6.5 Экологическая экспертиза и экологический контроль
Экспертиза – это исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники или искусства. Экспертные оценки представляют собой количественные и (или) порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению, а поэтому основываются на суждениях специалистов.
Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экологических и других последствий реализации объекта этой экспертизы. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ регулирует отношения в области экологической экспертизы. Он направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на эту среду и предусматривает реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Наряду с этим законом действует постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы».
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
• презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и другой деятельности;
• обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
• комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и другой деятельности и его последствий;
• обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
• достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
• независимости экспертов при осуществлении полномочий в области экологической экспертизы;
• научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
• гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
• ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Федеральным законом «Об экологической экспертизе» предусмотрено проведение двух видов экспертиз: государственной и общественной.
Государственная экологическая экспертиза представляет собой систему государственных природоохранных мероприятий, направленных на проверку соответствия проектов, планов и мероприятий в области народного хозяйства и природных ресурсов требованиям защиты окружающей среды от вредных воздействий.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами являются охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ.
Граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:
• выдвигать предложения в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» о проведении общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;
• направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
• получать от специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов, и информацию о результатах ее проведения;
• осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству РФ.
При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.
Экологический контроль. Задачи экологического контроля, структура контроля.
Контроль в области охраны окружающей среды – ООС – (экологический контроль) – это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды (ст. 1 Закона ООС). Целью проведения экологического контроля является обеспечение исполнения природоохранного законодательства, соблюдение экологических требований и обеспечение экологической безопасности.
Согласно Закону об охране ОПС перед экологическим контролем стоят следующие задачи:
– наблюдение за состояние окружающей природной среды и ее загрязнением под влиянием хозяйственной или иной деятельности;
– проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению ОПС, соблюдение требований природоохранного законодательства и нормативов качества ОПС.
В Российской Федерации осуществляются четыре вида экологического контроля: государственный, производственный, муниципальный и общественный (ст. 64).
Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды осуществляется уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды при участии министерств и ведомств через систему наблюдения в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, а также в космическом пространстве.
В настоящее время государственный экологический контроль осуществляет Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов РФ (федеральный орган исполнительной власти) в лице государственных инспекторов.
Государственные инспектора имеют право в установленном порядке (ст. 66):
– проверять соблюдение нормативных документов, работу очистных сооружений и др. обезвреживающих устройств, средств контроля и выполнения планов природоохранных мероприятий;
– проверять соблюдение требований, норм и правил при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и др. объектов;
– проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы;
– предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушений законодательства;
– приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства;
– привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области ООС.
Следует отметить, что, согласно Закону ООС, по предписанию контролирующего органа допускается только приостановление деятельности предприятия. Полностью работа предприятия может быть остановлена только на основании решения суда (ст. 34 Закона ООС).
Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами РФ иными общественными организациями, трудовыми коллективами, отдельными гражданами.
Производственный экологический контроль организуют сами субъекты хозяйственной и иной деятельности с целью обеспечения выполнения мероприятий по ООС, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований, установленных законодательством. Сведения об организации производственного контроля представляются в органы, осуществляющие государственный и муниципальный экологический контроль (ст. 67).
Муниципальный экологический контроль должен осуществляться органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Общественный экологический контроль должен осуществляться общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты контроля представляются в органы государственной власти, органы местного самоуправления (ст. 68).
- Предисловие
- Введение
- 1.1 Предмет и задачи курса экологии. История развития экологических идей
- 1.2 Подходы к проблеме взаимоотношения человека и природы в современной экологии. Экологические “законы” Барри Коммонера
- 1.3 Структура современной экологии
- 1.4 Экологическое сознание и экологическое образование
- 2.1 Биосфера, ее состав, строение и границы
- 2.2 Учение в. И. Вернадского об эволюционном развитии биосферы
- 2.3 Основы аутэкологии
- 2.3.1 Организм как самовоспроизводящаяся открытая система
- 2.3.2 Организм и среда
- 2.3.3 Экологические факторы среды
- 2.3.4 Взаимодействие экологических факторов
- 2.4 Экология популяций (демэкология)
- 2.4.1 Популяция как основной элемент эволюции живого
- 2.5 Основы синэкологии
- 2.5.1 Типы взаимоотношений между организмами
- 2.5.2 Экосистема как сообщество живых организмов и среды их обитания
- 2.5.3 Стабильность и развитие экосистем
- 2.5.4 Состав и функциональная структура экосистемы
- 2.6 Материальный и энергетический баланс биосферы
- 2.6.1 Потоки вещества и энергии в экосистеме
- 2.6.2 Круговорот вещества в природе
- 3.1 Понятие о загрязнении окружающей среды
- 3.2 Классификация и источники загрязнения
- Загрязнение среды
- 3.3 Экологические кризисы в истории человечества
- 3.4 Классификация природных ресурсов
- 3.5 Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов
- 3.6 Особо охраняемые природные территории и объекты как природно-заповедный фонд рф
- 4.1 Динамика урбанизации
- 4.2 Урбанизация в России
- 4.3 Город как искусственная среда обитания
- 4.4 Проблемы экологии и безопасности городской среды
- 5.1 Правовые аспекты охраны природы. Законодательные акты России
- 5.2 Органы экологического управления рф
- 5.3 Экологические функции правоохранительных органов рф
- 5.4 Управление природоохранной деятельностью предприятий
- 5.5 Ответственность за экологические правонарушения
- 5.6 Принципы и задачи экоаудита
- 5.7 Экологические фонды. Экологическое страхование
- 5.8 Инвестиции в решении экологических проблем (опыт Всемирного банка)
- 5.9 Национальные и глобальные уровни экологических проблем
- 6.1 Понятие о качестве окружающей природной среде
- 6.2 Стандартизация в области охраны окружающей среды
- 6.3 Принципы обеспечения качества окружающей среды
- 6.4 Мониторинг окружающей природной среды
- 6.4.1 Понятие мониторинга, его виды
- 6.4.2 Классификация видов мониторинга
- 6.5 Экологическая экспертиза и экологический контроль
- 6.6 Критерии оценки качества окружающей среды
- 7.1 Особенности экономического механизма охраны окружающей среды
- 7.2 Лицензирование, договор и лимиты на природопользование
- 7.3 Платежи за природопользование
- Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды
- 7.4 Система стимулирования природоохранной деятельности
- 7.5 Экология и инновационная деятельность
- 8.1 Принципы международного сотрудничества
- 8.2 Международное сотрудничество и национальные интересы России в сфере экологии
- 8.3 Экологические стратегии. Идеология биоцентризма как путь к устойчивому развитию человечества
- 9.1 Методы обеспечения чистоты атмосферы
- 9.1.1 Главные направления обеспечения чистоты атмосферы
- 9.1.2 Очистка воздушных выбросов от газо- и парообразных загрязнений
- 9.1.3 Аппараты и системы очистки выбросов от пыли
- 9.2 Методы очистки сточных вод
- 9.2.1 Классификация сточных вод
- 9.2.2 Механическая очистка сточных вод
- 9.2.3 Химические методы очистки сточных вод
- 9.2.4 Физико-химическая очистка сточных вод
- 9.2.5 Биологический метод очистки сточных вод
- 9.3 Современные технологии утилизации и переработки твердых бытовых и промышленных отходов
- Приложение
- Список сокращений