logo
posobie_Tur,Dom,Kon,PI,Ser,Ekon

8.2 Международное сотрудничество и национальные интересы России в сфере экологии

Международное экологическое сотрудничество – это совокупность норм и мероприятий в области охраны окружающей среды, предусматривающих принципы международного экологического сотрудничества, деятельность международных организаций и заключение международных договоров (соглашений, конвенций).

Международное сотрудничество в решении глобальных проблем взаимодействия общества и природы является объек­тивной потребностью эпохи, условием существования и про­гресса человечества. Предпосылкой международного сотруд­ничества является острая необходимость решения глобаль­ных проблем биосферы, обеспечения ее единства, потребность совместных действий как при воздействии на нее, так и при ее охране.

Международное сотрудничество в области охраны общих объектов проводится с XIX в. Одними из первых междуна­родных конвенций и соглашений были Конвенция по ловле устриц, заключенная в 1839 г. между Францией и Великоб­ританией, и Соглашение об охране морских котиков, заклю­ченное в 1867 г. между Россией, США и Японией.

Наиболее быстро международные отношения стали раз­виваться после окончания Второй мировой войны. Они охва­тили самые различные природные объекты и окружающую среду.

Охраной окружающей среды занимаются все известные виды международных организаций: специализированные учреждения и органы ООН; межправительственные организации, международные неправительственные организации универсального типа; регио­нальные и субрегиональные органы (рис. 16).

Рис. 16. Международные природоохранительные организации

Комплексное рассмотрение экологических вопросов весьма интенсивно осуществляется по программам ООН. Главной из них является Программа по окружающей среде и развитию (ЮНЕП – ЮНЕСКО), ставящая своей целью активизацию на­учных исследований по природной среде и практических работ в этой области. В основе действий ЮНЕП лежит концепция «экоразвития», согласно которой экономическое и социальное развитие, как необходимое и неизбежное, возможно совместить с сохранением природной среды и в соответствии с законами эко­логии. По ини­циативе нашей страны в 1981 г. ООН приняла резолюцию "Об исторической ответственности государств за сохранение при­роды Земли для нынешних и будущих поколений", в которой отмечалось пагубное последствие гонки вооружений для при­родной среды.

Программа ООН по окружающей среде и развитию (ЮНЕП) создана на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1972 г. в соответствии с рекомендациями Стокгольм­ской конференции ООН по окружающей среде (1972 г.). В со­ставе ЮНЕП выделяются: Совет Управляющих, в который входят представители государств; Совет по координации охраны окру­жающей среды; Фонд окружающей среды.

Основные направления деятельности ЮНЕП определяются на Совете Управляющих.

С ЮНЕП и под ее эгидой по вопросам окружающей среды сотрудничает ЮНЕСКО. Организация Объединенных наций по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО) образована в 1948 г. со штаб-квартирой в Париже. Природоохранительную деятель­ность она ведет по нескольким направлениям, осуществляя ру­ководство экологическими программами, в которых занято бо­лее 100 государств. Среди программ: долгосрочная межправи­тельственная и междисциплинарная программа «Человек и биосфера» (МАЕ); международная программа по образованию в области окружающей среды; международная гидрологическая программа; учет и организация охраны природных объектов, от­несенных к всемирному наследию; оказание помощи развиваю­щимся и другим странам в развитии экологического образова­ния и подготовке специалистов-экологов.

В инициативах ЮНЕП принимает участие и Между­народный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), уч­режденный в 1948 году. Эта неправительственная международная организация представляет свыше 100 стран, неправительствен­ных организаций и международных правительственных органи­заций (всего свыше 500 членов). От России членами МСОП яв­ляются Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Всероссийское общество охраны природы.

Основная задача деятельности МСОП состоит в развитии международного сотрудничества государств, национальных и международных организаций, отдельных граждан: организация заповедников, национальных природных парков; сохранение естественных экосистем, растительного и животного мира; со­хранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы; экологическое просвещение.

В целом ряде программ с ЮНЕП сотрудничает Всемир­ная организация здравоохранения (ВОЗ) (1946). Она занимается следующими вопроса­ми: охрана здоровья человека в аспекте взаимодействия его с окружающей средой; осуществляет санитарный мониторинг ок­ружающей среды; обобщает данные о заболеваемости людей в связи с состоянием окружающей среды; проводит санитарно-ги­гиеническую экспертизу окружающей среды и дает оценку ее качества.

