logo
ekonomicheskie_instrumenty_mehanizma_prirodopol

3.2. Рыночные методы управления

 

 В последнее время все большее значение, особенно в развитых странах стали приобретать рыночные методы управления природопользования, которые также имеют экономическую основу.

Создание рыночных отношений в экологической сфере предполагает формирование рынка для единиц загрязнения, разрешая фирмам покупать, предавать, торговать, перераспределять права на загрязнение.

Принцип "пузыря". Концепция "пузыря" это трактовка множественных источников за­грязнения как единой регулируемой системы. Объем выбросов устанавливается для целого региона, находящиеся на его территории предприятия могут совместно найти наиболее выгодный для них способ обеспечить этот объем. Например; если на одной территории распо­ложены крупная электростанция и ряд мелких котелен, выгоднее улавливать окиси серы и азота на крупном источнике, а не пытаться бороться с выбросами от каждого мелкого. В таком случае средства расходуются более экономно и не распыляются.

 Разрешение на выброс - распределяются между отдельными заводами.

От фирмы требуется выполнение стандарта, либо через инвестиции в очистные техно­логии, либо приобретения разрешения у тех предприятий, которые достигли большего со­кращения выбросов, чем это предусмотрено было после первоначального распределения разрешений.

В странах с развитыми рыночными отношениями система торговли разрешениями на выброс загрязняющих веществ предполагает большую возможность для природопользователей в варьировании выбора средств, методов по достижению показателей качества возду­ха.

В природоохранной деятельности основой являются административные и экономиче­ские методы (платежи за загрязнение). Основой первой системы административной являют­ся экологические стандарты, устанавливающие требования к процессам производства, транспортировки, хранения и утилизации продукции, строительства жилья, производствен­ных зданий, коммуникаций, дорог, линий электропередач.

Данные требования закреплены в ГОСТ и СниП (списки норм и правил) на этой основе функционируют экономические методы, без которых   административное регулирование может оказаться не оп­тимальным, неэффективным:

- слабое принуждение не позволит достичь цели,

- сверхпринуждение приведет к не желательному замедлению экономического роста, за счет высоких затрат на сокращение выбросов и закрытие предприятия Социальные последствия этою шага пагубное скажутся на рабочих и членах их семей, при отсутствии страховых фон­дов это может привести к нагнетанию социальной обстановки. Поэтому надо достичь оптимального соотношения в административных и экономических методах с точки зрения обще­ственных издержек. 

Правомерность такого вывода заключается в том, что административный метод связан с территориальным подходом - природные ресурсы и среда, общие для многих потребителей, а ответственность за последствия лежит на каждом. Это подтверждается опытом США: сами рыночные отношения - сделки между участниками на право выброса загрязнений кон­тролируются природоохранным ведомством.

Естественно каждый регион должен сам решать какими методами управления приро­допользования пользоваться, но все они должны выступать вместе, для большей эффектив­ности.

Система торговли разрешениями на выброс. Предприятия, имеющие сокращение выбросов получают подтверждения контролирую­щих органов "удостоверение о сокращении вредных выбросов" (УСВВ) по каждому вещест­ву и оно может быть куплено другим предприятием не имеющем сокращение. В связи с этим в США функционируют "Экологические банки", принимавшие вклады формы УСВВ и предприятия могут купить излишки сокращения вредных выбросов с после­дующим использованием.

Данный подход создает внешние стимула такого рода как:

1) для фирм, представляющих права на продажу, фактически можно получать компенсацию у других фирм за достигнутые результаты в очистке

2) фирмы, у которых издержки на утилизацию отходов очень велики, могут достигнуть стандарта покупая права, не делая инвестиции в природоохранное оборудование, которое им может быть не по средствам.

3) за счет нескольких предприятий одной промзоны можно достигнуть больших положи­тельных результатов при сокращении вредных выбросов, что в значительной степени улучшит состояние окружающей среды.