8.2 Международное сотрудничество и национальные интересы России в сфере экологии
Международное экологическое сотрудничество – это совокупность норм и мероприятий в области охраны окружающей среды, предусматривающих принципы международного экологического сотрудничества, деятельность международных организаций и заключение международных договоров (соглашений, конвенций).
Международное сотрудничество в решении глобальных проблем взаимодействия общества и природы является объективной потребностью эпохи, условием существования и прогресса человечества. Предпосылкой международного сотрудничества является острая необходимость решения глобальных проблем биосферы, обеспечения ее единства, потребность совместных действий как при воздействии на нее, так и при ее охране.
Международное сотрудничество в области охраны общих объектов проводится с XIX в. Одними из первых международных конвенций и соглашений были Конвенция по ловле устриц, заключенная в 1839 г. между Францией и Великобританией, и Соглашение об охране морских котиков, заключенное в 1867 г. между Россией, США и Японией.
Наиболее быстро международные отношения стали развиваться после окончания Второй мировой войны. Они охватили самые различные природные объекты и окружающую среду.
Охраной окружающей среды занимаются все известные виды международных организаций: специализированные учреждения и органы ООН; межправительственные организации, международные неправительственные организации универсального типа; региональные и субрегиональные органы (рис. 16).
Рис. 16. Международные природоохранительные организации
Комплексное рассмотрение экологических вопросов весьма интенсивно осуществляется по программам ООН. Главной из них является Программа по окружающей среде и развитию (ЮНЕП – ЮНЕСКО), ставящая своей целью активизацию научных исследований по природной среде и практических работ в этой области. В основе действий ЮНЕП лежит концепция «экоразвития», согласно которой экономическое и социальное развитие, как необходимое и неизбежное, возможно совместить с сохранением природной среды и в соответствии с законами экологии. По инициативе нашей страны в 1981 г. ООН приняла резолюцию "Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешних и будущих поколений", в которой отмечалось пагубное последствие гонки вооружений для природной среды.
Программа ООН по окружающей среде и развитию (ЮНЕП) создана на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1972 г. в соответствии с рекомендациями Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972 г.). В составе ЮНЕП выделяются: Совет Управляющих, в который входят представители государств; Совет по координации охраны окружающей среды; Фонд окружающей среды.
Основные направления деятельности ЮНЕП определяются на Совете Управляющих.
С ЮНЕП и под ее эгидой по вопросам окружающей среды сотрудничает ЮНЕСКО. Организация Объединенных наций по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО) образована в 1948 г. со штаб-квартирой в Париже. Природоохранительную деятельность она ведет по нескольким направлениям, осуществляя руководство экологическими программами, в которых занято более 100 государств. Среди программ: долгосрочная межправительственная и междисциплинарная программа «Человек и биосфера» (МАЕ); международная программа по образованию в области окружающей среды; международная гидрологическая программа; учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к всемирному наследию; оказание помощи развивающимся и другим странам в развитии экологического образования и подготовке специалистов-экологов.
В инициативах ЮНЕП принимает участие и Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), учрежденный в 1948 году. Эта неправительственная международная организация представляет свыше 100 стран, неправительственных организаций и международных правительственных организаций (всего свыше 500 членов). От России членами МСОП являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Всероссийское общество охраны природы.
Основная задача деятельности МСОП состоит в развитии международного сотрудничества государств, национальных и международных организаций, отдельных граждан: организация заповедников, национальных природных парков; сохранение естественных экосистем, растительного и животного мира; сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы; экологическое просвещение.
В целом ряде программ с ЮНЕП сотрудничает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) (1946). Она занимается следующими вопросами: охрана здоровья человека в аспекте взаимодействия его с окружающей средой; осуществляет санитарный мониторинг окружающей среды; обобщает данные о заболеваемости людей в связи с состоянием окружающей среды; проводит санитарно-гигиеническую экспертизу окружающей среды и дает оценку ее качества.
