logo search
Экология Багрова

6.10. Экология, мировоззрение и этика

Экологическое мировоззрение, экологическая этика, антропоцентризм, природоцентризм, утилитаристское и деонтологическое направления в отстаивании прав животных, смысл охраны дикой природы, принцип «делать и наслаждаться больше, расходуя меньше».

Для решения экологических проблем можно использовать самые разные методы, в том числе более совершенные технологии или сохранение естественных ландшафтов. Однако резонно задать такой вопрос: что нужно сделать, чтобы это стало возможным? Кто и что заставит человека охранять дикую природу, вкладывать финансовые, материальные и интеллектуальные ресурсы в совершенствование производства? Ответ может быть один: это станет возможным, если изменится мировоззрение каждого человека и общества в целом. О. Леопольд говорит: «Мы неправильно относимся. к Земле, нанося- ей ущерб, потому, что рассматриваем ее как нечто принадлежащее нам. Когда же мы посмотрим на Землю как на общность, к которой принадлежим сами, мы начнем относиться к ней с любовью и уважением».

Еще большую опасность, чем загрязнение природных сред и замусоривание наших городов, представляет загрязнение наших душ м мыслей, наше стремление к бесконечному наращиванию экономических благ. Поэтому наиболее фундаментальной основой преодоления экологического кризиса является изменение взглядов на отношения человека и природы, изменение экологического мировоззрения человека.

Экологическое мировоззрение — это совокупность взглядов на отношения человека и природы. Экологическая этика - это система норм поведения по отношению к природе.

В современном мире мы наблюдаем два полюса в отношениях человека к природе:

  1. антропоцентризм — система взглядов расточителей и эгоистов. Эти люди считают, что человек стоит над природой, он венец природы. Человек в состоянии подчинить природу своим целям;

  2. природоцентризм — система взглядов, согласно которым человек составляет часть природы, соблюдает ее законы и строит свои взаимоотношения с ней на основе сотворчества.

Все взгляды на отношения человека и природы могут быть уложены в интервале между этими полюсами (табл. 6.4).

Еще в Древнем Египте отношение к природе, в частности к животным, было одним из элементов общественной жизни: животные имели право выступать с жалобой против человека, если он доставлял им страдания. Разумеется, речь идет о жалобе, которую выставлял другой человек. В последующие века было много примеров, когда рассматривались вопросы о защите животных.

Но системное движение за права животных началось в последние десятилетия. Сформировалось утилитаристское и деонтологическое направления в отстаивании прав животных [Борейко, 2000]. Сторонники первых считают, что живые существа заслуживают морального внимания из-за наличия чувствительности (но не разума). Они испытывают страдания, и следует максимально предотвращать последние. Деонтологисты считают, что животным присущи все те же физиологические качества, и поэтому у человека и животных должны быть равные права. Они выступают против животноводческих ферм, за полный запрет на коммерческую и спортивную охоту и ловлю животных. Радикальный деондологист Том Риган сформулировал основные цели: отказ от всех видов эксплуатации животных, связанных с причинением страданий животным и их умерщвлением, от использования их в пищу, для получения меха и кожи, от использования животных в эксперименте, в зрелищных мероприятиях. Новозеландский экофилософ Алистер Ганн говорит о необходимости использовать животных только для базовой цели — выживания. Даниил Андреев в «Розе мира» пишет о действиях, которые необходимо принять для защиты животных:

  1. запрет мучительных для животного способов его умерщвления;

  2. запрет опыта на «живом материале» в школах и где бы то ни было, кроме специальных научных учреждений;

  1. полный запрет опытов над животными без их усыпления или обезболивания;

  1. создание и финансирование научных коллективов для изыскания и разработки новой экспериментальной методики в естественных науках;

Сравнение взглядов антропоцентристов и природоцентристов

(по материалам Т. Миллера, А.Н. Тетиора, В.А. Зубакова)

Антропоцентризм

Природоцентризм

Роль человека на Земле

Человек — венец природы. Наша роль в завоевании природы и управлении ею.

Человек — часть природы, он должен следовать законам природы. В рамках этого он устраивает свою жизнь, сотрудничая с природой.

Отношение к живым существам

Мы имеем право на убийство животных в целях удовлетворения своих потреб­ностей.

Каждое живое существо имеет право на жизнь, наличие этого права не зависит от его полезности. Мы имеем право на защиту от опасных жи­вотных, когда нет возможности избежать с ними контакта. Мы имеем право убивать другие организмы для удовлетворения жизненно важных потребностей, однако у нас нет такого права для удовлетворения наших прихотей (принцип выживания).

Насколько серьезны проблемы окружающей среды?

Представления о глобальном эколо­гическом кризисе преувеличены, новые технологии позволят решить эти проб­лемы.