Сельскохозяйственная и продовольственная организация Объе­диненных Наций (ФАО), образованная в 1945 году, в рамках своей компетенции сотрудничает с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП, зани­маясь экологическими проблемами в сельском хозяйстве, охра­ной и использованием земель, водных ресурсов, лесов. ФАО подготовила почвенную карту мира; благодаря ини­циативе ФАО принята Всемирная почвенная хартия, проведе­ны международные конференции по народонаселению, продо­вольствию, по борьбе с опустыниванием земель, охране водных ресурсов.

Международная морская организация (ММО), созданная в 1948 году, взаимодействуя с ЮНЕП и другими организациями, принимает участие в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веще­ствами.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) (1957) также принимает участие в целом ряде проектов по при­родной среде. Для выполнения программы обеспечения ядерной безопасности и охраны окружающей среды от радиоактивного загрязнения МАГАТЭ разрабатывает правила строительства и эксплуатации атомных электростанций, проводит экспертизу проектируемых и действующих АЭС, дает оценку воздействия атомных материалов на окружающую среду, устанавливает нор­мы радиационной безопасности, проверяет их выполнение.

Важные природоохранные функции возложены на Всемир­ную метеорологическую организацию ООН (ВМО), созданную в 1947 году. Ее задача: изучение и обобщение степени воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам. Организация действует в рамках Глобальной системы мониторинга окружающей среды, работу которой координирует ЮНЕП.

Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) имеет пять действующих программ по мониторингу: состояния атмосферы; Мирового океана; переноса загрязняющих веществ на большие рас­стояния; здоровья человека; возобновляемых ресурсов суши.

Помимо названных ведущих международных организаций природоохранительного профиля в мировом сообществе функ­ционируют многочисленные международные структуры, зани­мающиеся одной или несколькими специальными экологиче­скими проблемами.

Большой вклад в осмысление современного кризисного состояния биосферы внес "Римский клуб" – международная научная неправительственная организация, созданная в 1984 г. и объединяющая около 100 ученых более чем из 30 стран. Мировую славу этой организации принесли работы по мате­матическому моделированию будущего развития человече­ства, его взаимоотношений с биосферой и поиску путей, ко­торые помогли бы избежать грозящей экологической катаст­рофы.

Самой известной международной общественной организа­цией является "Гринпис" – "Зеленый мир", главным направ­лением деятельности которой является противодействие ра­диоактивному загрязнению окружающей среды.

Существуют различные региональные организации:

– Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО);

– Экономическая комиссия ООН для Европы (ЭКЕ);

– Программа арктического мониторинга и оценки.

Активно развивающееся международное экологическое сотрудничество привело Россию к необходимости создания двусторонних организаций со своими соседями, иным фор­мам двустороннего контактирования по проблемам озера Байкал (с Монголией), подготовки кадров для заповедников и национальных парков (с США), строительства водоочистных сооружений и завода по переработке отходов, удаления серы и внедрения экологически чистых технологий (с Финлянди­ей), системы радиологического мониторинга (с Германией), комплексного управления качеством воды (с Ка­надой), охраны вод и защиты от паводков (с Китаем) и др.

Особое значение для России приобретает 2-х стороннее сотрудничество со странами "ближнего зарубежья". В 1992 в Москве подписано межправительственное соглашение с бывшими союзными республиками СССР о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды. Здесь следует отметить решение проблем между Россией и Украиной, связанные с расположением и использованием морского флота, а также с хранением ядерного вооружения. На межправительственном уровне решаются вопросы между Россией и Казахстаном в отношении использования космодрома Байконур и др.

В целях охраны фауны и флоры учреждена Международ­ная Красная книга, в которую включаются редкие и исчезаю­щие виды животных и растений, нуждающихся в особой охра­не, такие книги заведены во многих субъектах Российской Федерации.

Результатом международного экологического сотрудни­чества является заключение международных договоров, со­глашений, конвенций. Среди них такие важные, как:

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и природы, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС, 1973 г., Вашингтон, США).

Цели: охрана отдельных видов, находящихся под угрозой исчезновения, от переэксплуатации, ввод системы таможен­ного контроля;

Конвенция о запрещении военного или любого иного враж­дебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г., Женева, Швейцария).

