logo search
posobie_Tur,Dom,Kon,PI,Ser,Ekon

5.6 Принципы и задачи экоаудита

Экологическое аудирование (аудит). Одним из новых инструментов в области охраны ОПС является экологический аудит, представляющий собой вневедомственную, независимую проверку и оценку документированной информации об объекте на предмет соответствия его хозяйственной деятельности определенным экологическим кри­териям.

Главное назначение экологического аудита (В.Л. Сидорук, 2001 г.):

– служить инструментом анализа и описания существующего состояния ОПС;

– определять и оценивать сильные и слабые моменты хозяйственной и иной деятельности на данной территории в области охраны ОПС;

– определять приоритетность и привлекательность инвестиций, а также обеспечивать широкое участие общественности;

– развить природоохранную стратегию.

В 1997 г. принята программа развития экологического аудита в России, которая включает создание соответствующих правовых, нормативных и методических документов, создание системы обучения и подготовки экоаудиторов, проведение научно-исследовательских работ и др. В качестве основных нормативных документов используются экологические стандарты ИСО 14000.

Действующие в настоящее время международные стандарты серии ИСО устанавливают процедуры экологического аудита, которые обеспечивают планирование и проведение аудита системы управления качеством окружающей среды. Например, стандарт ИСО 14011 «Руководство по аудированию в области окружающей среды. Процедуры аудита. Аудирование систем управления окружающей средой», ИСО 14001 «Системы управления окружающей средой. Общие требования и рекомендации по использованию», ИСО 14004 «Системы управле­ния окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования» и др.

В настоящее время имеется более 60 российских фирм, имеющих федеральную лицензию (разрешение) на деятельность в сфере экологического аудита.

Экологическое аудирование осуществляется, как правило, по инициативе самого предприятия-загрязнителя. Особенностью экологического аудита является то, что он проводится не для наказания, его задачей является поиск возможностей избежать негативных последствий загрязнения ОПС, которые могут обернуться для предприятия-загрязнителя не только потерей части прибыли, но, подчас, и его закрытием.

Именно поэтому опытные руководители предприятий сами, по мере необходимости, обращаются за помощью к аудиторским организациям, специализирующимся в данном направлении; это не только позволяет такому руководителю повысить свой имидж, но в конечном итоге снижает издержки предприятия, связанные с санкциями, штрафами, налогами и т. д. Вследствие этого аудиторская проверка, хотя и оплачивается самим предприятием, тем не менее, является весьма выгодной для последнего.

Все возрастающую роль в надзоре за выполнением экологических требований занимают органы прокуратуры Российской Федерации (так называемые «экологические прокуратуры»). На них в законодательном порядке возложены такие функции, которые позволяют осуществлять надзор за исполнением законов, регулирующих экологические отношения, за всеми федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля (в том числе государственного экологического контроля), их должностными лицами, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Закон предписывает, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных и региональных органов государственной власти.

Практика экологического аудита базируется на следующих принципах: независимость экологического аудита и обоснован­ный подбор аудиторов; адекватность сбора, анализа, интерпретации и документирования результатов целям исследования; наличие процедур, гарантирующих качество эколо­гического аудита и конфиденциальность информации; на­личие процедур, обеспечивающих беспристрастное, четкое и яс­ное изложение результатов экологического аудирования в заключении и т. д.

В задачи экологического аудита входят: обоснование экологической стратегии и политики предприятия; определение приоритетов и планирование природоохранной деятельности пред­приятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления; повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду, снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.

Экологическое аудирование может проводиться на уровнях как государственных структур, так и транснациональных корпо­раций. Экологический аудит может быть обязательным и ини­циативным. Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми акта­ми РФ. Инициативный экологический аудит проводится по решению субъектов хозяйственной деятельности. Выбор организации, привлекаемой для проведения экоаудита, осуществляется заказчиком работ.

Несмотря на разнообразие видов экологического аудита, ос­новные этапы программ в большинстве случаев одинаковы. Этап предварительных работ (предаудит). Этап непосредственного ау­дирования (система мониторинга, формы отчетности, програм­мы внутренних инспекций, планы действий в чрезвычайных си­туациях и др.). Постаудит – подготовка окончательного отчета по результатам аудирования, подготовка рекомендаций и пред­ложений. Проверка реализуемости предлагаемого плана дейст­вий, которая может проводиться как группой аудирования, так и управленческим персоналом или специалистами-экологами самого предприятия.

Исходя из анализа норм экологического законодательства, а также учитывая рекомендации специалистов, экологическую документацию, представляемую на экологическое аудирование, целесообразно объединить по группам.