Глобальный экологический кризис усугубляется и может приобрести необратимый характер.

Имеем ли мы право изменять природу?

Да, имеем.

Когда мы изменяем природу для удовлетворения своих жизненно важ­ных потребностей, мы должны выби­рать варианты причинения наимень-

Население мира

Не следует контролировать численность населения, она есть одна из составляю­щих системы «общество—техника— природа» и поддается регулированию в ходе этого взаимодействия.

Необходимо контролировать числен­ность населения, следует сократить население мира до 1—1,5 млрд чело­век на основе щадящего и никому не причиняющего вреда принципа «од­ной семье — один ребенок».

Насколько мы обеспечены природными ресурсами?

Ресурсы не будут исчерпаны, поскольку мы изобретательны в их поисках и замене одних видов ресурсов другими.

Ресурсы ограничены, они должны расходоваться очень экономно.

В чем смысл жизни?

Обеспечить экономическое процвета­ние.

В достижении гармонических отно­шений с природой.

Показатели развития и процветания страны

Ведущая роль принадлежит странам, которые потребляют большую часть ресурсов.

Наибольшего уважения заслуживают страны, которые добились достойного уровня жизни людей при сохранении природы, наибольшего числа видов живых организмов, чистых водоемов и воздуха.

Идеалы развития

Развитие производства, рост потреб­ления и совершенствование технологий ведут нас к лучшей жизни.

Познание природы, жизнь в гармонии с природой на основе принципов сотворчества и коэволюции.

Какие перспективы — краткосрочные или долгосрочные — во главе угла?

Краткосрочные.

Среднесрочные и долгосрочные.

Отношение к будущим поколениям

Они будут иметь возможность сами построить такую жизнь, которую сочтут необходимой.

Мы должны передать потомкам Зем­лю в таком же состоянии, в каком получили, если не лучше.

  1. ограничение охоты как спорта и рыбной ловли как развлечения, использование охоты и рыбной ловли только для борьбы с хищниками;

  2. развитие в детях любви к животным.

И. Кант назвал еще одну причину, почему нам не следует плохо обращаться с животными: если обращаться со зверями плохо, то со временем это переходит и на людей. Таким образом, плохое обращение с животными — это моделирование жестокости в отношении самих людей.

Мировоззрение антропоцентристов — это мировоззрение расточителей. В XX ст. человек, руководствуясь принципами антропоцентризма, используя свой изощренный ум, довел биосферу Земли до кризиса. Человечество должно сейчас сделать шаг, подобный шагу Коперника, который поставил Солнце в центр солнечной системы: мы должны согласиться с тем, что человек не является центром мироздания, он является лишь одним из миллионов видов живых организмов.

Смысл охраны дикой природы:

1:) рациональный: необходимость использования экономических, научных и экологических резонов в процессе изъятия природных территорий из непосредственного хозяйственного использования вытекает из чувства самосохранения человека;

2) этический: охрана дикой природы была, есть и будет выражением благоговения Человека перед Природой, выражением сыновнего признания ее извечной самоценности и желанием служить ей, любуясь и любя, а следовательно — материальным проявлением именно человеческих качеств (по СИ. Забелину).

Характерен в этом смысле рассказ старой индианки Уинту [Миллер, 1994]: «Белые люди никогда не заботились о Земле, олене или медведе. Когда индейцы убивают животное на мясо, они съедают его полностью. Когда мы окапываем корни, мы роем маленькие лунки. Мы не рубим деревья, а используем только мертвую древесину. Но белые люди переворачивают плугом землю, рубят деревья, убивают все живое. Дерево говорит: "Не делай этого, мне больно, не обижай меня". Но они валят его на землю и разрубают на части. Дух Земли ненавидит их... Белые люди разрушают все. Они взрывают скалы и рассеивают их по земле... как может дух Земли любить белого человека. Повсюду, где белый человек касался Земли, остались раны».

Многие люди, в том числе весьма состоятельные, уже переходят на природоцентристское мировоззрение. Они ведут простой образ жизни, соблюдая принцип «делать и наслаждаться больше, расходуя меньше». Большое количество вещей и предметы роскоши не делают их счастливыми, ибо они понимают, что чем большим количеством вещей ты владеешь, тем больше попадаешь под их власть. Они требуют времени и денег на их покупку, охрану, ремонт.

Единственным условием для реализации этого подхода является наличие людей, влюбленных в природу и готовых к действиям по ее сохранению и восстановлению.

В заключение следует сказать, что моральные основы действий по сохранению природы являются самыми сильными и основополагающими. Никакие законы и экономические регуляторы, административные меры не смогут предотвратить разрушение Земли, если не будет осознания человеком своей миссии по сохранению планеты.