logo search
posobie_Tur,Dom,Kon,PI,Ser,Ekon

Введение

Экология приобретает черты всеобъ­емлющего и очень актуального мировоззрения, превра­щается в учение о путях выживания человечества. Все большему числу людей становится понятным, что, во-первых, человек – как существо биологическое, не царь природы, а ее часть, во-вторых, ресурсы природы конечны и исчерпаемы. Изменить отношение к природе, ко всему живому – вот задачи, которые выходят сегодня на передний план.

Экология является одной из фундаментальных дисциплин, формирующая современное научное мировоззрение, позволяющая адаптироваться к происходящим изменениям в окружающей среде.

До середины ХХ века экология рассматривалась как часть биологии, изучающая взаимоотношения между живыми объектами, и представляла интерес лишь для немногих специалистов-экологов. В настоящее время экология превратилась в глобальную науку, затрагивающую широкие аспекты взаимоотношения всего живого, в том числе и человека, с окружающей средой. Научно-технический прогресс и развитие производительных сил сыграли большую роль в становлении проблем экологии. В решение экологических проблем вовлекается все большее количество людей, что связано с урбанизацией, ростом мегаполисов, их отчуждением от живой природы, друг от друга, что приводит, в свою очередь, к необходимости общения с природой, желанию ее сохранить.

Среди многочисленных видов и форм взаимодействия человека со средой выделяются два аспекта. Первый аспект – это влияние среды на человека, которое может изменить протекание его физиологических и психологических функций и процессов, второй – влияние человека на среду и отражение этого влияния, его причин и результатов в сознании человека. Эти два аспекта формируют в экологическом сознании представление о месте человека и его роли в данной экологической системе.

Глубокое освоение каждым человеком экологических знаний будет способствовать бережному отношению к природе, сохранению ее, и меньшему количеству ответных ударов с ее стороны по человечеству за бездумное отношение к ней.

Цели учебного курса: обеспечить подготовку студента, обладающего пониманием важности сохранения качества окружающей природной среды для сегодняшних и будущих поколений, знанием основных естественных законов развития природы и вопросов взаимодействия человека с природной средой, сознанием неразрывности проблем науки и техники с сохранением и воспроизводством окружающей природной среды, рациональным природопользованием, а также формирование системы знаний по обоснованию и реализации комплексных ресурсосберегающих и природоохранных решений во всех сферах материального производства и жизнедеятельности человека.

1 ЭКОЛОГИЯ – НАУКА XXI ВЕКА

Два мира есть у человека:

Один − который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий