logo search
Эколого-экон

3.2. Эколого-экономический анализ и аудит. Прогнозирование и планирование природопользования

Формирование и совершенствование хозяйственного механизма природопользования невозможно без оценки сложившейся ситуации во взаимодействии экономики и экологии на разных уровнях, а также без представления возможных сценариев эколого-экономического развития в будущем. Прогнозирование и планирование в экологической сфере является одним из главных направлений в гармонизации взаимодействия общества и природы. Как показывает опыт развитых стран, преодоление экологических кризисов во многом обязано именно программам сохранения окружающей среды как в национальном масштабе, так и на региональных уровнях.

Эколого-экономическое прогнозирование составляется на основе анализа состояния окружающей природной среды региона во взаимосвязи с его социально-экономическим развитием. Эколого-экономи­чес­кий анализ может быть общим (для прогнозирования, составления программ и т. д.) и специальным (для установления платности в природопользовании, повышения эффективности экономических и административных методов экологического регулирования и т. д.) на уровне регионов и фирм.

А.К. Рябчиковым предмет эколого-экономического анализа рассмат­ривается как процесс взаимодействия жизнедеятельности людей и состояния окружающей среды под воздействием объективных и субъективных факторов, отражаемых через систему эколого-экономи­ческих показателей [21]. При эколого-экономическом анализе изучаются, устанавливаются причинно-следственные связи по цепочке: «взаимодействие – изменение – последствия» и на этой основе выявляются отдельные тенденции и эколого-экономические закономерности, разрабатываются системы форм реализации собственности, определяются конкретные пути разрешения эколого-экономических противоречий.

Задачами эколого-экономического анализа являются:

В настоящее время существует определенная методическая база для анализа природоохранной деятельности предприятий? и ее можно использовать при эколого-экономическом анализе региона. При сравнительном анализе можно также пользоваться следующими показателями:

В целом показатели эколого-экономического анализа могут пересекаться с показателями устойчивого развития. Также в сравнительном анализе необходимо соответствующие показатели территории сравнивать не только с другими регионами, но и с соответствующими показателями, определяемыми по стране.

Эколого-экономический анализ (анализ воздействия хозяйственной деятельности на окружающую природную среду) сводится к определению количественного выражения взаимосвязей между входящими в эколого-экономическую систему элементами. Это является необходимой предпосылкой к прогнозированию развития эколого-экономи­ческой системы. Одним из методов анализа территориальных эколого-экономических систем является метод «межотраслевых связей» или «затраты–выпуск». Согласно основной концепции регионального эколого-экономического анализа каждый зональный сектор подразделяется на экономическую и экологическую подсистемы, затем выявляются коэффициенты матричных связей между соответствующими процессами и полученными продуктами. Практически этот метод эколого-экономического анализа сводится к анализу структуры природоохранных затрат. При анализе экологических затрат на уровне регионов и страны можно воспользоваться установленными и общепризнанными эколого-экономическими принципами. В частности, можно сравнивать фактические показатели экологических затрат с затратами, необходимыми для стабилизации экологической обстановки, улучшения качества окружающей среды.

Для объективной оценки качества и достаточности проводимых и намечаемых мероприятий и их результатов необходимо анализировать баланс материальных ресурсов: «вход в производство» и «выход из производства». Составление таких балансов предполагает экологический паспорт предприятия.

Экологический паспорт предприятия – это нормативный документ, представляющий комплекс данных, выраженных через систему показателей, отражающих уровень использования предприятием природных ресурсов и степень его воздействия на окружающую среду.

Отдельный блок эколого-экономического анализа – это анализ организационно-технического уровня природоохранной деятельности. При этом определяют коэффициент максимальной сопряженности мощностей очистного и основного технологического оборудования (должен быть больше 0) по i-му виду загрязнений, коэффициент полезного действия природоохранных сооружений. Кроме того, могут быть использованы показатели природоемкости (ущербоемкости) продукции, фондоотдача природоохранных объектов (через предотвращенный ущерб).

Эколого-экономический анализ является базой при оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе. ОВОС – процедура комплексная и в ее осуществлении участвуют специалисты разных отраслей, в том числе и экономисты. Она определяет характер и степень потенциального воздействия планируемой деятельности на состояние окружающей природной среды, а также ожидаемые экологические и связанные с ними экономические последствия. Главное назначение ОВОС в том, чтобы заказчик планируемой деятельности обеспечил охрану природы. Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовой инструмент обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хозяйственных, управленческих и других решений, то ОВОС есть главный инструмент обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего хозяйственного решения.