Сельскохозяйственная и продовольственная организация Объединенных Наций (ФАО), образованная в 1945 году, в рамках своей компетенции сотрудничает с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП, занимаясь экологическими проблемами в сельском хозяйстве, охраной и использованием земель, водных ресурсов, лесов. ФАО подготовила почвенную карту мира; благодаря инициативе ФАО принята Всемирная почвенная хартия, проведены международные конференции по народонаселению, продовольствию, по борьбе с опустыниванием земель, охране водных ресурсов.
Международная морская организация (ММО), созданная в 1948 году, взаимодействуя с ЮНЕП и другими организациями, принимает участие в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) (1957) также принимает участие в целом ряде проектов по природной среде. Для выполнения программы обеспечения ядерной безопасности и охраны окружающей среды от радиоактивного загрязнения МАГАТЭ разрабатывает правила строительства и эксплуатации атомных электростанций, проводит экспертизу проектируемых и действующих АЭС, дает оценку воздействия атомных материалов на окружающую среду, устанавливает нормы радиационной безопасности, проверяет их выполнение.
Важные природоохранные функции возложены на Всемирную метеорологическую организацию ООН (ВМО), созданную в 1947 году. Ее задача: изучение и обобщение степени воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам. Организация действует в рамках Глобальной системы мониторинга окружающей среды, работу которой координирует ЮНЕП.
Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) имеет пять действующих программ по мониторингу: состояния атмосферы; Мирового океана; переноса загрязняющих веществ на большие расстояния; здоровья человека; возобновляемых ресурсов суши.
Помимо названных ведущих международных организаций природоохранительного профиля в мировом сообществе функционируют многочисленные международные структуры, занимающиеся одной или несколькими специальными экологическими проблемами.
Большой вклад в осмысление современного кризисного состояния биосферы внес "Римский клуб" – международная научная неправительственная организация, созданная в 1984 г. и объединяющая около 100 ученых более чем из 30 стран. Мировую славу этой организации принесли работы по математическому моделированию будущего развития человечества, его взаимоотношений с биосферой и поиску путей, которые помогли бы избежать грозящей экологической катастрофы.
Самой известной международной общественной организацией является "Гринпис" – "Зеленый мир", главным направлением деятельности которой является противодействие радиоактивному загрязнению окружающей среды.
Существуют различные региональные организации:
– Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО);
– Экономическая комиссия ООН для Европы (ЭКЕ);
– Программа арктического мониторинга и оценки.
Активно развивающееся международное экологическое сотрудничество привело Россию к необходимости создания двусторонних организаций со своими соседями, иным формам двустороннего контактирования по проблемам озера Байкал (с Монголией), подготовки кадров для заповедников и национальных парков (с США), строительства водоочистных сооружений и завода по переработке отходов, удаления серы и внедрения экологически чистых технологий (с Финляндией), системы радиологического мониторинга (с Германией), комплексного управления качеством воды (с Канадой), охраны вод и защиты от паводков (с Китаем) и др.
Особое значение для России приобретает 2-х стороннее сотрудничество со странами "ближнего зарубежья". В 1992 в Москве подписано межправительственное соглашение с бывшими союзными республиками СССР о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды. Здесь следует отметить решение проблем между Россией и Украиной, связанные с расположением и использованием морского флота, а также с хранением ядерного вооружения. На межправительственном уровне решаются вопросы между Россией и Казахстаном в отношении использования космодрома Байконур и др.
В целях охраны фауны и флоры учреждена Международная Красная книга, в которую включаются редкие и исчезающие виды животных и растений, нуждающихся в особой охране, такие книги заведены во многих субъектах Российской Федерации.
Результатом международного экологического сотрудничества является заключение международных договоров, соглашений, конвенций. Среди них такие важные, как:
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и природы, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС, 1973 г., Вашингтон, США).
Цели: охрана отдельных видов, находящихся под угрозой исчезновения, от переэксплуатации, ввод системы таможенного контроля;
Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г., Женева, Швейцария).
Цели: упрочение мира, прекращение гонки вооружений, достижение всеобщего и полного разоружения под строгим международным контролем, устранение опасности для человечества военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду;
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г., Женева, Швейцария).
