46. Организационные структуры управления природопользованием рб.
Важнейшим звеном механизма управления являются его организационные структуры – система органов власти и управления природопользованием. К управлению природопользованием причастны все ветви власти: представительная (законодательная), исполнительная и судебная. Каждая из них выполняет свои функции и имеет подразделения, специально уполномоченные для регулирования экологической сферы. Организационно управление природопользованием осуществляется посредством территориального и отраслевого принципов.
Окружающая среда как объект управления в своей основе неделима и в каждом регионе своеобразна. Объекту управления должна соответствовать и система органов управления, отражающая, с одной стороны, целостность природы, с другой – ее региональное своеобразие. Именно такой подход к проблемам природопользования обеспечивается территориальным принципом управления, который реализуется в нашей стране следующим образом.
Глава государства, Президент Республики Беларусь, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряжения, директивы (в том числе касающиеся и природоохранных проблем), которые имеют силу на всей территории страны. Президент сам или через создаваемые им властные структуры контролирует соблюдение природоохранного законодательства местными органами управления и самоуправления, а также подведомственными органами.
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, являясь представительным и законодательным органом государства, определяет основные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, при необходимости объявляет территории зонами экологического бедствия. В Палате представителей Национального собрания действует Постоянная комиссия по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию, от которой зависит окончательная форма принимаемых экологических законов.
Правительство, Совет Министров Республики Беларусь, является центральным органом госуправления и осуществляет исполнительную власть в республике, в том числе реализует государственную экологическую политику, разрабатывая и претворяя в жизнь экологические программы и крупные природоохранные мероприятия, координируя деятельность министерств и иных республиканских органов управления в части охраны окружающей среды и природопользования, определяя направления международного экологического сотрудничества.
На местах территориальный принцип управления природопользованием реализуется областными, городскими, районными, поселковыми, сельскими Советами депутатов, а также их исполкомами, которые несут ответственность за состояние окружающей среды на подведомственных территориях, выполнение государственных экологических программ и прочих природоохранных мероприятий, а также разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их материально-техническое и финансовое обеспечение. Законом «О местных органах власти» (1991 г.) исполнительным комитетам местных советов предоставлено право устанавливать порядок государственного экологического контроля на своих территориях и координировать всю природоохранную деятельность в регионе.
Отраслевой принцип управления природопользованием состоит в осуществлении государственного контроля за состоянием природных ресурсов и принятии мер по их охране и рациональному использованию со стороны отраслевых министерств и ведомств, которые относятся к органам специальной компетенции, уполномоченным выполнять природоохранные функции. Основным государственным органом управления природопользованием в Республике Беларусь является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (Минприроды РБ). На него возложены следующие функции:
• разработка и проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
• комплексное управление природоохранной деятельностью в республике, координация деятельности других министерств и ведомств в этой области;
• государственный контроль за использованием и охраной природных ресурсов;
• разработка предложений по совершенствованию ХМП, экологических нормативов и правил;
• проведение государственной экологической экспертизы;
• обеспечение населения экологической информацией, участие в создании системы экологического образования и воспитания, взаимодействие с общественными природоохранными организациями;
• осуществление международного сотрудничества в пределах своей компетенции и др.
Подведомственными Минприроды Республики Беларусь органами управления природопользованием на местах являются 6 областных, Минский городской комитеты и 123 гор(рай)инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые выполняют в местном масштабе те же функции, что и головное министерство. Кроме того, они применяют и меры административного воздействия к субъектам, наносящим ущерб окружающей среде: налагают штрафы, направляют представления в судебные органы и пр.
В систему Минприроды входят также департамент рыбоохраны, отвечающий за использование и воспроизводство рыб и водных беспозвоночных; департамент гидрометеорологии, который проводит мониторинг состояния поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, радиоактивного загрязнения природной среды; производственное объединение «Белгеология», в компетенции которого, помимо геологоразведочных функций, находится мониторинг состояния подземных вод и проведение исследований, связанных с воздействием на них аварии на ЧАЭС. В ведении Минприроды состоят и научные организации: Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов (ЦНИИКИВР), Белорусский научно–исследовательский геологоразведочный институт (БелНИГРИ), Республиканский научно–технический центр дистанционной диагностики природной среды «Экомир», Белорусский научно–исследовательский центр «Экология».