Первую группу составит документация, устанавливающая права собственности, аренды и концессии на природный объект и иные права лиц, не являющихся собственниками при­родных объектов, постоянного (бессрочного) пользования зе­мельными участками, сервитута, разрешительная документация на застройку территорий. К этим документам относятся: разре­шительная документация на осуществление деятельности; ли­цензии на природопользование, лицензии на осуществление деятельности, представляющей повышенную опасность для при­родной среды при использовании атомной энергии, при осуще­ствлении оборонной, космической деятельности, при захороне­нии, транспортировке промышленных и бытовых отходов; экологический паспорт промышленного предпри­ятия, паспорт водного хозяйства; до­говор о комплексном природопользовании, договоры на сброс сточных вод в канализацию, на вывоз бытовых и промышлен­ных отходов; нормативы предельно-допус­тимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов и разрешение на их осуществление; радиационно-гигие­нический паспорт организации, документация по санитарно-защитной зоне предприятия.

Вторую группу документов экологического аудирования со­ставит: документация, свидетельствующая об экологической и техногенной безопасности деятельности предприятия; поло­жительное заключение экспертизы по безопасности промыш­ленного объекта; результаты проверок объекта органами Ми­нистерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным си­туациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; поло­жительное заключение государственной экологической экспертизы о безопасности деятельности предприятия; документация об экологической сертификации про­дукции работ и услуг; поло­жительное заключение санитарно-гигиенической и эпидемио­логической экспертизы; документация о результатах государст­венного, общественного и производственного экологического контроля.

В третью группу войдут документы по системе учета приро­доохранной деятельности предприятия; учету природоохранных расходов, учет экологических обязательств, отчетность по природоохранной деятельности; государственная статистическая от­четность по формам: воздух, отходы, водопровод, канализация; планы природоохранных мероприятий и отчеты об их выполне­нии, справки по запросам территориальных органов экологиче­ского контроля и управления; акты комплексной проверки при­родоохранной деятельности предприятия; документация о при­влечении по дисциплинарной, административной, уголовной гражданско-правовой и материальной ответственности; положе­ния о производственном экологическом контроле и производст­венной экологической службе; отчетность предприятия при ис­пользовании радиоактивных веществ.

В практике экологического аудирования используются следующие методы анализа природоохранной деятельности и состояния предприятия: метод анкетирования, метод матери­альных балансов и технических расчетов основных компо­нентов (сырья и материалов), воды, загрязняющих веществ, методы с использованием фотосъемки, а также натурных из­мерений.

Проведенный анализ правовых основ экологического аудирования позволяет при существующей законодательной базе от­метить наиболее перспективные сферы применения экологиче­ского аудирования в следующих сферах деятельности: страхова­ние ответственности (экологическое страхование); приватизация предприятий, подготовка соглашений о разделе продукции, недропользование, экологическая паспортизация и декларирова­ние экологической безопасности предприятий и территорий; экологическая сертификация в системе экологического образо­вания.

Зарубежный опыт экоаудита. За рубежом накоплен большой опыт в экологическом ауди­те, в котором участвуют многие международные организации. В Международном банке реконструкции и развития (МБРР) создано спе­циальное подразделение по оценке объектов на стадии экс­плуатации. Совершенствование экологического аудита, про­фессиональная подготовка аудиторов, обмен опытом, инфор­мацией в этой области – сфера деятельности различных ассоциаций в США, наиболее крупными и известными из которых являются «Круглый стол по экологическому аудиту» (не­формальные ассоциации), а также формальное объединение экологических аудиторов-менеджеров – Институт экологи­ческого аудирования.

Экологический аудит играет активную роль в Ве­ликобритании, Канаде, Нидерландах, США, Швеции, странах Евро­пейского экономического сообщества и Восточной Европе. Например, экологическое аудирование при приобретении или передаче недвижимого имущества выделилось в отдельный вид аудирования, который проводится практически при всех сделках.

Экологический аудит имеет большое значение при урегули­ровании конфликтов между национальными агентствами по ох­ране окружающей среды и компаниями-нарушителями экологи­ческого законодательства. Экологический аудит может потребо­ваться, если причиной правонарушения было отсутствие экологической программы на предприятии или допускались на­рушения экологических требований.

Обязательные программы экологического аудита применя­ются при урегулировании исков против нарушивших природо­охранное законодательство или постоянных нарушителей.

Широкое развитие получил специализированный экологический аудит, который осуществляет контроль за минимиза­цией отходов, оценкой безопасности производимого продук­та, профессиональные заболевания, за загрязнением кон­кретных природных сред, за соблюдением промышленной гигиены и др.

В качестве вербализации этих задач наряду с термином «экологическое аудирование» широко распространен термин «ауди­рование по вопросам здоровья, безопасности и окружающей среды».