Естественно, что процедуре ОВОС подвергаются не все хозяйственные проекты. Существуют специально утвержденные списки и перечни потенциально экологически опасных видов деятельности. Они утверждаются на федеральном, региональном уровнях. В частности, процедуру ОВОС должны пройти строительство нефтеперегонных заводов, крупные ТЭЦ, АЭС, химические комбинаты, строительство автомагистралей, нефте- и газопроводов.

Масштабы ОВОС и предъявляемые требования к ней могут быть различными, но все они охватывают определенный общий круг вопросов:

ОВОС, обычно проводимая проектировщиком, тесно связана с экологической экспертизой проектов и базируется на сходной системе социально-эколого-экономических показателей. Экологическая экспертиза осуществляется государственными органами экологического контроля и управления совместно с ведущими специалистами и учеными в соответствующей области. Наряду с государственной (федеральной и региональной), в России может проводиться и общественная экологическая экспертиза. Согласование предпроектной и проектной документации и предоставление ее на экологическую экспертизу проходит ряд этапов. Первоначально инвестор (заказчик) составляет декларацию (уведомление) о намерениях с соответствующим обоснованием. Затем федеральные (региональные) органы власти дают предварительное согласие на ведение хозяйственной деятельности. После получения согласия проектировщик представляет материалы, обосновывающие место размещения объекта в составе ТЭО (технико-эконо­ми­ческого обоснования) инвестиций.

В рамках ТЭО разрабатывается проект оценки воздействия проектируемой деятельности на окружающую среду (проект ОВОС). ОВОС начинается с определения этого воздействия в натуральных показателях (объем вовлечения природных ресурсов, воздействие на водохозяйственный баланс территории, особо охраняемые зоны, площадь занимаемой и преобразовываемой территории, величина выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, объем образующихся отходов, в том числе токсичных, другие формы воздействия проекта на окружающую среду и здоровье населения – шумовое, электромагнитное и т. д.). Затем на основе натуральных показателей осуществляются денежная оценка воздействия проектируемого объекта на окружающую среду и здоровье населения, рекомендации системы компенсирующих природоохранных мероприятий, оценка экологического риска и т. д. Экологический риск – это допущение вероятности причинения вреда природной среде ради достижения экологического или экономического эффекта.

На четвертом этапе ТЭО инвестиций проект ОВОС согласовывается в регионе с основными органами экологического контроля и управления (при необходимости и с федеральными органами). В результате этого согласования уточняются место размещения объекта и условия природопользования. Затем проектировщик, используя уточненную и детализированную информацию, разрабатывает ТЭО строительства применительно к конкретному месту размещения объекта. Уточняются рассмотренные показатели эффективности реализуемого проекта и дается оценка экологического риска. Только после этого проводится экологическая экспертиза проекта. Итогом экологической экспертизы является заключение экспертной комиссии, содержащее одобрение или неодобрение проекта. После экспертного одобрения проекта может открываться финансирование на строительство.

Одним из важнейших инструментов управления природопользованием является экологический аудит, основанный на конкретном и подробном анализе, оценке выполнения соблюдения экологических требований на предприятиях. Концепция экологического аудита была впервые разработана в США в конце 1970-х гг. и первоначально применялась для проверки соблюдения компаниями экологического законодательства и нормативов. Затем эта процедура обогатилась новым содержанием, и аудирование начали проводить в большинстве высокоразвитых стран. В них существуют консультативные фирмы, оказывающие услуги по проведению экоаудита. Кроме того, в этой процедуре начинают участвовать многие международные организации.

При обосновании целей, задач, содержания (процедур) экологического аудирования оно рассматривается, с одной стороны, как вид предпринимательской деятельности, а с другой – как элемент экологического менеджмента. Кроме того, экологическое аудирование представляет собой также составную часть организационно-управлен­ческого механизма обеспечения национальной безопасности в экологической сфере и является инструментом гарантии экологических прав граждан.

Экологический аудит – экологическая ревизия (проверка) проектов или компаний; оценка влияния на окружающую среду действующих объектов, независимая оценка текущего состояния выполнения (соблюдения) компанией природоохранных законодательных и нормативных требований.

Международная торговая палата дала следующее определение экологического аудита. Экологический аудит – это инструмент управления, включающий в свой состав систематическую, документально подтвержденную, периодическую и объективную оценку соответствия организационной системы управления природопользованием и функционирования производственных процессов экологическим требованиям. Международная же организация по стандартизации содержание экологического аудита рассматривает как систематически проводимый и документированный процесс проверки, заключающийся в объективном получении и оценке информации с целью определения соответствия конкретных экологических мероприятий, условий, систем управления экологическим требованиям, а также передачи результатов этого процесса заказчику. Экологический аудит является также частью послепроектной оценки воздействия на окружающую среду, при котором сравнивается воздействие деятельности с оценкой на проектной стадии. Процедура экологического аудита отличается от оценки воздействия на окружающую среду тем, что производится не на этапе планирования, а непосредственно в ходе производственной деятельности.