- 1. Классификация отраслей хозяйства по характеру зависимости их от природы и масштабов воздействия на окружающую природную среду. Виды отраслевого природопользования.
- 2. Сельскохозяйственные экосистемы и их типы. Сельскохозяйственные угодья. Особенности круговорота веществ и потока энергии.
- 3. Формирование первичной и вторичной биологической продукции в агроэкосистемах. Неустойчивость сельскохозяйственных экосистем и способы поддержания их существования.
- 4.Проблемы механизации и химизации сельскохозяйственного производства.
- 5. Экологические последствия мелиорации почв.
- 6. Плодородие почв и проблемы его сохранения. Мониторинг состояния плодородия почв.
- 7. Альтернативные системы земледелия и их экологическое значение.
- 8.Животноводческие комплексы и их воздействие на природную среду. Методы утилизации навозных стоков. Санитарно-защитные зоны животноводческих ферм.
- 9.Использование естественных и искусственных водоемов для разведения рыбы. Интенсификация рыбоводства и ее влияние на водные экосистемы.
- 10. Оптимизация экологического состояния сельских поселений.
- 11. Эксплуатация естественных лесов. Использование ассимиляционного потенциала. Влияние рекреационного воздействия на экологическое состояние лесов.
- 12. Лесосечный фонд и его структура. Лесовоспроизводство и побочное лесопользование.
- 13. Лесозаготовительное и лесопильное производство. Комплексное использование древесных ресурсов.
- 14. Лесохимическая промышленность: гидролизное производство. Загрязнение воздушной и водной среды целлюлозно-бумажной промышленностью.
- 15.Способы извлечения полезных ископаемых: открытый (карьерный), подземный (шахтный), через скважины и характер их воздействия на ландшафты.
- 16. Воздействие добывающей промышленности на воздушную среду и литосферу.
- 17. Изменение водного режима в результате водопонижения (с поверхности, подземного, комбинированного), загрязнение вод.
- 18. Воздействие на атмосферу, гидросферу, литосферу и биоценозы добычи нефти и газа. Проблемы транспортировки.
- 20. Воздействие на окружающую среду предприятий черной металлургии. Металлургические комбинаты полного цикла: основные и обслуживающие производства.
- 21. Воздействие на окружающую среду агломерационного и коксохимического производства. Доменная выплавка чугуна. Мартеновская и конвертерная выплавка стали.
- 22.Воздействие на окружающую среду предприятий цветной металлургии. Специфика обработки руд и выплавки цветных металлов.
- 2.2. Кислотные загрязнения почв, как следствие деятельности цветной металлургии
- 23. Воздействие цветной металлургии на водную и воздушную среду. Проблема утилизации и глубокой переработки шлаков. Использование вторичного сырья.
- 24. Рост потребления энергии в современных условиях и влияние этого процесса на экологическое состояние территории и экономическое развитие государства.
- 25. Теплоэнергетика и основные виды топлива, использующиеся для получения энергии. Физическое и химическое загрязнение окружающей среды.
- 26. Преимущества и отрицательные последствия гидроэнергетики. Мини-гэс.
- 27. Атомная энергетика и перспективы ее использования. Воздействия ядерной энергетики на окружающую среду.
- 28.Использование неисчерпаемых источников энергии. Использование солнечной энергии. Ветроэнергетика.
- 29.Использование энергии океанов и морей. Геотермальная и гидротермальная энергия. Термоядерная энергия.
- 30. Влияние на окружающую среду литейного производства, производства механической обработки металлов, сварочного и окрасочного производств.
- 5. Цеха механической обработки.
- 6. Участки сварки и резки металлов.
- 7. Участки пайки и лужения.
- 8. Участки окраски (окрасочные цеха).
