2. Платежей пользователей
Платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ устанавливаются за:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;
- выброс в атмосферу от передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в реки, озера и др.
- размещение отходов.
- сброс в водные объекты загрязняющих веществ.
Устанавливаются два вида нормативов за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду:
- за допустимые в пределах установленных лимитов выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;
- за превышение допустимых (относительно установленных лимитов) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.
В качестве поэтапного подхода к решению задачи по установлению платежей принято определять размеры платежей за выбросы загрязняющих веществ в воздушную среду и годных бассейн от передвижных транспортных средств в виде фиксированных эмпирических величин.
Нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ служат исходной базой для определения размеров платы за загрязнение природной среды для предприятий.
Нормативы платежей за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, в том числе в подземные горизонты, применяются также при расчете платежей за выбросы, сточных код на рельеф местности, а также нормативно-чистых (без очистки) сточных вод.
Приведенная масса сброса загрязнявших веществ определяется, как проведение массы сброса загрязняющих веществ на соответствующий коэффициент относительной опасности Коэффициент относительной опасности равен величине, обратной предельно допустимой концентрации (ПДК). Внедрение названных принципов потребует, прежде всего, жестким системам контроля за выполнением на законодательной основе. На действенность этого принципа указывает опыт зарубежных стран.
В новых условиях социально-экономического развития страны переоценивают многие проблемы, в том числе и концепцию природопользования. Взамен жестко регламентированной административной политике намечается расширение приоритетов экономических подходов. Развитие принципов хозяйственного самоуправления, относительной экономической самостоятельности в выборе стратегии. Сущность последнего, сводится к следующим моментам: платежи (налоги) за загрязнение окружающей среды, получившие наибольшее распространение в развитых странах и экономическое регулирование (вплоть до торговли разрешением на выброс применяемой в США).
2. Лицензирование природопользования. Примерный порядок лицензирования отдельных видов деятельности и предоставление лицензий регулируется постановлением Правительства РФ от 27 мая 1993 г.
По своей сущности лицензия на природопользование имеет три признака: во-первых, она является актом собственника природного ресурса, либо его владельца (фондодержателя); во-вторых, является формой проявления контроля государства за рациональным использованием природного ресурса; в-третьих, является средством регулирования рационального природопользования.
Лицензии имеют ряд классификаций. Лицензия выдается на каждый вид деятельности. Срок ее действия — один год. Количество лицензий по отдельным видам в силу экологических требований, местоположения и других факторов может ограничиваться. Лицензии могут быть выданы по заявкам соискателей, в том числе и на конкурсной основе. Несоблюдение установленного порядка пользования лицензией, передача ее другим лицам, нарушение санитарных, экологических, торговых правил влекут за собой лишение лицензии по постановлению органа, который ее выдал. Отказ в выдаче лицензии, лишение права на лицензию могут быть обжалованы в суд, арбитражный суд. Контроль за соблюдением лицензионных условий ведет территориально-отраслевой орган администрации субъектов Федерации, городов федерального значения
- Содержание
- Введение
- 1. Основные элементы экономического механизма природопользования
- Экономические методы управления природоохранной деятельностью
- 1.2. Механизмы реализации эколого-экономической политики
- 2. Инструменты экономического механизма природопользования
- 3. Экономические методы управления природопользованием
- 3.1. Метод экономического стимулирования
- 2. Платежей пользователей
- 3.2. Рыночные методы управления
- 4. Инновационные инструменты для управления природопользованием
- Заключение
- Список используемых источников