logo search
ekonomicheskie_instrumenty_mehanizma_prirodopol

2. Платежей пользователей

Платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ устанавливаются за:  

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;

- выброс в атмосферу от передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в реки, озера и др.

- размещение отходов.

- сброс в водные объекты загрязняющих веществ. 

Устанавливаются два вида нормативов за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду:

- за допустимые в пределах установленных лимитов выбросы (сбросы) загрязняющих ве­ществ;     

- за превышение допустимых (относительно установленных лимитов) выбро­сов (сбросов) загрязняющих веществ.

В качестве поэтапного подхода к решению задачи по установлению платежей принято определять размеры платежей за выбросы загрязняющих веществ в воздушную среду и год­ных бассейн от передвижных транспортных средств в виде фиксированных эмпирических величин.

Нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ служат исходной базой для определения размеров платы за загрязнение природной среды для предприятий.

Нормативы платежей за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, в том числе в подземные горизонты, применяются также при расчете платежей за выбросы, сточных код на рельеф местности, а также нормативно-чистых (без очистки) сточных вод.

Приведенная масса сброса загрязнявших веществ определяется, как проведение массы сброса загрязняющих веществ на соответствующий коэффициент относительной опасности Коэффициент относительной опасности равен величине, обратной предельно допустимой концентрации (ПДК). Внедрение названных принципов потребует, прежде всего, жестким системам контроля за выполнением на законодательной основе. На действенность этого принципа указывает опыт зарубежных стран.

В новых условиях социально-экономического развития страны переоценивают многие проблемы, в том числе и концепцию природопользования. Взамен жестко регламентирован­ной административной политике намечается расширение приоритетов экономических под­ходов. Развитие принципов хозяйственного самоуправления, относительной экономической самостоятельности в выборе стратегии. Сущность последнего, сводится к следующим мо­ментам: платежи (налоги) за загрязнение окружающей среды, получившие наибольшее рас­пространение в развитых странах и экономическое регулирование (вплоть до торговли раз­решением на выброс  применяемой в США).

 2. Лицензирование природопользования.  Примерный порядок лицензирования отдельных видов дея­тельности и предоставление лицензий регулируется постановле­нием Правительства РФ от 27 мая 1993 г.

По своей сущности лицензия на природопользование имеет три признака: во-первых, она является актом соб­ственника природного ресурса, либо его владельца (фондодержателя); во-вторых, является формой проявления контроля го­сударства за рациональным использованием природного ресур­са; в-третьих, является средством регулирования рационально­го природопользования.

Лицензии имеют ряд классификаций. Лицензия выдается на каждый вид деятельности. Срок ее действия — один год. Количество лицензий по отдельным ви­дам в силу экологических требований, местоположения и других факторов может ограничиваться. Лицензии могут быть выданы по заявкам соискателей, в том числе и на конкурсной основе. Несоблюдение установленного порядка пользования лицензией, передача ее другим лицам, нарушение санитарных, экологиче­ских, торговых правил влекут за собой лишение лицензии по постановлению органа, который ее выдал. Отказ в выдаче ли­цензии, лишение права на лицензию могут быть обжалованы в суд, арбитражный суд. Контроль за соблюдением лицензион­ных условий ведет территориально-отраслевой орган админи­страции субъектов Федерации, городов федерального значения