Цели: защита людей и окружающей среды от загрязнения воздуха; ограничение, постепенное сокращение и предотвращение загрязнения воздуха, включая трансграничное загрязнение;
Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (1979 г., Берн, Швейцария).
Цели: сохранение дикой фауны и флоры и их природных сред обитания, особенно тех видов и местообитаний, охрана которых требует сотрудничества ряда государств; содействие такому сотрудничеству;
Конвенция ООН по морскому праву (1982 г., Монтего Бей, Ямайка).
Цели: создание нового правового режима в отношении окружающей среды морей и океанов, принятие правил природоохранных стандартов и положений, касающихся загрязнения морской среды;
Венская конвенция об охране озонового слоя (1985 г., Вена, Австрия).
Цели: защита и охрана здоровья людей и окружающей среды от неблагоприятных воздействий, связанных с изменениями в озоновом слое;
Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г., Рио-де-Жанейро, Бразилия),
Цели: сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование компонентов биологического разнообразия, справедливое распределение преимуществ от использования генетических ресурсов;
Конвенция по борьбе с опустыниванием (1994 г., Париж, Франция).
Цели: борьба с опустыниванием и ликвидация последствий засухи в странах, которые подвергаются опустыниванию, использование засушливых земель;
Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (1992 г., Бухарест, Румыния).
Цели: решение экологических и природоохранных проблем на международном уровне по предотвращению и уменьшению загрязнения морских вод Черного моря;
Межправительственное соглашение государств – участников Содружества Независимых Государств о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды (1992 г., Москва, Россия).
Цели: принятие согласованных правовых актов в области экологии и охраны окружающей среды, а также согласованных стандартов и экологических нормативов, обеспечивающих экологическую безопасность и благополучие каждого человека;
Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992 г., Нью-Йорк, США).
Цели: стабилизация концентрации в атмосфере парниковых газов на уровне, который предотвратит антропогенное вмешательство в систему формирования климата;
Соглашение о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов (1997 г., Москва, Россия).
Цели: развитие взаимодействия в экономической и научно-технической сферах, совершенствование механизма научных, производственных и экономических связей; эффективное решение проблем изучения, разведки и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов, геоэкологии и охраны окружающей среды.
В условиях ухудшающегося экологического состояния различных территорий и стран, нарастающего глобального потепления климата на Земле должны получить дальнейшее развитие направления и формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Международные форумы. Одним из важнейших направлений международного сотрудничества является организация различных встреч, совещаний и конференций, как научных, так и практических, с участием не только ученых, но и руководителей соответствующих государственных структур вплоть до премьер-министров и президентов. На этих встречах обсуждаются научные идеи в области экологии, происходит обмен опытом управления природопользованием, принимаются программы дальнейшего развития и заключаются международные соглашения.
Впервые проблема охраны окружающей природной среды как комплексная глобальная проблема охраны биосферы в целом, а не только отдельных видов растений и животных, была рассмотрена в ООН на Межправительственной конференции в 1968 г. Результатом этой Конференции было принятие одной из крупнейших научных программ "Человек и биосфера".
Наибольшее влияние на охрану окружающей среды оказали такие международные форумы, как Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972 г.), и Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) (КОСР-92). Первая способствовала переходу к интенсивному комплексному изучению взаимодействия биосферы и человечества и созданию ЮНЕП, а вторая подвела некоторые итоги и приняла программу действий по достижению устойчивого, экологически приемлемого развития цивилизации в XXI в.
На конференции КОСР-92 было принято пять документов: Декларация, в которой сформулированы принципы политики охраны окружающей среды и развития. Повестка дня на XXI век, представляющая собой обширную программу действий на предстоящее столетие. Заявление о принципах охраны и рационального использования лесов всех климатических зон. Конвенция по климату. Конвенция по охране биологического разнообразия. Решение об образовании Комиссии ООН по окружающей среде и развитию для разработки проекта Конвенции по пустыням и засушливым зонам.
