5.6 Принципы и задачи экоаудита
Экологическое аудирование (аудит). Одним из новых инструментов в области охраны ОПС является экологический аудит, представляющий собой вневедомственную, независимую проверку и оценку документированной информации об объекте на предмет соответствия его хозяйственной деятельности определенным экологическим критериям.
Главное назначение экологического аудита (В.Л. Сидорук, 2001 г.):
– служить инструментом анализа и описания существующего состояния ОПС;
– определять и оценивать сильные и слабые моменты хозяйственной и иной деятельности на данной территории в области охраны ОПС;
– определять приоритетность и привлекательность инвестиций, а также обеспечивать широкое участие общественности;
– развить природоохранную стратегию.
В 1997 г. принята программа развития экологического аудита в России, которая включает создание соответствующих правовых, нормативных и методических документов, создание системы обучения и подготовки экоаудиторов, проведение научно-исследовательских работ и др. В качестве основных нормативных документов используются экологические стандарты ИСО 14000.
Действующие в настоящее время международные стандарты серии ИСО устанавливают процедуры экологического аудита, которые обеспечивают планирование и проведение аудита системы управления качеством окружающей среды. Например, стандарт ИСО 14011 «Руководство по аудированию в области окружающей среды. Процедуры аудита. Аудирование систем управления окружающей средой», ИСО 14001 «Системы управления окружающей средой. Общие требования и рекомендации по использованию», ИСО 14004 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования» и др.
В настоящее время имеется более 60 российских фирм, имеющих федеральную лицензию (разрешение) на деятельность в сфере экологического аудита.
Экологическое аудирование осуществляется, как правило, по инициативе самого предприятия-загрязнителя. Особенностью экологического аудита является то, что он проводится не для наказания, его задачей является поиск возможностей избежать негативных последствий загрязнения ОПС, которые могут обернуться для предприятия-загрязнителя не только потерей части прибыли, но, подчас, и его закрытием.
Именно поэтому опытные руководители предприятий сами, по мере необходимости, обращаются за помощью к аудиторским организациям, специализирующимся в данном направлении; это не только позволяет такому руководителю повысить свой имидж, но в конечном итоге снижает издержки предприятия, связанные с санкциями, штрафами, налогами и т. д. Вследствие этого аудиторская проверка, хотя и оплачивается самим предприятием, тем не менее, является весьма выгодной для последнего.
Все возрастающую роль в надзоре за выполнением экологических требований занимают органы прокуратуры Российской Федерации (так называемые «экологические прокуратуры»). На них в законодательном порядке возложены такие функции, которые позволяют осуществлять надзор за исполнением законов, регулирующих экологические отношения, за всеми федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля (в том числе государственного экологического контроля), их должностными лицами, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Закон предписывает, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных и региональных органов государственной власти.
Практика экологического аудита базируется на следующих принципах: независимость экологического аудита и обоснованный подбор аудиторов; адекватность сбора, анализа, интерпретации и документирования результатов целям исследования; наличие процедур, гарантирующих качество экологического аудита и конфиденциальность информации; наличие процедур, обеспечивающих беспристрастное, четкое и ясное изложение результатов экологического аудирования в заключении и т. д.
В задачи экологического аудита входят: обоснование экологической стратегии и политики предприятия; определение приоритетов и планирование природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления; повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду, снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
Экологическое аудирование может проводиться на уровнях как государственных структур, так и транснациональных корпораций. Экологический аудит может быть обязательным и инициативным. Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами РФ. Инициативный экологический аудит проводится по решению субъектов хозяйственной деятельности. Выбор организации, привлекаемой для проведения экоаудита, осуществляется заказчиком работ.
Несмотря на разнообразие видов экологического аудита, основные этапы программ в большинстве случаев одинаковы. Этап предварительных работ (предаудит). Этап непосредственного аудирования (система мониторинга, формы отчетности, программы внутренних инспекций, планы действий в чрезвычайных ситуациях и др.). Постаудит – подготовка окончательного отчета по результатам аудирования, подготовка рекомендаций и предложений. Проверка реализуемости предлагаемого плана действий, которая может проводиться как группой аудирования, так и управленческим персоналом или специалистами-экологами самого предприятия.
