Тема 12. Управление образованием
Особенности управления социально-культурной сферой.
Понятие образования как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Право на образование. Система образования. Разграничение компетенции в области управления образованием между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Субъекты государственного управления образованием, их компетенция.
Министерство образования и науки как федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере образования.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки как федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства образования и науки, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования.
Федеральное агентство по образованию как федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства образования и науки, осуществляющий правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере образования.
Федеральные (ведомственные) государственные органы управления образованием, управляющие подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ).
Государственные органы управления образованием субъектов РФ (Кемеровской области).
Иные исполнительные органы государственной власти Кемеровской области: департамент образования; департамент науки и профессионального образования; департамент молодежной политики и спорта.
Объекты государственного управления образованием: сфера образования, образовательные учреждения. Административно-правовой статус образовательных учреждений. Образовательное учреждение как учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Организационно-правовые формы образовательных учреждений: государственные, муниципальные, негосударственные (частные, учреждения общественных и религиозных организаций).
Типы и виды образовательных учреждений: дошкольные, общеобразовательные, учреждения профессионального образования, дополнительного образования, специальные (коррекционные).
Формы получения образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, семейного образования, самообразования, экстернат.
Функции и методы управления образованием. Лицензирование образовательных учреждений. Государственная аккредитация и аттестация.
Программно- целевой метод. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2006-2010 годы. Региональные (Кемеровской области) целевые программы: «Образование Кузбасса», «Развитие профессионального образования в Кемеровской области на 2006-2010 годы».
- Введение
- Особенная часть Административно-правовая организация государственного управления.
- Раздел I.
- Общие положения
- Тема 1. Основы административно-правовой организации государственного управления в современных условиях
- Раздел II. Управление экономической сферой
- Тема 2. Управление государственным имуществом
- Тема 3. Управление антимонопольной и предпринимательской деятельностью
- Тема 4. Управление промышленностью
- Тема 5. Управление агропромышленным комплексом
- Тема 6. Управление в области связи и информатизации
- Тема 7. Управление строительством, архитектурой и жилищно-коммунальным хозяйством
- Тема 8. Управление транспортом
- Тема 9. Управление экологией
- Тема 10. Управление в сфере финансово-кредитных отношений
- Тема 11. Управление таможенным делом.
- Раздел III. Управление социально-культурной сферой
- Тема 12. Управление образованием
- Тема 13. Управление наукой
- Тема 14. Управление культурой
- Тема 15. Управление здравоохранением
- Тема 16. Управление в области труда и социального развития
- Раздел IV. Управление административно-политической сферой
- Тема 17. Управление обороной
- Тема 18. Управление безопасностью
- Тема 19. Управление внутренними делами
- Тема 20. Управление иностранными делами
- Тема 21. Управление юстицией
- Тема 22. Управление в области организации работы судов общей юрисдикции
- Список литературы
- Нормативно-правовые акты
- Специальная литература
- Нормативно-правовые акты
- Специальная литература
- Нормативно-правовые акты
- Специальная литература
- Нормативно-правовые акты
- Специальная литература
- Нормативно-правовые акты
- Специальная литература
- Нормативно-правовые акты
- Специальная литература
- Нормативно-правовые акты
- Специальная литература
- Нормативно-правовые акты
- Специальная литература
- Нормативно-правовые акты
- Специальная литература
- Задания к семинарским занятиям задание 1 Тема: Основы административно-правовой организации государственного управления в современных условиях
- Задание 2 Тема: Управление промышленностью
- Задание 3 Тема: Управление сельским хозяйством
- Задание 4 Тема: Управление в области информационных технологий и связи
- Задание 5 Тема: Управление экологией
- Задание 6 Тема: Управление в сфере финансово - кредитных отношений
- Задание 7 Тема: Управление образованием
- Задание 8 Тема: Управление здравоохранением
- Задание 9 Тема: Управление внутренними делами