В Рио-де-Жанейро, приняв «Повестку дня на XXI век» – план устойчивого развития – богатые и бедные государства договорились об общем видении роста, справедливости и долгосрочном сохранении ресурсов. Но между двумя межправительственными конференциями (Стокгольм, 1972 и Рио-де-Жанейро, 1992) человечество действовало в рамках затратного механизма, истратив около 12 трил. долларов на мероприятия по перестройке хозяйства в сторону более экологически «чистого». Однако в результате экологическая ситуация в мире ухудшилась, и тенденции к дальнейшему ухудшению сохраняются (табл.11). Это свидетельствует или о недостаточности затраченных средств, или о неверности выбранного направления, или о том и другом вместе [14].
Таблица 11
Изменения окружающей среды в 1972–1992 гг.
и ожидаемые тенденции до 2030 г.
Характеристика | Тенденция 1972–1992 гг. | Сценарий 2030 г.
|
1 | 2 | 3 |
Сокращение площади естественных эконосителей | Сокращение со скоростью 0,5–1,0% в год на суше; к началу 90-х годов их сохранилось около 40% | Сохранение тенденции, приближение к почти полной ликвидации на суше |
Потребление первичной биологической продукции | Рост потребления: 40% на суше, 25% – глобальный | Рост потребления: 80–85% на суше, 50–60% –глобальный |
Изменение концентрации парниковых газов в атмосфере | Рост концентрации парниковых газов в атмосфере от десятых долей процента до 1–2% | Ускорение роста концентрации СО2 и СН4 за счет ускорения разрушения биоты |
Истощение озонного слоя, рост озонной дыры в Антарктиде | Истощение на 1–2% в год озонового слоя, рост площади озоновых дыр | Сохранение тенденции даже при прекращении выбросов ХФУ |
|
Окончание см. с.194 | |
| Око | нчание таблицы 11 |
1 | 2 | 3 |
Сокращение площади лесов, особенно тропических | Сокращение со скоростью от 117 (1980 г.) до 180200 тыс. км2 (1989 г.) в год; лесовосстановление относится к сведению как 1:10 | Сохранение тенденции, сокращение лесов в тропиках с 18 (1990 г.) до 9–11 млн км2, сокращение площади лесов умеренного пояса |
Опустынивание | Расширение площади пустынь (60 тыс. км2 в год); рост техногенного опустынивания | Сохранение тенденции, возможный рост темпов за счет уменьшения влагооборота на суше |
Деградация земель | Рост эрозии (24 млрд т ежегодно), снижение плодородия, накопление загрязнителей, закисление, засоление | Сохранение тенденции, рост эрозии и загрязнений, сокращение площадей сельскохоз. земель на душу населения |
Повышение уровня океана | На 1–2 мм в год | Сохранение тенденции, возможно ускорение подъема до 7 мм в год |
Сохранение бедствия, техногенные аварии | Рост числа на 5–7%, рост ущерба на 10–15%, рост количества жертв на 6–12% в год | Сохранение и усиление тенденции |
Исчезновение биологических видов | Быстрое исчезновение биологических видов | Усиление тенденции по мере разрушения биосферы |
Качественное истощение вод суши | Рост объемов сточных вод, точечных и площадных источников загрязнения | Сохранение и нарастание тенденций |
Ухудшение качества жизни, рост числа заболеваний, связанных с загрязнением окружающей среды, в том числе генетических, появление новых болезней | Рост бедности, нехватка продовольствия, высокая детская смертность, высокий уровень заболеваемости, необеспеченность чистой питьевой водой в развивающихся странах; рост числа генетических заболеваний, рост потребления лекарств, числа аллергических заболеваний в развитых странах, снижение иммунного статуса | Сохранение тенденций роста нехватки продовольствия, рост числа заболеваний, связанных с экологическими нарушениями, в т.ч. генетических, расширение территорий инфекционных заболеваний, появление новых болезней |
Таблица показывает, что если человечество не сделает соответствующих выводов и не пересмотрит своего отношения к природе, его ожидает резкий рост численности населения, что вызовет необходимость расширения производства, а следовательно, и ухудшение состояния окружающей среды, вызовет необратимые изменения в биосфере, которые могут привести к непредсказуемым последствиям.