Исходя из анализа норм экологического законодательства, а также учитывая рекомендации специалистов, экологическую документацию, представляемую на экологическое аудирование, целесообразно объединить по группам.
Первую группу составит документация, устанавливающая права собственности, аренды и концессии на природный объект и иные права лиц, не являющихся собственниками природных объектов, постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, сервитута, разрешительная документация на застройку территорий. К этим документам относятся: разрешительная документация на осуществление деятельности; лицензии на природопользование, лицензии на осуществление деятельности, представляющей повышенную опасность для природной среды при использовании атомной энергии, при осуществлении оборонной, космической деятельности, при захоронении, транспортировке промышленных и бытовых отходов; экологический паспорт промышленного предприятия, паспорт водного хозяйства; договор о комплексном природопользовании, договоры на сброс сточных вод в канализацию, на вывоз бытовых и промышленных отходов; нормативы предельно-допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов и разрешение на их осуществление; радиационно-гигиенический паспорт организации, документация по санитарно-защитной зоне предприятия.
Вторую группу документов экологического аудирования составит: документация, свидетельствующая об экологической и техногенной безопасности деятельности предприятия; положительное заключение экспертизы по безопасности промышленного объекта; результаты проверок объекта органами Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; положительное заключение государственной экологической экспертизы о безопасности деятельности предприятия; документация об экологической сертификации продукции работ и услуг; положительное заключение санитарно-гигиенической и эпидемиологической экспертизы; документация о результатах государственного, общественного и производственного экологического контроля.
В третью группу войдут документы по системе учета природоохранной деятельности предприятия; учету природоохранных расходов, учет экологических обязательств, отчетность по природоохранной деятельности; государственная статистическая отчетность по формам: воздух, отходы, водопровод, канализация; планы природоохранных мероприятий и отчеты об их выполнении, справки по запросам территориальных органов экологического контроля и управления; акты комплексной проверки природоохранной деятельности предприятия; документация о привлечении по дисциплинарной, административной, уголовной гражданско-правовой и материальной ответственности; положения о производственном экологическом контроле и производственной экологической службе; отчетность предприятия при использовании радиоактивных веществ.
В практике экологического аудирования используются следующие методы анализа природоохранной деятельности и состояния предприятия: метод анкетирования, метод материальных балансов и технических расчетов основных компонентов (сырья и материалов), воды, загрязняющих веществ, методы с использованием фотосъемки, а также натурных измерений.
Проведенный анализ правовых основ экологического аудирования позволяет при существующей законодательной базе отметить наиболее перспективные сферы применения экологического аудирования в следующих сферах деятельности: страхование ответственности (экологическое страхование); приватизация предприятий, подготовка соглашений о разделе продукции, недропользование, экологическая паспортизация и декларирование экологической безопасности предприятий и территорий; экологическая сертификация в системе экологического образования.
Зарубежный опыт экоаудита. За рубежом накоплен большой опыт в экологическом аудите, в котором участвуют многие международные организации. В Международном банке реконструкции и развития (МБРР) создано специальное подразделение по оценке объектов на стадии эксплуатации. Совершенствование экологического аудита, профессиональная подготовка аудиторов, обмен опытом, информацией в этой области – сфера деятельности различных ассоциаций в США, наиболее крупными и известными из которых являются «Круглый стол по экологическому аудиту» (неформальные ассоциации), а также формальное объединение экологических аудиторов-менеджеров – Институт экологического аудирования.
Экологический аудит играет активную роль в Великобритании, Канаде, Нидерландах, США, Швеции, странах Европейского экономического сообщества и Восточной Европе. Например, экологическое аудирование при приобретении или передаче недвижимого имущества выделилось в отдельный вид аудирования, который проводится практически при всех сделках.
Экологический аудит имеет большое значение при урегулировании конфликтов между национальными агентствами по охране окружающей среды и компаниями-нарушителями экологического законодательства. Экологический аудит может потребоваться, если причиной правонарушения было отсутствие экологической программы на предприятии или допускались нарушения экологических требований.
Обязательные программы экологического аудита применяются при урегулировании исков против нарушивших природоохранное законодательство или постоянных нарушителей.
Широкое развитие получил специализированный экологический аудит, который осуществляет контроль за минимизацией отходов, оценкой безопасности производимого продукта, профессиональные заболевания, за загрязнением конкретных природных сред, за соблюдением промышленной гигиены и др.