Цели: упрочение мира, прекращение гонки вооружений, достижение всеобщего и полного разоружения под строгим международным контролем, устранение опасности для чело­вечества военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду;

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на боль­шие расстояния (1979 г., Женева, Швейцария).

Цели: защита людей и окружающей среды от загрязнения воздуха; ограничение, постепенное сокращение и предотв­ращение загрязнения воздуха, включая трансграничное заг­рязнение;

Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (1979 г., Берн, Швейцария).

Цели: сохранение дикой фауны и флоры и их природных сред обитания, особенно тех видов и местообитаний, охрана которых требует сотрудничества ряда государств; содействие такому сотрудничеству;

Конвенция ООН по морскому праву (1982 г., Монтего Бей, Ямайка).

Цели: создание нового правового режима в отношении окружающей среды морей и океанов, принятие правил при­родоохранных стандартов и положений, касающихся загряз­нения морской среды;

Венская конвенция об охране озонового слоя (1985 г., Вена, Австрия).

Цели: защита и охрана здоровья людей и окружающей среды от неблагоприятных воздействий, связанных с изме­нениями в озоновом слое;

Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г., Рио-де-Жанейро, Бразилия),

Цели: сохранение биологического разнообразия, устой­чивое использование компонентов биологического разнооб­разия, справедливое распределение преимуществ от исполь­зования генетических ресурсов;

Конвенция по борьбе с опустыниванием (1994 г., Париж, Франция).

Цели: борьба с опустыниванием и ликвидация последствий засухи в странах, которые подвергаются опустыниванию, использование засушливых земель;

Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (1992 г., Бухарест, Румыния).

Цели: решение экологических и природоохранных про­блем на международном уровне по предотвращению и умень­шению загрязнения морских вод Черного моря;

Межправительственное соглашение государств – учас­тников Содружества Независимых Государств о взаимодей­ствии в области экологии и охраны окружающей природной среды (1992 г., Москва, Россия).

Цели: принятие согласованных правовых актов в области экологии и охраны окружающей среды, а также согласован­ных стандартов и экологических нормативов, обеспечиваю­щих экологическую безопасность и благополучие каждого человека;

Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992 г., Нью-Йорк, США).

Цели: стабилизация концентрации в атмосфере парнико­вых газов на уровне, который предотвратит антропогенное вмешательство в систему формирования климата;

Соглашение о сотрудничестве в области изучения, раз­ведки и использования минерально-сырьевых ресурсов (1997 г., Москва, Россия).

Цели: развитие взаимодействия в экономической и науч­но-технической сферах, совершенствование механизма науч­ных, производственных и экономических связей; эффектив­ное решение проблем изучения, разведки и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов, геоэкологии и охраны окружающей среды.

В условиях ухудшающегося экологического состояния различных территорий и стран, нарастающего глобального потепления климата на Земле должны получить дальнейшее развитие направления и формы международного сотрудни­чества в области охраны окружающей среды и использова­ния природных ресурсов.

Международные форумы. Одним из важнейших направ­лений международного сотрудничества является организация различных встреч, совещаний и конференций, как науч­ных, так и практических, с участием не только ученых, но и руководителей соответствующих государственных струк­тур вплоть до премьер-министров и президентов. На этих встречах обсуждаются научные идеи в области экологии, происходит обмен опытом управления природопользованием, принимаются программы дальнейшего развития и заключа­ются международные соглашения.

Впервые проблема охраны окружающей природной сре­ды как комплексная глобальная проблема охраны биосферы в целом, а не только отдельных видов растений и живот­ных, была рассмотрена в ООН на Межправительственной конференции в 1968 г. Результатом этой Конференции было принятие одной из крупнейших научных программ "Человек и биосфера".

Наибольшее влияние на охрану окружающей среды ока­зали такие международные форумы, как Стокгольмская кон­ференция ООН по окружающей среде (1972 г.), и Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) (КОСР-92). Пер­вая способствовала переходу к интенсивному комплексному изучению взаимодействия биосферы и человечества и созда­нию ЮНЕП, а вторая подвела некоторые итоги и приняла программу действий по достижению устойчивого, экологи­чески приемлемого развития цивилизации в XXI в.

