5.9 Национальные и глобальные уровни экологических проблем
Если общество развивается на ограниченном пространстве, каким является наша планета, то даже из общих соображений вытекает, что оно неизбежно на определенном этапе должно столкнуться с экологическими проблемами, носящими глобальный характер (разд. 3.3). При этом важно выделить национальный, региональный и глобальный уровни экологической проблемы. Эти три уровня тесно взаимосвязаны. Воздействие на природную среду, ее загрязнение, использование ресурсов в каждом случае происходит на конкретном национальном уровне, но данные процессы интегрируются и, в конечном счете, оказывают влияние на региональные и глобальное равновесие.
Как известно, экологическая обстановка весьма дифференцирована по отдельным регионам. Она определяется как спецификой местных природно-климатических условий, так и концентрацией промышленности и урбанизированностью населения. Неоднородность экологической обстановки предопределяет необходимость проведения дифференцированной региональной экологической политики на основании единых федеральных требований и нормативов.
Без сомнения, эффективная структурная экологическая реформа приведет к изменению производственной инфраструктуры, закрытию старых убыточных предприятий и, по возможности, к модернизации (перепрофилированию) предприятий, обеспечивающих их рентабельное функционирование. К примеру, федеральное правительство Германии обязалось сократить выброс углекислого газа в атмосферу на 25%. Если присовокупить сюда такие меры, как экологическая налоговая реформа, программа развития возобновляемых источников энергии, то можно рассчитывать и на большее сокращение СО2. Кроме того в стране существует финансовое стимулирование экологического поведения, например, экологический налог или запланированная пошлина на тот или иной вид человеческой деятельности.
Вероятно, пришла пора ввести прогрессивную шкалу платежей (эконалогов) для предприятий в зависимости от масштабов выбросов загрязняющих веществ. Разумеется, увеличение ставок платежей за загрязнение окружающей среды должно производиться постепенно, по мере укрепления финансово-экономического положения компаний, фирм, предприятий, и дифференцированно по отраслям производства (через соответствующие координаты). Правда, с позиций формальной логики при выполнении предприятиями установленных нормативов выбросов взимание платежей вроде бы и не должно производиться. Однако если эти платежи рассматривать как плату не за выбросы, а за использование ассимиляционного потенциала биосферы (как вида природных ресурсов), то взимание указанных платежей представляется вполне оправданным (что, впрочем, не разделяется всеми экономистами-экологами). Целесообразно также предусмотреть уменьшение размеров эконалога на те объемы средств, которые вкладываются в осуществление природоохранных мероприятий. Это может оказать существенное стимулирующее воздействие на субъекты производства.
Другим инструментом политики, применение которого может иметь позитивный эффект с точки зрения как национальной, так и глобальной окружающей среды, является введение рыночной дисциплины в области эксплуатации природных ресурсов. Например, разрешение торговли квотами на вылов рыбы создает рынок, который способствует эффективному и устойчивому использованию рыбных ресурсов. Введение в конце XX в. исключительных экономических зон (ИЭЗ), граница которых проходит в 200 км от береговой линии многих стран, снизило остроту проблемы истощения рыбных запасов как общего международного ресурса, который многими используется, но никем не охраняется; в целом проблема перелова сохраняет свою остроту. На международном уровне регулирование использования запасов мигрирующих рыб, которые пересекают границы ИЭЗ многих стран, продолжает сталкиваться с разными проблемами, так как 90–95% рыбных ресурсов сосредоточено в пределах ИЭЗ. В число основных причин истощения рыбных запасов входят избыточные мощности рыболовной отрасли и неспособность правительств обеспечить соблюдение норм вылова в своих экономических зонах. Более того, в неконтролируемых водах у побережья некоторых стран Африки суда из Европы и Азии ведут незаконный лов рыбы в объемах, чреватых истощением запасов, не говоря уже о том, что даже законный лов рыбы истощает местные рыбные ресурсы. Благодаря техническим инновациям, таким как современные гидролокаторы и дрифтерные сети, крупные рыболовные суда стали более эффективными. По подсчетам Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) за последнее время число рыболовных судов более чем удвоилось и достигло примерно 1,2 миллиона (хотя многие из них являются мелкими рыболовными судами). Лишь Евросоюз имеет примерно на 40% судов больше, чем ему необходимо для поддержания устойчивого вылова.
Роль охраны национальных прав, отмены субсидий и реализации национальных программ борьбы с переловом весьма велика. Некоторые страны ввели индивидуальные квоты, которыми можно торговать (продаваемое право на вылов определенной процентной доли годовой добычи) и которые в случае их соблюдения могут обеспечить устойчивый улов рыбопромысловым компаниям.