В качестве вербализации этих задач наряду с термином «экологическое аудирование» широко распространен термин «аудирование по вопросам здоровья, безопасности и окружающей среды».
- Предисловие
- Введение
- 1.1 Предмет и задачи курса экологии. История развития экологических идей
- 1.2 Подходы к проблеме взаимоотношения человека и природы в современной экологии. Экологические “законы” Барри Коммонера
- 1.3 Структура современной экологии
- 1.4 Экологическое сознание и экологическое образование
- 2.1 Биосфера, ее состав, строение и границы
- 2.2 Учение в. И. Вернадского об эволюционном развитии биосферы
- 2.3 Основы аутэкологии
- 2.3.1 Организм как самовоспроизводящаяся открытая система
- 2.3.2 Организм и среда
- 2.3.3 Экологические факторы среды
- 2.3.4 Взаимодействие экологических факторов
- 2.4 Экология популяций (демэкология)
- 2.4.1 Популяция как основной элемент эволюции живого
- 2.5 Основы синэкологии
- 2.5.1 Типы взаимоотношений между организмами
- 2.5.2 Экосистема как сообщество живых организмов и среды их обитания
- 2.5.3 Стабильность и развитие экосистем
- 2.5.4 Состав и функциональная структура экосистемы
- 2.6 Материальный и энергетический баланс биосферы
- 2.6.1 Потоки вещества и энергии в экосистеме
- 2.6.2 Круговорот вещества в природе
- 3.1 Понятие о загрязнении окружающей среды
- 3.2 Классификация и источники загрязнения
- Загрязнение среды
- 3.3 Экологические кризисы в истории человечества
- 3.4 Классификация природных ресурсов
- 3.5 Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов
- 3.6 Особо охраняемые природные территории и объекты как природно-заповедный фонд рф
- 4.1 Динамика урбанизации
- 4.2 Урбанизация в России
- 4.3 Город как искусственная среда обитания
- 4.4 Проблемы экологии и безопасности городской среды
- 5.1 Правовые аспекты охраны природы. Законодательные акты России
- 5.2 Органы экологического управления рф
- 5.3 Экологические функции правоохранительных органов рф
- 5.4 Управление природоохранной деятельностью предприятий
- 5.5 Ответственность за экологические правонарушения
- 5.6 Принципы и задачи экоаудита
- 5.7 Экологические фонды. Экологическое страхование
- 5.8 Инвестиции в решении экологических проблем (опыт Всемирного банка)
- 5.9 Национальные и глобальные уровни экологических проблем
- 6.1 Понятие о качестве окружающей природной среде
- 6.2 Стандартизация в области охраны окружающей среды
- 6.3 Принципы обеспечения качества окружающей среды
- 6.4 Мониторинг окружающей природной среды
- 6.4.1 Понятие мониторинга, его виды
- 6.4.2 Классификация видов мониторинга
- 6.5 Экологическая экспертиза и экологический контроль
- 6.6 Критерии оценки качества окружающей среды
- 7.1 Особенности экономического механизма охраны окружающей среды
- 7.2 Лицензирование, договор и лимиты на природопользование
- 7.3 Платежи за природопользование
- Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды
- 7.4 Система стимулирования природоохранной деятельности
- 7.5 Экология и инновационная деятельность
- 8.1 Принципы международного сотрудничества
- 8.2 Международное сотрудничество и национальные интересы России в сфере экологии
- 8.3 Экологические стратегии. Идеология биоцентризма как путь к устойчивому развитию человечества
- 9.1 Методы обеспечения чистоты атмосферы
- 9.1.1 Главные направления обеспечения чистоты атмосферы
- 9.1.2 Очистка воздушных выбросов от газо- и парообразных загрязнений
- 9.1.3 Аппараты и системы очистки выбросов от пыли
- 9.2 Методы очистки сточных вод
- 9.2.1 Классификация сточных вод
- 9.2.2 Механическая очистка сточных вод
- 9.2.3 Химические методы очистки сточных вод
- 9.2.4 Физико-химическая очистка сточных вод
- 9.2.5 Биологический метод очистки сточных вод
- 9.3 Современные технологии утилизации и переработки твердых бытовых и промышленных отходов
- Приложение
- Список сокращений