В настоящее время в высокоразвитых странах экологический аудит проводят как крупные, так и средние и мелкие компании. Различают внутреннее и целевое (внешнее) экологическое аудирование. Внутреннее аудирование может быть добровольным, а внешнее – иногда и обязательным. Внутреннее аудирование чаще всего проводят для обеспечения экологического (зеленого) имиджа. Экологическое аудирование компании часто проводят по требованию общественности или акционеров для выявления отношения руководства акционерного общества к окружающей среде. При этом результаты проведенного мероприятия доводятся до общественности. Кроме того, в странах Европейского союза фирмам можно участвовать добровольно в европейской системе экоаудита в рекламных целях и целях установления связи с общественностью. Внешнее аудирование организуется и проводится местными службами природопользования и контроля по требованию, решению местных органов самоуправления, а также организаций, финансирующих проведение природоохранных мероприятий (местное правительство, целевой экологический фонд, коммерческие банки и т. д.). Кроме того, внешнее аудирование может проводиться при приватизации и продаже фирм. Новые хозяева должны иметь ясную картину, что представляет собой предприятие в эколого-экономи­ческом плане, так как непомерно высокие экологические санкции в будущем могут привести фирму к банкротству.

Внешнее экологическое аудирование – это систематические проверки, дополненные анализами, тестами и контролем воздействия производственных процессов на среду в свете их соответствия законодательству и внутренним стандартам по охране окружающей среды, а также экологическому паспорту и согласованным ПДВ, ПДС, ВСС, ВСВ. Экологический аудит проводится в несколько этапов (подготовительный, непосредственный и постаудит).

Первый этап включает отбор объектов аудирования, составление графика, подбор команды, разработку плана аудита и др. Второй (основной) этап посвящается сбору исходных данных с их последующей оценкой. Также проводится работа с персоналом фирмы и внутренними документами. В практике экологического аудирования используются методы анкетирования, материальных балансов и технических расчетов, а также картографирования. Третий этап включает в себя подготовку отчета по результатам аудирования, а также рекомендаций и предложений по устранению выявленных проблем. Российское законодательство по аудиторской деятельности предусматривает заключение аудитора, состоящее из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. Хозяйственный субъект обязан представлять заинтересованным лицам только итоговую часть заключения.

Экологический аудит может быть использован:

Кроме экологического аудирования деятельности (функционирования) фирмы, существует и экоаудит инвестиционной деятельности. При этом процедура оценки инвестиционных проектов осуществляется по двум направлениям:

  1. определению экологического состояния местности, на которой предполагается инвестирование (экоаудит местности);

  2. определению экологической безопасности самого объекта.

В нашей стране экологическое аудирование еще не нашло широкого применения. К причинам, сдерживающим развитие аудита, относятся пробелы в законодательстве об экоаудите и отсутствие заинтересованности заказчиков на проведение квалифицированного экоаудита. Экоаудит может осуществляться как вид самостоятельной экологической деятельности наряду с экологической паспортизацией и сертификацией и как организационно-правовая мера по обследованию соответствия хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям. В природоохранной практике экоаудит рассматривается как объективный и независимый анализ и оценка, разработка рекомендаций и предложений по экологически значимой деятельности. Основное отличие экологического аудита от других видов аудита в том, что для его проведения необходимы сбор, анализ и документирование большого количества конкретной информации о природоохранной деятельности предприятия и отсутствие жестко регламентированных процедур и стандартов осуществления программ аудиторских проверок.

Известно, что последствия необдуманного вмешательства человека в природные процессы сказываются в отдаленной перспективе. Поэтому необходима оценка сложившейся ситуации во взаимодействии экономики и окружающей природной среды на разных уровнях, а также определение возможных вариантов эколого-экономического развития в будущем. Это требует создания эффективной системы целенаправленного и планомерного регулирования воздействия общества на природу, основанной на сочетании административно-правовых и экономических методов управления. Важнейшей составной частью такой системы является долгосрочное планирование и прогнозирование природопользования. Долгосрочное прогнозирование и планирование носят стратегический характер, и они должны обосновывать цели, средства и методы их достижения. В настоящее время практически во всех развитых странах разработаны, приняты и действуют национальные программы охраны природы.