Учитывая важность вышеуказанного, представителям стран, участникам международной конференции ООН «Об изменении климата» в Киото (Япония) в 1997 г., удалось достичь консенсуса по обсуждавшимся вопросам, то есть значительно сократить выбросы в воздух газов, в том числе углекислого, ставших причиной возникновения так называемого «парникового эффекта» и вызвавших потепление климата на планете.
Весьма важную роль сыграл «Саммит Тысячелетия», проведенный по инициативе Кофи Аннана в Нью-Йорке (сентябрь 2000 год). Были запланированы четыре «круглых стола» по таким проблемам, как бедность, загрязнение окружающей среды, борьба со СПИДом, получение равного образования для молодежи.
В сентябре 2001 г. состоялась Международная встреча экологов в Алжире на уровне министров экологии и экспертов, представителей более 60 стран. Они были единодушны, что в деле защиты окружающей среды настала пора заключить совместный специальный и долговременный Пакт между бедными и богатыми странами.
На Международной Конференции на острове Бали (Индонезия 2001 г.) впервые на форуме столь высокого уровня был поставлен вопрос о глобализации. По данным экспертов, 20% населения Земли распоряжаются 83% мирового дохода. При этом отметим, что на долю развитых стран приходится 70–80% эксплуатируемых ресурсов, сосредоточенных главным образом на территориях стран с низким уровнем дохода.
Участники конференции на Бали пришли к выводу, что путь к благосостоянию, которое достигается за счет истощения окружающей среды и обнищания подавляющего большинства человечества, вскоре окажется тупиком для всех. Усилия, направленные на улучшение ситуации, должны возглавить правительства, а лидерство здесь принадлежит богатым странам, которые располагают средствами и технологией, а также несут непропорционально большую ответственность за глобальные экологические проблемы. Но поскольку национальным правительствам все это будет не под силу, то в качестве партнеров должны выступить группы гражданского общества. В этом велика роль и коммерческих компаний, так как без поддержки частного сектора устойчивое развитие окажется недостижимой мечтой.
В 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся Всемирный саммит, посвященный проблемам глобального развития планеты. Позиция России на нем включала три основных положения:
– предложения к странам Западной Европы и США реструктурировать внешний долг стран "третьего мира" и стран с переходной экономикой на условиях внедрения в этих странах экологически чистых технологий производства;
– предложения по развитию рынка экологических услуг, которые могут оказать страны "третьего мира";
– намерение России ратифицировать Киотский протокол. С присоединением России к Киотскому протоколу должна быть создана российская законодательная база и начаты широкомасштабные международные проекты по повышению энергоэффективности и энергосбережению, что приведет к существенному снижению выбросов парниковых газов. За счет сокращения выбросов Россия сможет сэкономить до 40% электроэнергии, а за счет продаж квот модернизировать свою промышленность.
Были определены пять приоритетных сфер, на которые мировое сообщество должно сосредоточить все внимание в ближайшие годы: вода, энергетика, здравоохранение, сельское хозяйство и биоразнообразие. Пять сфер, где прогресс возможен благодаря ресурсам и технологиям, которыми уже располагает мировое сообщество.
Важнейшим итогом всей этой деятельности должен стать переход на путь устойчивого развития, обеспечивающего коэволюцию, т. е. совместную эволюцию природы и человека. Общество может жить и развиваться только внутри биосферы и за счет ее ресурсов, поэтому оно жизненно заинтересовано в ее сохранении.
Однако из-за того, что эволюция природы идет очень медленно, а социальная эволюция человека – очень быстро, многие процессы деформируются, в частности многие виды, не успевая приспособиться, вымирают, нарушая устойчивость экосистем. Человечество должно сознательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы сохранить возможность дальнейшей коэволюции.
