% всего населения. По отдельным разви­тым странам доля городского населения составляла: в США – 77,5%, Германии – 87,7%, Великобритании – 90,0%, Фран­ции – 73,5%, Италии – 67,1%. За 1950–2000 гг. число горожан в мире выросло в 4,1 раза, а все население мира в 2,5 раза (табл. 6).

Таблица 6

Динамика городского населения мира (Прохоров Б. Б.)

Год

Население мира, млн чел.

Городское население мира

Млн чел

Доля во всем населении мира, %

1800

906

29,3

3,0

1850

1171

80,8

6,4

1900

1608

224,4

13,6

1950

2400

706,4

28,2

1970

3628

1399,0

38,6

1990

5295

2277

43,1

2000

6100

2926

47,5

2010

6900

3707

52,7

2025

8290

5065

61,1

Развитие городов вызывается объективной необходимостью концентрации и интеграции разнообразных форм и видов материальной и духовной деятельности, общения, усилением связей между различными сферами производства, науки и культуры, что в свою очередь, повышает интенсивность и эффективность соци­альных процессов.

Преобладающую роль в процессе урбанизации играет рост больших и крупных городов. В мире насчитывается свыше 2,5 тыс. городов с населением более 100 тыс. жителей. На общем фоне урбанизации быстро увеличивается число гигантских городов – мегаполисов (крупнейших и сверхкрупных городов). Если в 1800 г., по данным ООН, в мире был толь­ко один город – Пекин−с численностью населения более 1 млн, то в 1900 г. их стало 16, в 1950 г. – 59, к началу 2000 г. – 332, в 2010 г. ожидается 511, а в 2025 г. – 639, из которых 486 (76%) – в развивающихся странах. В 1900 г. существовал один город Лондон с населением более 5 млн человек, в 1950 г. их стало 8, а в 2000 г. – 45. Быстро растет количество гигантских городов с численностью населения более 10 млн человек: в 1950 г. их насчитыва­лось три (Нью-Йорк, Лондон, Шанхай), в 2000 г. – 24. При сохранении ны­нешних темпов прироста население города Мехико к 2010 г. может дос­тичь 30 млн человек.

Города мира значительно отличаются по плотности населения. Плот­ность населения в городах составляет от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч человек на 1 км2. Например, Лос-Анджелес имеет 3,3, Детройт – 4,2, Чикаго − 5,8, Филадельфия – 5,8, Монреаль – 10,0, Нью-Йорк – 10,2, Осака – 16,6, Токио – 17,0, Калькутта – 28,6, Бомбей – 38,6 тыс. чел./км.

В XX веке максимальная средняя плотность населения отмечалась в Барселоне – самом густонаселенном городе Европы – 70 тыс. человек на 1 км2, в Париже она достигла 30 тыс. человек на 1 км2. Однако абсолютно максимальная плотность населения из-за скучен­ности значительно выше: в Гонконге она достигает 1,5 млн человек на 1 км2; в наиболее населенных районах Парижа абсолютная плотность населения – 250 тыс. человек на 1 км2, что в 35 раз выше средней плотности городского населения и в 650 раз выше средней плотности сельского населения Франции.

С ростом численности населения города обычно растет и плот­ность его населения. В совокупности эти факторы приводят к обостре­нию экологической ситуации в городах.

Агломерации городов. В настоящее время город перерос в городскую агломерацию – это группы близкорасположенных городов, объединенных следующими тесными связями: трудовыми; культурно-бытовыми; производственными; инфраструктурными.

Агломерация – наиболее развитая и сложная форма расположения населенных пунктов, преимущественно вокруг крупных городов, становящихся в этом случае ядром агломерации. Агломерации в развитых странах концентрируют значительные массы населения.

Всего в странах мира насчитывается 33 крупнейших агломерации с на­селением свыше 5 млн человек (общая численность населения 315 млн жителей). Более 540 агломераций мира имеет население менее 5 млн человек каждая.

В Российской Федерации насчитывается 34 крупнейших агломерации, в которых сосредоточено более 50 млн человек.

В наиболее развитых странах в результате разрастания городских агломераций появились гиперурбанизированные районы – мегалополисы. Мегалополис – очень крупная городская агломерация, включающая многочисленные жилые поселения, т. е. функциональное соединение ряда городских агломераций.

Одно из первых мест в мире по темпам урбанизации занимает Япония. На Тихоокеанском побережье в результате срастания Токио, Иокогамы, Киото, Нагой и Кобе образовался мегалополис, в котором проживает 60 млн человек – более 40% населения страны – на площади, незначительно превышающей 1% общей площади архипелага.

С развитием урбанизации увеличивается площадь урбанизированных территорий. Ожидается, что к 2020 г. суммарная площадь городов составит 4% площади суши. Особенно быстро растет площадь мегаполисов. Напри­мер, территория г. Мехико с 1940 по 1990 г. увеличилась со 130 до 1250 км, территория г. Москвы за это же время – с 326 до 994 км2.

В последней трети XX века в развитых странах наметилась тенденция замедления скорости миграции населения в города, развиваются процессы деурбанизации. Деурбанизация – обезлюдение крупных городов, сокраще­ние их населения и относительного производственного потенциала. Основной причиной деурбанизации является ухудшение природной среды и, как следствие, санитарно-гигиенических условий жизни в крупных го­родах. Состоятельная часть населения переселяется в более здоровые при­городные районы, из многоэтажных зданий в собственные дома. Наиболее интенсивно процесс переселения городского населения наблюдался в 60...80 годах прошлого столетия. Так, население Лондона сократилось с 10588 тыс. чел. в 1970 г. до 10209 тыс. чел. в 1980 г.; население Западного Берлина с 1970 по 1980 гг. уменьшилось с 2124 тыс. чел. до 1957 тыс. чел. Переселение населения из мегаполисов в пригородные зоны сопровождается ростом городов в пе­риферийных районах.

Процесс, обратный урбанизации, протекает, например, в Великобрита­нии: сокращается население в агломерациях и одновременно растет в сель­ской местности. Основной причиной являются структурные изменения в хозяйстве и обществе: улучшение транспортной инфраструктуры, создание филиалов промышленных объектов в сельской местности, развитие совре­менных средств связи.