На конференции КОСР-92 было принято пять документов: Деклара­ция, в которой сформулированы принципы политики охраны окружающей среды и развития. Повестка дня на XXI век, пред­ставляющая собой обширную программу действий на предстоя­щее столетие. Заявление о принципах охраны и рационального использования лесов всех климатических зон. Конвенция по кли­мату. Конвенция по охране биологического разнообразия. Решение об образовании Комиссии ООН по окружающей среде и разви­тию для разработки проекта Конвенции по пустыням и засуш­ливым зонам.

В Рио-де-Жанейро, приняв «Повестку дня на XXI век» – план устойчивого развития – богатые и бедные государства до­говорились об общем видении роста, справедливости и долго­срочном сохранении ресурсов. Но между двумя межправитель­ственными конференциями (Стокгольм, 1972 и Рио-де-Жаней­ро, 1992) человечество действовало в рамках затратного механизма, истратив около 12 трил. долларов на мероприятия по перестройке хозяйства в сторону более экологически «чисто­го». Однако в результате экологическая ситуация в мире ухуд­шилась, и тенденции к дальнейшему ухудшению сохраняются (табл.11). Это свидетельствует или о недостаточности затраченных средств, или о неверности выбранного направления, или о том и другом вместе [14].

Таблица 11

Изменения окружающей среды в 1972–1992 гг.

и ожидаемые тенденции до 2030 г.

Характеристика

Тенденция 1972–1992 гг.

Сценарий 2030 г.

1

2

3

Сокращение площади естественных эконосителей

Сокращение со скоро­стью 0,5–1,0% в год на суше; к началу 90-х годов их сохранилось около 40%

Сохранение тенденции, приближение к почти полной ликвидации на суше

Потребление первич­ной биологической продукции

Рост потребления: 40% на суше, 25% – глобаль­ный

Рост потребления: 80–85% на суше, 50–60% –глобальный

Изменение концентра­ции парниковых газов в атмосфере

Рост концентрации пар­никовых газов в атмосфере от десятых долей процента до 1–2%

Ускорение роста концентрации СО2 и СН4 за счет ускорения разруше­ния биоты

Истощение озонного слоя, рост озонной дыры в Антарктиде

Истощение на 1–2% в год озонового слоя, рост площади озоновых дыр

Сохранение тенденции даже при прекращении выбросов ХФУ

Окончание см. с.194

Око

нчание таблицы 11

1

2

3

Сокращение площади лесов, особенно тропиче­ских

Сокращение со скоро­стью от 117 (1980 г.) до 180200 тыс. км2 (1989 г.) в год; лесовосстановление относится к сведению как 1:10

Сохранение тенденции, сокращение лесов в тро­пиках с 18 (1990 г.) до 9–11 млн км2, сокраще­ние

площади лесов уме­ренного пояса

Опустынивание

Расширение площади пустынь (60 тыс. км2 в год); рост техногенного опустынивания

Сохранение тенденции, возможный рост темпов за счет уменьшения влагооборота на суше

Деградация земель

Рост эрозии (24 млрд т ежегодно), снижение пло­дородия, накопление за­грязнителей, закисление, засоление

Сохранение тенденции, рост эрозии и загрязне­ний, сокращение площа­дей сельскохоз. земель на душу насе­ления

Повышение уровня оке­ана

На 1–2 мм в год

Сохранение тенденции, возможно ускорение подъ­ема до 7 мм в год

Сохранение бедствия, техногенные аварии

Рост числа на 5–7%, рост ущерба на 10–15%, рост количества жертв на 6–12% в год

Сохранение и усиление тенденции

Исчезновение биоло­гических видов

Быстрое исчезновение

биологических видов

Усиление тенденции по мере разрушения био­сферы

Качественное истощение вод суши

Рост объемов сточных вод, точечных и площадных источников загрязнения

Сохранение и нарастание тенденций

Ухудшение качества жизни, рост числа заболеваний, связанных с загрязнением окружающей среды, в том числе генетических, появление новых болезней

Рост бедности, нехватка продовольствия, высокая детская смертность, высокий уровень заболеваемости, необеспеченность чистой питьевой водой в развивающихся странах; рост числа генетических заболеваний, рост потребления лекарств, числа аллергических заболеваний в развитых странах, снижение иммунного статуса

Сохранение тенденций роста нехватки продовольствия, рост числа заболеваний, связанных с экологическими нарушениями, в т.ч. генетических, расширение территорий инфекционных заболеваний, появление новых болезней

Таблица показывает, что если человечество не сдела­ет соответствующих выводов и не пересмотрит своего отноше­ния к природе, его ожидает резкий рост численности населения, что вызовет необходимость расширения производства, а следовательно, и ухудшение состояния окружающей среды, вызовет необратимые изменения в биосфере, которые могут привести к непредсказуемым последствиям.