- Предисловие
- Введение
- 1.1 Предмет и задачи курса экологии. История развития экологических идей
- 1.2 Подходы к проблеме взаимоотношения человека и природы в современной экологии. Экологические “законы” Барри Коммонера
- 1.3 Структура современной экологии
- 1.4 Экологическое сознание и экологическое образование
- 2.1 Биосфера, ее состав, строение и границы
- 2.2 Учение в. И. Вернадского об эволюционном развитии биосферы
- 2.3 Основы аутэкологии
- 2.3.1 Организм как самовоспроизводящаяся открытая система
- 2.3.2 Организм и среда
- 2.3.3 Экологические факторы среды
- 2.3.4 Взаимодействие экологических факторов
- 2.4 Экология популяций (демэкология)
- 2.4.1 Популяция как основной элемент эволюции живого
- 2.5 Основы синэкологии
- 2.5.1 Типы взаимоотношений между организмами
- 2.5.2 Экосистема как сообщество живых организмов и среды их обитания
- 2.5.3 Стабильность и развитие экосистем
- 2.5.4 Состав и функциональная структура экосистемы
- 2.6 Материальный и энергетический баланс биосферы
- 2.6.1 Потоки вещества и энергии в экосистеме
- 2.6.2 Круговорот вещества в природе
- 3.1 Понятие о загрязнении окружающей среды
- 3.2 Классификация и источники загрязнения
- Загрязнение среды
- 3.3 Экологические кризисы в истории человечества
- 3.4 Классификация природных ресурсов
- 3.5 Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов
- 3.6 Особо охраняемые природные территории и объекты как природно-заповедный фонд рф
- 4.1 Динамика урбанизации
- 4.2 Урбанизация в России
- 4.3 Город как искусственная среда обитания
- 4.4 Проблемы экологии и безопасности городской среды
- 5.1 Правовые аспекты охраны природы. Законодательные акты России
- 5.2 Органы экологического управления рф
- 5.3 Экологические функции правоохранительных органов рф
- 5.4 Управление природоохранной деятельностью предприятий
- 5.5 Ответственность за экологические правонарушения
- 5.6 Принципы и задачи экоаудита
- 5.7 Экологические фонды. Экологическое страхование
- 5.8 Инвестиции в решении экологических проблем (опыт Всемирного банка)
- 5.9 Национальные и глобальные уровни экологических проблем
- 6.1 Понятие о качестве окружающей природной среде
- 6.2 Стандартизация в области охраны окружающей среды
- 6.3 Принципы обеспечения качества окружающей среды
- 6.4 Мониторинг окружающей природной среды
- 6.4.1 Понятие мониторинга, его виды
- 6.4.2 Классификация видов мониторинга
- 6.5 Экологическая экспертиза и экологический контроль
- 6.6 Критерии оценки качества окружающей среды
- 7.1 Особенности экономического механизма охраны окружающей среды
- 7.2 Лицензирование, договор и лимиты на природопользование
- 7.3 Платежи за природопользование
- Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды
- 7.4 Система стимулирования природоохранной деятельности
- 7.5 Экология и инновационная деятельность
- 8.1 Принципы международного сотрудничества
- 8.2 Международное сотрудничество и национальные интересы России в сфере экологии
- 8.3 Экологические стратегии. Идеология биоцентризма как путь к устойчивому развитию человечества
- 9.1 Методы обеспечения чистоты атмосферы
- 9.1.1 Главные направления обеспечения чистоты атмосферы
- 9.1.2 Очистка воздушных выбросов от газо- и парообразных загрязнений
- 9.1.3 Аппараты и системы очистки выбросов от пыли
- 9.2 Методы очистки сточных вод
- 9.2.1 Классификация сточных вод
- 9.2.2 Механическая очистка сточных вод
- 9.2.3 Химические методы очистки сточных вод
- 9.2.4 Физико-химическая очистка сточных вод
- 9.2.5 Биологический метод очистки сточных вод
- 9.3 Современные технологии утилизации и переработки твердых бытовых и промышленных отходов
- Приложение
- Список сокращений