logo
posobie_Tur,Dom,Kon,PI,Ser,Ekon

7.4 Система стимулирования природоохранной деятельности

Необходимость перехода от политики ликвидации уже нанесенного ущерба окружающей среде к предотвращению такового привели к усилению роли экономических рычагов охраны окружающей среды, имеющих целью оказать стимулирующее влияние на поведение природопользователя и обеспечить сбор финансовых ресурсов, необходимых для осуществления мер по охране окружающей среды. Для усиления природоохранной деятельности используют систему экономического стимулирования охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

В мировой практике природоохранная деятельность хозяйствующих субъектов поощряется государством путем

– установления налоговых и иных льгот при реализации малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, выпуске экологически чистой продукции, машин и оборудования, приборов для контроля над состоянием окружающей среды, проведением НИОКР природоохранного направления и осуществлении мероприятий, обеспечивающих природоохранный эффект;

– освобождения от налогообложения экологических фондов;

– установления повышенных норм амортизации основных фондов природоохранного назначения;

– применения поощрительных цен и надбавок за экологически чистую продукцию;

– введения специального налогообложения экологически вредной продукции и таковой, выпускаемой с применением экологически опасных технологий.

– льготного кредитования предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих природоохранную деятельность.

Перечисленные меры нашли лишь частичное отражение в действующем налоговом законодательстве РФ.

Российское налоговое законодательство не предусматри­вает специального налогообложения (акцизов) на продукцию, производимую с использованием экологически опасных технологий, и продукцию, потенциально опасную в потреблении, хранении и утилизации после истечения его эксплуатационного срока.

В промышленно развитых странах широко используется дан­ная мера экономического воздействия. Так, в Швеции налог на содержание серы в топливе, если содержание серы в топливе менее 0,1%, то налог не уплачивается. В Германии, Японии, США – налоги на бензин, содержащий свинец. В США существу­ют налоги на вовлеченные в производство токсичные вещества. Налоги на «грязную продукцию» используются в Венгрии, где за счет данного налогообложения формируется до 70% доходов эко­логических фондов.

Функция специального налогообложения заключается в созда­нии экономических условий, невыгодных с одной стороны, произ­водителям вредной продукции, а с другой – покупателям (высо­кие продажные цены).

Для совершенствования экономического механизма охраны природы и природопользования, особенно в условиях перехода России к рыночной экономике, большой интерес представляет изучение и критический анализ методов стимулирования природоохранной деятельности в развитых странах. Показательно, что еще в начале 60-х гг. указанные страны имели централизованные административные системы управления охраной ОПС, которые базировались на национальных законодательных базах. Позже в США и в других странах наряду с административными мерами начали широко применяться экономические рыночные регуляторы: прямые инвестиционные субсидии; предоставление государственных низкопроцентных, беспроцентных и гарантированных ссуд на приобретение и монтаж оборудования, способствующее улучшению и восстановлению качества ОПС; предоставление долгосрочных займов с низкими процентными ставками платежей; выдача субсидий для капиталовложений в энергосберегающие технологии; система налоговых льгот. В систему льгот включают: снижение ставок налога; снижение базы налогообложения.

Считается, что налоговые льготы наиболее приемлемы в нестабильных экономиках; в свою очередь, в стабильных экономиках чаще находят применение ссуды и субсидии. Мировой опыт показывает, что наиболее эффективно сочетание налогового и кредитно-денежного регулирования. Кроме чисто фискальной функции налоги способны стимулировать внедрение достижений научно-технического прогресса, наиболее рациональное использование финансовых и природных ресурсов, а, следовательно, стимулируют экономический рост и эффективность производства. Это достигается четко продуманной системой налогообложения, которая играет роль не только экономического «кнута», но и экономического «пряника»; последнее особенно важно для стимулирования научно-технического прогресса в области охраны окружающей среды и природопользования.

Хотя льготное налогообложение, направленное на стимулирование НТП, имеет достаточно давнюю историю − с конца 50-х годов XX столетия − в нашей стране оно начало реализовываться значительно позже.

Субъектом стимулирования выступают работники государственных предприятий, прежде всего руководители предприятий, которым принадлежит право принятия решений в пользу того или иного технологического варианта, варианта использования природных ресурсов, а также руководящие работники производственных подразделений, специалисты, которые своей деятельностью способны оказывать влияние на выполнение нормативов качества среды.

Задача материального стимулирования рационального природопользования заключается во внедрении в существующую систему материального поощрения и ответственности работников (не нарушая общепринятых на предприятии принципов) элементов, связанных с учетом экологических показателей. При этом система стимулирования должна быть простой и доступной для понимания работников.