В случае трансграничных рыбных запасов и запасов, далеко мигрирующих рыб или тех видов, которые обитают в открытых морях, важную роль в борьбе с переловом по-прежнему играют международные соглашения. В Соглашении ООН по трансграничным рыбным запасам и запасам далеко мигрирующих рыб найден точный баланс в ходе уточнения прав стран, занимающихся прибрежным и дальним рыболовством и усилена роль региональных рыболовных организаций в контроле за рыболовством в открытом море. Участникам региональных соглашений предоставлено право подниматься на борт и инспектировать суда любого государства (но они не имеют права арестовывать судно или его экипаж).
Еще одним действенным региональным решением является ведение регистра иностранных судов, как, например, это делает Рыболовное агентство Южно-тихоокеанского форума. Чтобы получить рыболовную лицензию у любой из стран-участниц, суда должны быть занесены в специальный регистр. Но они могут быть исключены из этого списка за неуплату штрафов. Конвенциями Организации Объединенных Наций по морскому праву предусматривается, что страны обязаны сохранять рыбные ресурсы в своих ИЭЗ, хотя эти обязательства четко не расписаны. Некоторые страны разрешают перелов, очевидно, низко оценив размер рыбных запасов.
Таким образом, национальная экологическая политика ориентирована прежде всего на соблюдение интересов отдельных стран, а не всего мира, и ее реализация вряд ли обеспечит решение глобальных экологических задач. Для успеха международного сотрудничества в области защиты окружающей среды правительствам следует учитывать последствия для других стран внутренних решений по экологической политике. Признание того факта, что политика каждого отдельного государства может иметь последствия для благополучия других государств, является важным предварительным условием для налаживания эффективного международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
При решении экологической проблемы необходимо учитывать уникальное сочетание объективных факторов, интересов других стран, издержек, выгод и политических последствий. Все глобальные экологические проблемы имеют один общий элемент: отдельно взятые страны недостаточно заинтересованы предпринимать какие-либо масштабные решения, поскольку они не смогут извлечь все связанные с этим выгоды.
Согласно экономической терминологии глобальные экологические ресурсы представляют собой общественные блага, которые не носят исключительный и конкурентный характер (примером является атмосфера). Никому нельзя помешать потреблять или использовать атмосферный воздух (никого нельзя исключить). Чистый воздух не является благом, которым одна страна пользуется за счет другой, и поэтому страны не являются конкурентами, когда речь идет о потреблении этих благ. Другое дело море: его можно разделить на зоны с границами, которые охраняют.
Некоторые элементы биологического разнообразия могут рассматриваться как неисключительные и неконкурентные. Когда экологические ресурсы обладают характеристиками глобального общественного блага, частным рыночным силам или национальным правительствам, действующим в одиночку, становится весьма трудно устанавливать цены, которые отражали бы их ценность, поскольку любой может воспользоваться неисключительным благом бесплатно и стоимость для других, не конкурирующих пользователей такого блага, практически равна нулю. Поскольку ни рынок, ни национальные законы не могут обеспечить полное отражение стоимости общественных благ, постольку в глобальных масштабах обеспечить охрану этих ресурсов могут лишь международные соглашения. Кроме того, ГЭФ является одной из моделей обеспечения такой передачи ресурсов.
Ясно одно, необходимо модернизировать нынешнюю практику осуществления природоохранных проектов путем разработки новых схем финансирования. Крупным источником инвестиционных ресурсов, направленных, например, на борьбу с потеплением климата, могут стать средства зарубежных партнеров, получаемые в рамках, предусмотренных положениями Киотского протокола (в форме торговли квотами на выбросы парниковых газов и реализации проектов совместного осуществления). Однако международно-правовой механизм переуступки прав на выбросы парниковых газов пока еще только формируется. Тем не менее, Киотское соглашение является важным первым шагом на пути отхода от «традиционной практики» и перехода к гибкому управлению. Проведенные Межправительственной группой по климатическим изменениям (МГИК) расчеты показывают, что если правительства хотят стабилизировать концентрацию парниковых газов в атмосфере на нынешнем уровне в долгосрочной перспективе, потребуется сократить их выброс в атмосферу на гораздо большую величину, чем это согласовано на встрече в Киото. В частности, для стабилизации процесса потепления потребуется сократить выброс парниковых газов примерно на 60% по сравнению с нынешним уровнем. В настоящее время государства-члены Организации экономического сотрудничества и развития «ОЭСР» и страны с переходной экономикой согласились на сокращение выбросов примерно на пять процентов.
