logo search
Эколого-экон

Базовые нормативы платы за размещение отходов

Вид отходов

Норматив платы за размещение 1 т (1 м3) отходов в границах лимитов, руб.

Нетоксичные отходы добывающей промышленности, т

0,0025

Нетоксичные отходы перерабатывающей промышленности, м3

0,12

Токсичные отходы 1-го класса токсичности (чрезвычайно опасные), т

14

2-го класса токсичности (высоко опасные), т

6

3-го класса токсичности (умеренно опасные), т

4

4-го класса токсичности (мало опасные), т

2

Эксплуатирующие специализированные полигоны организации, которые принимают для размещения образованные на других предприятиях отходы, рассматриваются как природопользователи, оказывающие непосредственное негативное воздействие на состояние окружающей среды и ее элементы. В этом случае рассчитываются платежи за загрязнение в соответствии с величиной воздействия на отдельные элементы окружающей среды.

Плата за размещение отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, сырьем или материалами для других производств, устанавливается на уровне договорных цен на эти ресурсы, сложившихся в регионе на момент расчета платежей.

При определении платы за размещение отходов лесозаготовительных предприятий необходимо руководствоваться тем, что лесозаготовительные предприятия относятся к добывающим отраслям промышленности, основной продукцией которых являются круглые лесоматериалы, а также некоторые другие виды продукции. Плата за размещение отходов лесозаготовительных предприятий определяется по базовым нормативам платы нетоксичных отходов добывающей промышленности.

Комплексное задание 5.2. Расчет платежей за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

На основании данных комплексного задания 4.3 рассчитать величину платежей за загрязнение водных объектов, а также оценить изменения себестоимости и прибыли по предприятию.

Объемы сбросов в разрезе примесей по базовому варианту рассматривать как фактические объемы отрицательных воздействий на водные объекты; объемы сбросов по первому варианту рассматривать как нормативные или временно разрешенные; лимиты сбросов принять в размере 70 % от временно разрешенных (нормативных) объемов сбросов.

Состав примесей взять по исходным данным комплексного задания 4.3, ставки платежей по ним в разрезе допустимых и лимитов (временно разрешенных) выбросов – из табл. 5.5, а коэффициенты экологической ситуации – по месту проживания студентов (см. табл. 5.4).

Контрольные вопросы и задания

  1. Укажите типы экономических механизмов природопользования.

  2. Каковы принципы эффективной концепции экономического механизма природопользования?

  3. Какие платежи взимаются за право пользования природными ресурсами?

  4. В чем сущность, назначение платежей за загрязнение окружающей среды? Назовите их виды.

  5. Назовите методические положения по расчету платы за загрязнение атмосферного воздуха от стационарных и передвижных источников.

Тесты

  1. Субъектами управления природопользованием являются:

а) фирмы и организации, связанные с природопользованием;

б) государственные органы, учреждения, наделенные соответствующими функциями;

в) банки, фонды, финансирующие природоохранные мероприятия;

г) компании, занимающиеся экологическим страхованием, аудированием.

  1. Формой государственного управления природопользованием являются:

а) деятельность людей в сфере природопользования;

б) властные полномочия государственных органов;

в) административные соглашения;

г) совокупность предприятий, направленных на сохранение качества ОС.

  1. Методом разрешения в управлении природопользованием является:

а) прекращение права пользования;

б) договор на комплексное природопользование;

в) согласование;

г) развитие экологического образования и воспитания.

  1. Управленческая функция государства в сфере экологии заключается:

а) в планировании, прогнозировании и координации;

б) учете, контроле и надзоре;

в) проведении экоаудита и экспертизы;

г) общем руководстве, издании нормативных актов и их изменении.

  1. Органом общей компетенции государственного управления природопользованием являются:

а) представительные и исполнительные органы власти;

б) экологические общественные организации;

в) министерства и ведомства;

г) органы лицензирования в области природопользования.

  1. Координационные органы специальной компетенции выполняют:

а) все задачи или блок природоохранных задач;

б) задачи охраны природы в отраслевом разрезе;

в) несколько функций в отношении всех видов природных ресурсов;

г) верны все ответы.