Прогнозирование – это социально-экономическая оценка состояния природной среды в перспективе и разработка на ее основе системы мероприятий по полному предотвращению или максимальному смягчению негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую природную среду. Прогнозирование – это предвидение, предсказание изменений природно-ресурсного потенциала и потребностей в природных ресурсах. Прогнозирование природопользования представляет собой совокупность действий, которые позволяют вынести суждения относительно поведения природных систем и определяются естественными процессами и воздействием на них человечества в будущем. Одним из основ эколого-экономического прогнозирования является концепция перехода РФ на модель устойчивого развития. В концепции определены задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию, а также критерии принятия решения и показатели такого развития. Прогнозирование и планирование природопользования может быть осуществлено несколькими методами. При прогнозе эколого-экономического развития можно воспользоваться программно-целевым методом, а также опираться на теорию графов, сочетать генетический и нормативный подходы. При этом используются частные методы, такие как балансовый, экстраполяция, методы экспертных оценок, анкетного опроса, моделирования. Программно-целевой метод к решению проблем природопользования сводится к анализу исходного состояния региона, выявлению проблем и формированию генеральной цели программы, построению дерева целей сохранения и улучшения природной среды региона. Метод экспертных оценок сводится к предварительному ранжированию показателей по доле их вклада в решение проблемы. Это позволяет определить совокупность мероприятий, реализация которых необходима для достижения заданных целей, и установить их приоритеты.

Комплексное задание 3. Планирование природоохранных мероприятий с использованием метода экспертных оценок

Для определения очередности реализации природоохранных мероприятий применяется метод экспертных оценок.

При составлении плана природоохранных мероприятий необходимо представлять себе сложные взаимосвязи планово-экономических показате­лей с динамическими характеристиками ресурсов (водных, почвенных, энергетических, трудовых и др.), возможные климатические изменения в результате воздействия на окружающую среду, на людей, животных и рас­тительность. Такие задачи можно решать только с привлечением специали­стов самых разных специальностей: медиков, биологов, химиков, экономи­стов, представителей технических специальностей, экологов и др.

Для исследования сложных многофакторных процессов, одним из которых является процесс взаимодействия объектов народного хозяйства с окружающей средой, можно использовать метод экспертных оценок, уже нашедший широкое применение в самых разных отраслях отечественной науки. Этот метод позволяет получить исходные данные для программно-целевого комплексного планирования и планового управления региональными системами.

Аналогичную задачу приходится решать в условиях ограниченного финансирования программы реализации природоохранных мероприятий. Для установления очередности реализации мероприятий следует:

После того как установлена совокупность мероприятий, необходимо отредактировать формулировку каждого из них. Эти формулировки должны быть краткими, изложены в доступной форме и иметь однозначное толкование. Следует учесть, что составитель перечня мероприятий как специалист уже располагает их по мере убывания влияния. Такое предварительное упорядочение может повлиять на мнение экспертов. Поэтому перечень мероприятий заносят в анкету в произвольной последовательности.

Наиболее распространенным методом экспертных оценок является метод ранговой корреляции. Эксперт, получив рабочую анкету, распределяет мероприятия по местам в соответствии со степенью важности. Он же ставит на первое место то мероприятие, которое, по его мнению, является более важным и которое должно быть осуществлено в первую очередь, присвоив ему самый высокий ранг – 1. Другим присваиваются ранги 2, 3, 4 и т. д. – по степени важности. Ранг, равный n, где n – число мероприятий в анкете, присваивается мероприятию, обладающему наименьшей природоохранной эффективностью. Если эксперт считает, что несколько мероприятий одинаково важны, то он может присваивать им одинаковые ранги. В этом случае обработка результатов несколько усложняется.

Коэффициент конкордации определяют следующим образом. Вычисляют сумму рангов по столбцам матрицы:

,

где R1 – ранг, присвоенный первым экспертом i-му мероприятию; Rim – ранг, присвоенный последним m экспертом этому же мероприятию.

Вычисляют среднюю по всем мероприятиям сумму рангов

,

где m – число экспертов; n – число мероприятий.

Рассчитывают отклонения суммы рангов каждого столбца от средней суммы:

di = .

Определяют сумму квадратов отклонений:

.

Вычисляют коэффициент конкордации:

W = 12  / m2 (п3п).

Затем находят статистический критерий х2 с п–1 степенями свободы:

.

Составляют план природоохранных мероприятий.

Пример определения очередности выполнения природоохранных мероприятий. Для разработки плана мероприятий по охране природы в масштабах региона (район, поселок, город, бассейн реки, станция) составляем перечень мероприятий и сводим их в рабочую анкету. Форма рабочей анкеты и 10 предложенных мероприятий представлены в табл. 3.1. Чем больше экспертов включено в работу, тем более достоверны результаты. Опыт показал, что необходимо участие не менее 10 экспертов. Результаты оценки экспертами пунктов рабочей анкеты (см. табл. 3.1) сведены в матрицу рангов и представлены в табл. 3.2 в качестве условного примера.

Таблица 3.1