logo search
ekonomicheskie_instrumenty_mehanizma_prirodopol

3.1. Метод экономического стимулирования

 

С 1989г. начался широкий эксперимент по внедрению системы платежей за загрязне­ние в 50 регионах страны. Результаты его показали, что нельзя применять в разных регионах различные методики взимания платежей. Поэтому в 1991г. Госкомприродой РФ были впер­вые утверждены единые базовые нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и порядок их применения. Одновременно был введен Закон "Об охране окружающей природной среды", в котором отражен экономический механизм охраны окру­жающей среды.

С 1 января 1993 года вступило в действие постановление Правительства России от 28.08.92 г. № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Минприродой России были утверждены "Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов" и "Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей среды"

Противников было много, они выдвигали следующие аргументы:

- введение платы означает разрешение на загрязнение окружающей среды;

- в период спада экономики предприятия не в состоянии выплачивать средства за загрязне­ния окружавшей среды и одновременно внедрять природоохранные мероприятия;

- бремя платы перелагается на потребителя, а производители не заинтересованы уменьшать загрязнение окружающей среды: платежи за загрязнение относятся на себестоимость, а это вызывает poor цен на продукцию; производители заинтересованы только в своевременном оформлении документов на разрешение выбросов (сбросов) вредных веществ в окружаю­щую среду, так как при невыполнении требований по оформлению документов предприятие должно платить штраф из прибыли, остающейся в его распоряжении;

- большие административные издержки, связанные с взиманием платежей, как на уровне предприятий, так и на федеральном, региональном и местном уровнях управления приро­допользованием.

 Действительно, предприятия осуществляют плановые и фактические расчеты платежей поквартально и в целом за год; планируют и ведут учет природоохранных затрат; согласо­вывают и утверждают расчеты платежей и корректируют их в вышестоящих органах; отчи­тываются перед территориальными органами Минприроды и налоговой службой. В то же время на федеральном, региональном и местном уровнях управления природопользованием возникли специальные отделы по экономическому механизму природопользования. При этом существенно возрастают затраты на контроль за загрязнением окружающей среды. На уровне Госналогслужбы возникли специальные подразделения (например, ведущие контроль за  платежами в федеральный бюджет).

Экономические методы лучше способствуют сотрудничеству между местными органа­ми власти и предприятиями, метод прямого регулирования (административный) зачастую ведет к конфронтации.

Экономические методы предоставляют больше "свободы" участникам природопользования в принятии решений, так как, последние лучше знают свои возможности, чем ведом­ства охраны природы.

Основу экономических принципов управления природопользованием в регионе составляет возмездность природопользования путем создания целевых экологических фондов, внедрения системы платежей за природопользование, выбросы и сбросы загрязнявших ве­ществ, неиспользуемые отходы, внедрения системы санкций за нарушение природоохран­ных норм, правил и решения местных органов власти.

Кроме налогов за загрязнение окружающей среды система экономических стимулов предполагает использовать и систему платежей пользователей на покрытие административных расходов, могут включать плату за получение лицензии, а также другие номинальные платежи, соответствующие величине выбросов и покрывающие издержки на раздачу разрешений лицензий. Эти платежи в целом меньше платежей за загрязнение и имеют огра­ниченное действие на уровень выбросов фирмы. Скорее это лицензионный сбор, который сопровождается выдачей лицензии.

Лицензирование природопользования - проявление административно-правовым путем регулирования экологи­ческих отношений методами запрета  и разрешения.

Субсидии представляют собой специальные выплаты фирмам - загрязнителям за сокращение выбросов. Среди субсидий наиболее часто встречаются инвестиционные налоговые кредиты, займы с уменьшенной ставкой процента, гарантии займов - обеспечения уско­ренной амортизации природоохранного оборудования, средства на регулирование цен пер­вичных ресурсов и конечной продукции.

Система обязательной ответственности подразумевает, что загрязнители должны нести ответственность за причиненный ущерб. Если налог на загрязнение или плата за выбросы отражает предельный ущерб от загрязнения, определенный до акта выброса, то ущерб в системе обязательной ответственности рассчитывается по факту выброса (после него) кон­кретно для каждого случая. Иначе говоря, фирма, нанесшая ущерб, обязана его полностью компенсировать, либо провести очистку нарушенного природного объекта, либо выплатить компенсации пострадавшим.

В настоящее время величину платы за загрязнение окружающей среды, природоохранные затраты определяют издержки загрязнения, которые включают в себя:

- суммарные (текущие и капитальные) затраты предприятий на проведение природоохранных мероприятий (они отражаются в льготах при выплате платежей);

-  затраты региона по компенсациям отрицательных последствий загрязнения окружающей Среды.

В  состав суммарных затрат на охрану природы включаются:

- текущие затраты предприятий на содержание и эксплуатацию природоохранных сооруже­ний и проведение мероприятий по охране окружающей среды;

- затраты на капитальный ремонт производственных основных фондов по охране окружаю­щей среды; (водоочистные, газо-пылеулавливающие сооружения)

-затраты на содержание природоохраняемых территорий (заповедников, заказников, нацио­нальных парков);

- затраты на ведение лесного хозяйства (лесовосстановительные работы)

- капиталовложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природ­ных ресурсов,

- прочие затраты (содержание органов охраны природы, на научные разработки природо­охранного характера, природоохранное оборудование и пропаганду).

Текущие затраты на проведение природоохранных мероприятий и содержание, эксплуатацию и капитальный ремонт природоохранных основных фондов включаются в себе­стоимость продукции предприятий осуществляющих указанные затраты и возмещаются главным образом из собственных и заемных средств этих предприятий