Усилия банка по накоплению и передаче знаний укрепляли организационно-техническую базу рационального природопользования в странах-клиентах. Им оказывалась помощь в выявлении передовых методов работы, сборе ключевой информации и выходе на другие источники информации.
Взамен принятых ранее положений в конце 1998 года утверждено новое «Руководство по предотвращению и снижению уровня загрязнения окружающей среды», подготовленное МБРР и МФК совместно со Всемирной организацией здравоохранения и Программой ООН по окружающей среде, международными организациями, правительствами и промышленными группами. Изначально предполагалось, что Руководство будет использоваться при подготовке проекта Группой учреждений Всемирного банка, но закрепленные в Руководстве инструкции и нормы вызвали гораздо более широкий интерес к качеству единого стандарта для инвесторов, правительств стран-клиентов, банков, страховых компаний и других заинтересованных сторон. После длительных консультаций с донорами, НПО и предприятиями частного сектора банк также издал в 1999 финансовом году новое руководство по Оценке состояния окружающей среды.
Улучшение качества работы в области охраны окружающей среды и социальной защиты является одной из основных задач банка.
Для распространения знаний о проблемах окружающей среды подготовлен ряд аналитических публикаций, в том числе доклад «Защищая нашу планету, мы обеспечиваем наше будущее», изданный Банком в 1999 финансовом году в сотрудничестве с Программой ООН по окружающей среде и Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА). В докладе рассматривались взаимосвязи между основными глобальными экологическими проблемами, а также возможности для их совместного решения.
Налаживание партнерских связей в регионах дало основание надеяться на активизацию мер по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Например, руководители пяти стран бассейна реки Конго подписали декларацию в Яунде с целью создания, при поддержке банка и ГЭФ, охраняемых территорий, что позволит сохранить 70 процентов биологического разнообразия данного региона. Страны Европы и Средней Азии налаживали более тесные партнерские отношения с Европейским Союзом, министерствами экологии и финансовыми учреждениями с целью привлечения инвестиций, необходимых странам, готовящимся к вступлению в Европейский Союз, а также создания сети городов, которые будут сотрудничать в области контроля за загрязнением воздуха
К приоритетным направлениям в сельском хозяйстве, несомненно, относится и лесное хозяйство. Тем более, если учитывать экологическое значение здоровых лесов, а также тот факт, что для более чем 500 миллионов человек они служат источником средств к существованию. Однако только за последние 50 лет обезлесение, сопровождающееся эрозией и истощением почв, стало причиной потери 580 миллионов гектаров плодородных земель во всем мире, что составляет территорию, превышающую по площади всю Западную Европу.
Деградация земель также находится в центре внимания банка. Ведь приблизительно 43 процента плодородных земель в мире в той или иной степени подвержено деградации.
Разработка новаторских способов обмена информацией внутри и вне банка являлась важным направлением деятельности в области формулирования политики и решения вопросов развития. В сотрудничестве с внешними партнерами создавались информационные странички в сети Интернет.
Выводы
В современной России право человека на благоприятную ОПС и достоверную информацию о ее состоянии, а также обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к ее ресурсам закреплены Конституцией РФ.
В основе системы экологического законодательства лежит Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
Экологическое правонарушение определяется как виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство, и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.
Экологические преступления делятся на административные, дисциплинарные, уголовные, гражданско-правовые.
Все экологические правонарушения (как и иные) разделяются на проступки и преступления. Проступки влекут за собой дисциплинарную, материальную или административную ответственность. Преступления влекут за собой уголовную ответственность.
Экологический аудит представляет собой вневедомственную, независимую проверку и оценку документированной информации об объекте на предмет соответствия его хозяйственной деятельности определенным экологическим критериям. В задачи экологического аудита входят: обоснование экологической стратегии и политики предприятия; определение приоритетов и планирование природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления; повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду, снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
В России действует единая система внебюджетных государственных экологических фондов: Федеральный экологический фонд, экологические фонды субъектов Федерации, краевые, областные и местные экологические фонды. Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц. Средства экологических фондов расходуются на оздоровление окружающей природной среды, на здравоохранительные мероприятия, воспроизводство природных ресурсов, научные исследования. Запрещается расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью.
Экологическое страхование представляет собой способ защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении неблагоприятных экологических последствий за счет денежных фондов, создаваемых страхователями.
Существует Группа Всемирного банка, образованная из пяти тесно взаимосвязанных учреждений: МБРР, МАР, МФК, МИГА, МЦУИС. Цель заключается в снижении уровня бедности и повышении уровня жизни населения в развивающихся странах. Сотрудничество Всемирного банка с различными странами может служить образцом в осуществлении крупных межгосударственных программ в сфере экологии.