  1. Лицензирование природопользования – это:

а) анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением природоохранных мероприятий с целью получения прибыли;

б) выработка рекомендаций в отношении дальнейшего улучшения организации рационального природопользования;

в) система экологического обоснования и контроля хозяйственной деятельности, реализуемая через выдачу специальных разрешительных документов;

г) элемент рыночного регулирования природопользования.

  1. Специальные лицензии – это:

а) разрешение на право пользования природными ресурсами и загрязнение ОС;

б) разрешение на комплексное природопользование;

в) установление конкретных условий и ограничений пользования ресурсами;

г) право продажи лицензий на аукционах.

9. Лицензия на комплексное природопользование:

а) приводит к рациональному использованию отдельно взятого природного ресурса;

б) разрешает отстрел охотничьих животных и лесоразработку;

в) регламентирует условия природопользования и в целом оказывает минимально возможное комплексное воздействие на ОС;

г) дает право на вид природопользования.

  1. Договор на комплексное природопользование заключается на основе:

а) специальной лицензии;

б) договора аренды;

в) лицензии на комплексное природопользование и заключения экологической экспертизы на предполагаемую деятельность;

г) имеющейся полной информации о количестве и качестве природно-ресурсного потенциала территории.

  1. Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды в России не предусматривает выдачи лицензий:

а) на утилизацию, складирование, захоронение и уничтожение промышленных отходов;

б) утилизацию, перемещение, захоронение, уничтожение радиоактивных отходов;

в) проведение экологической паспортизации, сертификации и экологического аудирования;

г) осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения.

  1. Экологической сертификации не подвергаются:

а) экологический паспорт предприятия;

б) технологические процессы и отходы;

в) экологические услуги по обеспечению экологической безопасности и предупреждению ущерба ОС;

г) объекты окружающей среды, природные ресурсы.

  1. Основными задачами экологической сертификации являются:

а) предупреждение неблагоприятного воздействия на жизнь и здоровье человека и состояние ОС;

б) защита потребителей от приобретения товаров, опасных для жизни и оказывающих вредное воздействие на ОС в процессе их использования и утилизации;

в) организация НИОКР, направленных на охрану природы;

г) обеспечение базы для проведения ОВОС и экологической экспертизы.

  1. В систему экологической сертификации включают:

а) экоаудит;

б) экоменеджмент;

в) экомаркировку и декларацию;

г) управление природопользованием.

  1. Продавец в рамках проведения сертификации несет ответственность:

а) за соответствие продукции требованиям нормативных документов;

б) достоверность сертификационных испытаний;

в) наличие сертификата и знака соответствия на реализуемую продукцию;

г) правильность использования знака соответствия и его выдачи.

  1. Процедура экологической сертификации отходов распространяется:

а) на удаление и складирование;

б) переработку и утилизацию;

в) все виды их обращения: удаление, складирование, переработку, утилизацию, хранение, транспортировку и захоронение;

г) утилизацию, хранение, транспортировку.

  1. Экологическая сертификация природных ресурсов требуется, если:

а) они не разведаны;

б) ресурсы находятся в процессе разработки и изъятия;

в) получена лицензия на комплексное природопользование;

г) имеется экологическая маркировка.

  1. Процедура экологической сертификации финансируется:

а) только государством;

б) только заявителем;

в) заявителем в случае проведения контроля и надзора;

г) государством и заявителем.

  1. При экологической сертификации знак «эколейб» присваивается продукту:

а) низкого качества;

б) среднего качества;

в) более высокого качества;

г) независимо от качества продукции, если фирма добровольно участвует в процессе сертификации.

  1. Экомаркировка преследует цель:

а) представить потребителю вводящую в заблуждение экологическую информацию;

б) успокоить потребителей и защищать коммерческие интересы фирмы;

в) обеспечить производителям рыночные стимулы для разработки новых продуктов, менее опасных для ОС;

г) предоставить возможность покупателям при покупке исходить из соображений экономии своего бюджета.