- 31. Загрязнение водной и воздушной среды отходами травильных и гальванических производств. Современные направления развития машиностроения и их воздействие на природную среду.
- 32. Влияние на окружающую среду производства строительных материалов: цемента и асбеста. Производство строительной керамики, тепло- и звукоизоляционных материалов.
- 33. Влияние полимерных строительных и отделочных материалов на качество окружающей среды в процессе их производства и эксплуатации.
- 34. Производство минеральных удобрений, пестицидов, органических красителей и экологические последствия.
- 35. Производство искусственного и синтетического волокна, пластических материалов.
- 36. Нефтеперерабатывающие предприятия как опасные загрязнители природной среды.
- 37. Воздействие на окружающую среду предприятий легкой промышленности: текстильного и кожевенного производства.
- 38. Воздействие на окружающую среду предприятий пищевой промышленности и их специфика. Использование консервантов, красителей и ароматизаторов при производстве продуктов питания. Биотехнологии.
- 39. Загрязнение окружающей среды автомобильным и железнодорожным транспортом в зависимости от используемого двигателя.
- 40.Воздействие на окружающую среду строительства дорог и особенности их эксплуатации. Транспорт нефти и газа с помощью трубопроводов.
- 41.Воздействие на окружающую среду воздушного и водного транспорта.
- 42. Принципы рационального природопользования: системности, оптимизации, территориальности, экологичности.
- 43. Методы рационального природопользования: технологические, организационно-правовые, экономические.
- 44.Управление природопользованием: сущность, методы, функции.
- 45. Административные (организационно-правовые) методы управления природопользованием.
- 46. Организационные структуры управления природопользованием рб.
- 47. Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности
- 48. Нормативы качества окружающей среды и допустимого воздействия на окружающую среду. Лимиты на природопользование.
- 49. Международные стандарты серии исо 1400 и перспективы их внедрения в нашей стране.
- 50. Мониторинг окружающей среды. Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь.
- 51. Государственные кадастры природных ресурсов и их значение для рационального природопользования.
- 52. Экологическая паспортизация и сертификация предприятий. Экологический аудит.
- 53.Государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль качества окружающей среды.
- 54.Оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности. Государственная экологическая экспертиза.
- 55. Экологический менеджмент предприятия. Процедура аудирования и ее эффективность.
- 56. Планирование природоохранной деятельности и отчетность по их выполнению.
- 57. Совершенствование экологических стандартов, норм и производственных показателей с учетом экологических требований.
- 58. Основные направления экологизации технологических процессов. Безотходные, малоотходные и ресурсосберегающие технологии.
- 59. Ресурсные циклы, функционирующие на возобновляемых и не возобновляемых ресурсах. Комплексное использование природных ресурсов.
- 60. Экономические методы рационального природопользования и охраны окружающей среды.
- 61 Экономическая оценка природных ресурсов и ее функции
- 62. Методики ценовой оценки природных ресурсов (оценка по величине возобновляемых затрат и рентная оценка).
- 63. Платежи за природопользование: за использование природных ресурсов, за загрязнение среды.
- 64. Методы материального стимулирования рационального использования природных ресурсов.
- 65. Налоговая политика в системе управления природоохранной деятельностью
- 66. Содержание и виды ущерба от загрязнения и истощения окружающей среды
- 67. Методика расчета экономического вреда от выбросов, сбросов, размещения отходов, загрязнения химическими веществами.
- 68. Использование показателей эколого-экономического ущерба для реализации эколого-сбалансированной политики. Льготное налогообложение и ценообразование. Рыночные механизмы природопользования.
- 69.Экономическая сущность природоохранных затрат. Структура инвестиций
- 70. Показатели экономической эффективности природоохранных мероприятий
- 71. Зарубежный опыт эколого-экономического стимулирования
- 72.Сущность концепции устойчивого развития и устойчивого природопользования
- 73. Прогнозирование природопользования. Виды прогнозирования и их особенности
- 74. Долгосрочное, среднесрочное и текущее планирование природоохранной деятельности
- 75. Особенности развития постиндустриального общества