logo
ГАК (шпора)

47. Структура сферы обслуживания населения, и ее территориальная организация в России.

Сфера обслуживания – это совокупность отраслей народного хозяйства, продукция которых выступает в виде определенной целесообразной деятельности (услуг).

Сфера обслуживания включает: торговлю, общественное питание и отрасли непроизводственной сферы (за исключением отраслей науки, научного обслуживания и управления).

Сфера обслуживания заняла видное место в комплексе хозяйства нашей страны, явилась при этом основной частью непроизводственной сферы этого комплекса.

Сфера обслуживания – это самостоятельный объект приложения труда и один из источников потребляемых населением благ. Посредством различных отраслей население получает материальные и духовные блага. Кроме того, она сама создает необходимые виды услуг, которые нельзя непосредственно отнести ни к материальным, ни к духовным благам: медицинское обслуживание, предприятия личной гигиены.

Классификация сферы обслуживания:

1) жилищное обслуживание (предоставление жилья с его благоустройством);

2) услуги по социальному обеспечению населения (дома престарелых и инвалидов, детские дома и интернаты, пенсионное обеспечение и социальное страхование);

3) розничная торговля и общепит;

4) бытовое обслуживание:

а) группа отраслей производственной и непроизводственной сферы (ателье по пошиву одежды, обуви, изготовление мебели, ремонт бытовой техники, обуви, одежды, квартир);

б) услуги связанные с личной гигиеной (бани, прачечные, химчистки);

5) рекреационное обслуживание (сеть гостиниц, турбаз, пансионатов, домов отдыха);

6) ритуальные услуги;

7) юридические услуги;

8) культурно-просветительские обслуживания (театры, кинотеатры, концертные и выставочные залы, цирки, музеи, стадионы, радио, телевидение);

9) воспитание и обучение детей;

10) медицинское обслуживание;

11) кредитно-финансовое обслуживание (банки, финансовые и страховые компании, пенсионные фонды);

12) обеспечение безопасности населения и сохранности его имущества;

13) услуги связи (почта, телеграф, телефон, факсимильная связь);

14) пассажирский транспорт.

Каждая из рассмотренных групп имеет свои закономерности, проблемы развития и территориальной организации.

Экономическое значение сфера обслуживания велико. Она необходима для воспроизводства рабочей силы и содействует повышению производительности труда.

Социальное значение сферы обслуживания еще существеннее. Она способствует наиболее полному и всестороннему удовлетворению потребностей современного человека и высокому уровню его жизни.