[8, с. 364–367, 389–394; 10; 11, с. 122–124, 127–130; 13, с. 388–390, 406–411; 14, с. 120–133, 143–151, 158–209; 16, с.313–320; 20, с.69–78]
6 НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
Мы должны думать о качестве, не забывая о количестве, иначе природа сыграет с нами злую шутку! NN |
- Предисловие
- Введение
- 1.1 Предмет и задачи курса экологии. История развития экологических идей
- 1.2 Подходы к проблеме взаимоотношения человека и природы в современной экологии. Экологические “законы” Барри Коммонера
- 1.3 Структура современной экологии
- 1.4 Экологическое сознание и экологическое образование
- 2.1 Биосфера, ее состав, строение и границы
- 2.2 Учение в. И. Вернадского об эволюционном развитии биосферы
- 2.3 Основы аутэкологии
- 2.3.1 Организм как самовоспроизводящаяся открытая система
- 2.3.2 Организм и среда
- 2.3.3 Экологические факторы среды
- 2.3.4 Взаимодействие экологических факторов
- 2.4 Экология популяций (демэкология)
- 2.4.1 Популяция как основной элемент эволюции живого
- 2.5 Основы синэкологии
- 2.5.1 Типы взаимоотношений между организмами
- 2.5.2 Экосистема как сообщество живых организмов и среды их обитания
- 2.5.3 Стабильность и развитие экосистем
- 2.5.4 Состав и функциональная структура экосистемы
- 2.6 Материальный и энергетический баланс биосферы
- 2.6.1 Потоки вещества и энергии в экосистеме
- 2.6.2 Круговорот вещества в природе
- 3.1 Понятие о загрязнении окружающей среды
- 3.2 Классификация и источники загрязнения
- Загрязнение среды
- 3.3 Экологические кризисы в истории человечества
- 3.4 Классификация природных ресурсов
- 3.5 Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов
- 3.6 Особо охраняемые природные территории и объекты как природно-заповедный фонд рф
- 4.1 Динамика урбанизации
- 4.2 Урбанизация в России
- 4.3 Город как искусственная среда обитания
- 4.4 Проблемы экологии и безопасности городской среды
- 5.1 Правовые аспекты охраны природы. Законодательные акты России
- 5.2 Органы экологического управления рф
- 5.3 Экологические функции правоохранительных органов рф
- 5.4 Управление природоохранной деятельностью предприятий
- 5.5 Ответственность за экологические правонарушения
- 5.6 Принципы и задачи экоаудита
- 5.7 Экологические фонды. Экологическое страхование
- 5.8 Инвестиции в решении экологических проблем (опыт Всемирного банка)
- 5.9 Национальные и глобальные уровни экологических проблем
- 6.1 Понятие о качестве окружающей природной среде
- 6.2 Стандартизация в области охраны окружающей среды
- 6.3 Принципы обеспечения качества окружающей среды
- 6.4 Мониторинг окружающей природной среды
- 6.4.1 Понятие мониторинга, его виды
- 6.4.2 Классификация видов мониторинга
- 6.5 Экологическая экспертиза и экологический контроль
- 6.6 Критерии оценки качества окружающей среды
- 7.1 Особенности экономического механизма охраны окружающей среды
- 7.2 Лицензирование, договор и лимиты на природопользование
- 7.3 Платежи за природопользование
- Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды
- 7.4 Система стимулирования природоохранной деятельности
- 7.5 Экология и инновационная деятельность
- 8.1 Принципы международного сотрудничества
- 8.2 Международное сотрудничество и национальные интересы России в сфере экологии
- 8.3 Экологические стратегии. Идеология биоцентризма как путь к устойчивому развитию человечества
- 9.1 Методы обеспечения чистоты атмосферы
- 9.1.1 Главные направления обеспечения чистоты атмосферы
- 9.1.2 Очистка воздушных выбросов от газо- и парообразных загрязнений
- 9.1.3 Аппараты и системы очистки выбросов от пыли
- 9.2 Методы очистки сточных вод
- 9.2.1 Классификация сточных вод
- 9.2.2 Механическая очистка сточных вод
- 9.2.3 Химические методы очистки сточных вод
- 9.2.4 Физико-химическая очистка сточных вод
- 9.2.5 Биологический метод очистки сточных вод
- 9.3 Современные технологии утилизации и переработки твердых бытовых и промышленных отходов
- Приложение
- Список сокращений