3.2. Рыночные методы управления
В последнее время все большее значение, особенно в развитых странах стали приобретать рыночные методы управления природопользования, которые также имеют экономическую основу.
Создание рыночных отношений в экологической сфере предполагает формирование рынка для единиц загрязнения, разрешая фирмам покупать, предавать, торговать, перераспределять права на загрязнение.
Принцип "пузыря". Концепция "пузыря" это трактовка множественных источников загрязнения как единой регулируемой системы. Объем выбросов устанавливается для целого региона, находящиеся на его территории предприятия могут совместно найти наиболее выгодный для них способ обеспечить этот объем. Например; если на одной территории расположены крупная электростанция и ряд мелких котелен, выгоднее улавливать окиси серы и азота на крупном источнике, а не пытаться бороться с выбросами от каждого мелкого. В таком случае средства расходуются более экономно и не распыляются.
Разрешение на выброс - распределяются между отдельными заводами.
От фирмы требуется выполнение стандарта, либо через инвестиции в очистные технологии, либо приобретения разрешения у тех предприятий, которые достигли большего сокращения выбросов, чем это предусмотрено было после первоначального распределения разрешений.
В странах с развитыми рыночными отношениями система торговли разрешениями на выброс загрязняющих веществ предполагает большую возможность для природопользователей в варьировании выбора средств, методов по достижению показателей качества воздуха.
В природоохранной деятельности основой являются административные и экономические методы (платежи за загрязнение). Основой первой системы административной являются экологические стандарты, устанавливающие требования к процессам производства, транспортировки, хранения и утилизации продукции, строительства жилья, производственных зданий, коммуникаций, дорог, линий электропередач.
Данные требования закреплены в ГОСТ и СниП (списки норм и правил) на этой основе функционируют экономические методы, без которых административное регулирование может оказаться не оптимальным, неэффективным:
- слабое принуждение не позволит достичь цели,
- сверхпринуждение приведет к не желательному замедлению экономического роста, за счет высоких затрат на сокращение выбросов и закрытие предприятия Социальные последствия этою шага пагубное скажутся на рабочих и членах их семей, при отсутствии страховых фондов это может привести к нагнетанию социальной обстановки. Поэтому надо достичь оптимального соотношения в административных и экономических методах с точки зрения общественных издержек.
Правомерность такого вывода заключается в том, что административный метод связан с территориальным подходом - природные ресурсы и среда, общие для многих потребителей, а ответственность за последствия лежит на каждом. Это подтверждается опытом США: сами рыночные отношения - сделки между участниками на право выброса загрязнений контролируются природоохранным ведомством.
Естественно каждый регион должен сам решать какими методами управления природопользования пользоваться, но все они должны выступать вместе, для большей эффективности.
Система торговли разрешениями на выброс. Предприятия, имеющие сокращение выбросов получают подтверждения контролирующих органов "удостоверение о сокращении вредных выбросов" (УСВВ) по каждому веществу и оно может быть куплено другим предприятием не имеющем сокращение. В связи с этим в США функционируют "Экологические банки", принимавшие вклады формы УСВВ и предприятия могут купить излишки сокращения вредных выбросов с последующим использованием.
Данный подход создает внешние стимула такого рода как:
1) для фирм, представляющих права на продажу, фактически можно получать компенсацию у других фирм за достигнутые результаты в очистке
2) фирмы, у которых издержки на утилизацию отходов очень велики, могут достигнуть стандарта покупая права, не делая инвестиции в природоохранное оборудование, которое им может быть не по средствам.
3) за счет нескольких предприятий одной промзоны можно достигнуть больших положительных результатов при сокращении вредных выбросов, что в значительной степени улучшит состояние окружающей среды.
- Содержание
- Введение
- 1. Основные элементы экономического механизма природопользования
- Экономические методы управления природоохранной деятельностью
- 1.2. Механизмы реализации эколого-экономической политики
- 2. Инструменты экономического механизма природопользования
- 3. Экономические методы управления природопользованием
- 3.1. Метод экономического стимулирования
- 2. Платежей пользователей
- 3.2. Рыночные методы управления
- 4. Инновационные инструменты для управления природопользованием
- Заключение
- Список используемых источников