3.1. Метод экономического стимулирования
С 1989г. начался широкий эксперимент по внедрению системы платежей за загрязнение в 50 регионах страны. Результаты его показали, что нельзя применять в разных регионах различные методики взимания платежей. Поэтому в 1991г. Госкомприродой РФ были впервые утверждены единые базовые нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и порядок их применения. Одновременно был введен Закон "Об охране окружающей природной среды", в котором отражен экономический механизм охраны окружающей среды.
С 1 января 1993 года вступило в действие постановление Правительства России от 28.08.92 г. № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Минприродой России были утверждены "Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов" и "Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей среды"
Противников было много, они выдвигали следующие аргументы:
- введение платы означает разрешение на загрязнение окружающей среды;
- в период спада экономики предприятия не в состоянии выплачивать средства за загрязнения окружавшей среды и одновременно внедрять природоохранные мероприятия;
- бремя платы перелагается на потребителя, а производители не заинтересованы уменьшать загрязнение окружающей среды: платежи за загрязнение относятся на себестоимость, а это вызывает poor цен на продукцию; производители заинтересованы только в своевременном оформлении документов на разрешение выбросов (сбросов) вредных веществ в окружающую среду, так как при невыполнении требований по оформлению документов предприятие должно платить штраф из прибыли, остающейся в его распоряжении;
- большие административные издержки, связанные с взиманием платежей, как на уровне предприятий, так и на федеральном, региональном и местном уровнях управления природопользованием.
Действительно, предприятия осуществляют плановые и фактические расчеты платежей поквартально и в целом за год; планируют и ведут учет природоохранных затрат; согласовывают и утверждают расчеты платежей и корректируют их в вышестоящих органах; отчитываются перед территориальными органами Минприроды и налоговой службой. В то же время на федеральном, региональном и местном уровнях управления природопользованием возникли специальные отделы по экономическому механизму природопользования. При этом существенно возрастают затраты на контроль за загрязнением окружающей среды. На уровне Госналогслужбы возникли специальные подразделения (например, ведущие контроль за платежами в федеральный бюджет).
Экономические методы лучше способствуют сотрудничеству между местными органами власти и предприятиями, метод прямого регулирования (административный) зачастую ведет к конфронтации.
Экономические методы предоставляют больше "свободы" участникам природопользования в принятии решений, так как, последние лучше знают свои возможности, чем ведомства охраны природы.
Основу экономических принципов управления природопользованием в регионе составляет возмездность природопользования путем создания целевых экологических фондов, внедрения системы платежей за природопользование, выбросы и сбросы загрязнявших веществ, неиспользуемые отходы, внедрения системы санкций за нарушение природоохранных норм, правил и решения местных органов власти.
Кроме налогов за загрязнение окружающей среды система экономических стимулов предполагает использовать и систему платежей пользователей на покрытие административных расходов, могут включать плату за получение лицензии, а также другие номинальные платежи, соответствующие величине выбросов и покрывающие издержки на раздачу разрешений лицензий. Эти платежи в целом меньше платежей за загрязнение и имеют ограниченное действие на уровень выбросов фирмы. Скорее это лицензионный сбор, который сопровождается выдачей лицензии.
Лицензирование природопользования - проявление административно-правовым путем регулирования экологических отношений методами запрета и разрешения.
Субсидии представляют собой специальные выплаты фирмам - загрязнителям за сокращение выбросов. Среди субсидий наиболее часто встречаются инвестиционные налоговые кредиты, займы с уменьшенной ставкой процента, гарантии займов - обеспечения ускоренной амортизации природоохранного оборудования, средства на регулирование цен первичных ресурсов и конечной продукции.
Система обязательной ответственности подразумевает, что загрязнители должны нести ответственность за причиненный ущерб. Если налог на загрязнение или плата за выбросы отражает предельный ущерб от загрязнения, определенный до акта выброса, то ущерб в системе обязательной ответственности рассчитывается по факту выброса (после него) конкретно для каждого случая. Иначе говоря, фирма, нанесшая ущерб, обязана его полностью компенсировать, либо провести очистку нарушенного природного объекта, либо выплатить компенсации пострадавшим.
В настоящее время величину платы за загрязнение окружающей среды, природоохранные затраты определяют издержки загрязнения, которые включают в себя:
- суммарные (текущие и капитальные) затраты предприятий на проведение природоохранных мероприятий (они отражаются в льготах при выплате платежей);
- затраты региона по компенсациям отрицательных последствий загрязнения окружающей Среды.
В состав суммарных затрат на охрану природы включаются:
- текущие затраты предприятий на содержание и эксплуатацию природоохранных сооружений и проведение мероприятий по охране окружающей среды;
- затраты на капитальный ремонт производственных основных фондов по охране окружающей среды; (водоочистные, газо-пылеулавливающие сооружения)
-затраты на содержание природоохраняемых территорий (заповедников, заказников, национальных парков);
- затраты на ведение лесного хозяйства (лесовосстановительные работы)
- капиталовложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов,
- прочие затраты (содержание органов охраны природы, на научные разработки природоохранного характера, природоохранное оборудование и пропаганду).
Текущие затраты на проведение природоохранных мероприятий и содержание, эксплуатацию и капитальный ремонт природоохранных основных фондов включаются в себестоимость продукции предприятий осуществляющих указанные затраты и возмещаются главным образом из собственных и заемных средств этих предприятий
- Содержание
- Введение
- 1. Основные элементы экономического механизма природопользования
- Экономические методы управления природоохранной деятельностью
- 1.2. Механизмы реализации эколого-экономической политики
- 2. Инструменты экономического механизма природопользования
- 3. Экономические методы управления природопользованием
- 3.1. Метод экономического стимулирования
- 2. Платежей пользователей
- 3.2. Рыночные методы управления
- 4. Инновационные инструменты для управления природопользованием
- Заключение
- Список используемых источников