Учитывая важность вышеуказанного, представителям стран, участникам международной конференции ООН «Об изменении климата» в Киото (Япония) в 1997 г., удалось достичь консенсу­са по обсуждавшимся вопросам, то есть значительно сократить выбросы в воздух газов, в том числе углекислого, ставших при­чиной возникновения так называемого «парникового эффекта» и вызвавших потепление климата на планете.

Весьма важную роль сыграл «Саммит Тысячелетия», прове­денный по инициативе Кофи Аннана в Нью-Йорке (сентябрь 2000 год). Были запла­нированы четыре «круглых стола» по таким проблемам, как бед­ность, загрязнение окружающей среды, борьба со СПИДом, получе­ние равного образования для молодежи.

В сентябре 2001 г. состоялась Международная встреча эколо­гов в Алжире на уровне министров экологии и экспертов, представителей более 60 стран. Они были единодушны, что в деле защиты окружающей среды настала пора заключить совместный специальный и долговременный Пакт между бедными и богатыми странами.

На Международной Конференции на острове Бали (Индонезия 2001 г.) впервые на форуме столь высокого уровня был поставлен вопрос о глобализации. По данным экспертов, 20% на­селения Земли распоряжаются 83% мирового дохода. При этом отметим, что на долю развитых стран приходится 70–80% экс­плуатируемых ресурсов, сосредоточенных главным образом на территориях стран с низким уровнем дохода.

Участники конференции на Бали пришли к выводу, что путь к благосостоянию, которое достигается за счет истощения окру­жающей среды и обнищания подавляющего большинства чело­вечества, вскоре окажется тупиком для всех. Усилия, направленные на улучшение ситуации, должны возгла­вить правительства, а лидерство здесь принадлежит богатым странам, которые располагают средствами и технологией, а так­же несут непропорционально большую ответственность за гло­бальные экологические проблемы. Но поскольку национальным правительствам все это будет не под силу, то в качестве партне­ров должны выступить группы гражданского общества. В этом велика роль и коммерческих компаний, так как без поддержки частного сектора устойчивое развитие окажется недостижимой мечтой.

В 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся Всемирный саммит, посвященный проблемам глобального развития пла­неты. Позиция России на нем включала три основных поло­жения:

– предложения к странам Западной Европы и США рест­руктурировать внешний долг стран "третьего мира" и стран с переходной экономикой на условиях внедрения в этих стра­нах экологически чистых технологий производства;

– предложения по развитию рынка экологических услуг, которые могут оказать страны "третьего мира";

– намерение России ратифицировать Киотский протокол. С присоединением России к Киотскому протоколу должна быть создана российская законодательная база и начаты ши­рокомасштабные международные проекты по повышению энергоэффективности и энергосбережению, что приведет к существенному снижению выбросов парниковых газов. За счет сокращения выбросов Россия сможет сэкономить до 40% элек­троэнергии, а за счет продаж квот модернизировать свою промышленность.

Были определены пять приоритетных сфер, на кото­рые мировое сообщество должно сосредоточить все внимание в ближайшие годы: вода, энергетика, здравоохранение, сельское хо­зяйство и биоразнообразие. Пять сфер, где прогресс возможен благодаря ресурсам и технологиям, которыми уже располагает мировое сообщество.

Важнейшим итогом всей этой деятельности должен стать переход на путь устойчивого развития, обеспечивающего коэволюцию, т. е. совместную эволюцию природы и человека. Общество может жить и развиваться только внутри биосфе­ры и за счет ее ресурсов, поэтому оно жизненно заинтере­совано в ее сохранении.

Однако из-за того, что эволюция природы идет очень медленно, а социальная эволюция человека – очень быстро, многие процессы деформируются, в частности многие виды, не успевая приспособиться, вымирают, нарушая устойчи­вость экосистем. Человечество должно сознательно ограни­чить свое воздействие на природу, чтобы сохранить возмож­ность дальнейшей коэволюции.