logo
УМК Ломановой Н

Тема 12. Управление образованием

  1. Особенности управления социально-культурной сферой.

Понятие образования как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Право на образование. Система образования. Разграничение компетенции в области управления образованием между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

  1. Субъекты государственного управления образованием, их компетенция.

Министерство образования и науки как федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере образования.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки как федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства образования и науки, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования.

Федеральное агентство по образованию как федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства образования и науки, осуществляющий правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере образования.

Федеральные (ведомственные) государственные органы управления образованием, управляющие подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ).

Государственные органы управления образованием субъектов РФ (Кемеровской области).

Иные исполнительные органы государственной власти Кемеровской области: департамент образования; департамент науки и профессионального образования; департамент молодежной политики и спорта.

  1. Объекты государственного управления образованием: сфера образования, образовательные учреждения. Административно-правовой статус образовательных учреждений. Образовательное учреждение как учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Организационно-правовые формы образовательных учреждений: государственные, муниципальные, негосударственные (частные, учреждения общественных и религиозных организаций).

Типы и виды образовательных учреждений: дошкольные, общеобразовательные, учреждения профессионального образования, дополнительного образования, специальные (коррекционные).

Формы получения образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, семейного образования, самообразования, экстернат.

  1. Функции и методы управления образованием. Лицензирование образовательных учреждений. Государственная аккредитация и аттестация.

Программно- целевой метод. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2006-2010 годы. Региональные (Кемеровской области) целевые программы: «Образование Кузбасса», «Развитие профессионального образования в Кемеровской области на 2006-2010 годы».