39. Загрязнение окружающей среды автомобильным и железнодорожным транспортом в зависимости от используемого двигателя.
Автомобильный транспорт оказывает достаточно сильное воздействие на окружающую среду. Он является источником ее химического и шумового загрязнения.
В автомобилях имеется несколько источников токсичных веществ, основными из которых являются: отработавшие газы, испарения топлива и иных технических жидкостей, картерные газы (их выбросы были актуальны до 60х-70х годов прошедшего столетия, т. к. на настоящий момент существуют закрытые системы вентиляции картера ДВС).
Наибольшая доля химического загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом приходится на отработавшие газы двигателей внут¬реннего сгорания.
Вследствие физико-механических процессов в цилинд¬рах двигателя действительный состав отработавших газов очень сложный и включает более 200 компонентов, значительная часть которых токсична.
К токсичным компонентам отработавших газов относятся: оксид углеро¬да, углеводороды, оксиды азота, оксиды серы, альдегиды, сажа, бензапирен, соединения свинца.
ДВС карбюраторный
Но в целом, для карбюраторных ДВС характерно несколько большее число различных выбросов относительно инжекторных ДВС. Необходимо отметить, что с целью повышения производительности и снижения вредных выбросов от ДВС, в конце 60х – начале 80х годов прошлого столетия разрабатывались и создавались карбюраторные двигатели с форкамерно–факельной системой зажигания. Данные ДВС показали преимущество перед карбюраторными ДВС с обычной системой зажигания по топливной экономичности и токсичности отработавших газов, особенно по показателю выброса окиси углерода. Но они не получили существенного распространения из-за весьма сложных карбюраторов и сложного алгоритма настройки системы зажигания. В наши дни также существуют ДВС с форкамерно-факельной системой зажигания, но они уже имеют инжекторную систему питания, и бывают в том числе и бензиновые, и дизельные.
ДВС инжекторный.
Преимущества по сравнению с двигателями, оборудованными карбюраторной системой подачи топлива: уменьшение расхода топлива, упрощается запуск двигателя, более широкие возможности управления двигателем (улучшаются динамические и мощностные характеристики двигателя), не требует ручной регулировки системы впрыска, так как выполняет самостоятельную настройку на основе данных, передаваемых датчиками расхода воздуха, поддерживает приблизительно стабильный состав рабочей смеси, что несколько уменьшает выброс несгоревших углеводородов и повышает экологичность двигателя. Также, за счет корректировки параметров работы двигателя за счет работы электронного блока управления (ЭБУ) также повышается экологичность двигателя. В целом, как показывает практика, с учетом своих недостатков и достоинств, у инжекторного ДВС имеется довольно серьёзный потенциал в контексте снижения вредных выбросов. Помимо этого, имеет смысл рассматривать изучение и разработку вариантов работы ДВС с данной системой питания на более экологически чистом топливе.
ДВС дизельный.
По сравнению с бензиновыми двигателями в выхлопных газах дизельного двигателя, как правило, меньше окиси углерода (СО), но теперь, всвязи с применением катализаторов на бензиновых двигателях, это преимущество не так заметно. Основные токсичные газы, которые присутствуют в выхлопе в заметных количествах — это углеводороды (НС или СН), оксиды (окислы) азота (NOх) и сажа (или её производные) в форме чёрного дыма. Больше всего загрязняют атмосферу в СНГ двигатели грузовиков и автобусов, которые часто являются старыми, не отрегулированными и находятся в крайне плачевном техническом состоянии. При этом дизельный двигатель более экономичен по сравнению с бензиновым (на 30-40 %). Это связано с тем, что в дизельном двигателе степень сжатия воздуха можно доводить до больших величин по сравнению со степенью сжатия горючей смеси в карбюраторных двигателях.
Газовые ДВС.
Одним из плюсов данных ДВС является то, что газовым ДВС может стать практически любой бензиновый или дизельный двигатель с практически любой системой питания. На данный момент существуют различные типы газобаллонного оборудования (ГБО), позволяющие решить данную проблему. Необходимо отметить, что выбросы двигателей, работающих на природном газе, содержат низкие уровни вредных веществ: в среднем на 65% меньше выбросов оксидов азота и на 80% меньше выбросов твердых частиц, чем дизельный двигатель, оборудованный окисляющим каталитическим нейтрализатором. Таким образом, газовые ДВС являются весьма экологичны.
Электромобили и гибридные автомобили.
На данный момент ведется много диспутов и обсуждений о перспективе электромобилей и гибридных автомобилей. Но, при кажущейся на первый взгляд экологичности автомобилей с подобными силовыми установками, они тоже способны нанести большой урон окружающей среде. В случае с электромобилем это очевидная проблема производства и утилизации аккумуляторов. Как известно, это производство очень дорогое и весьма экологически грязное. Также, остро стоит вопрос с производством электроэнергии, всё-таки необходимо учитывать, что значительная её доля вырабатывается за счет сжигания углеводородов, что также ставит утверждение об более высокой экологичности электромобиля под вопрос. Что касается авто с гибридными силовыми установками, ряд опытов, экспериментов и ряд отзывов владельцев подобных авто утверждают, что экономия топлива в мегаполисе у автомобиля с гибридной силовой установкой невелика. И опять же, остро стоит вопрос о производстве и утилизации аккумуляторов гибридных силовых установок.
На данный момент железнодорожный транспорт, в большинстве своем подразделяется следующим образом в зависимости от типа силовой установки: электровозы и тепловозы.
Электровозы получают энергию из стационарного источника через воздушную контактную сеть или контактный рельс. Некоторые в дополнении или вместо этого используют батарею. В локомотивах, работающих на высоковольтном переменном токе, трансформатор в локомотиве переводит поступающий ток в используемый электрическим двигателем, который передаёт энергию на колёса.
Электровозы считаются наиболее мощным видом локомотивов, а также самым дешёвым в использовании, тихим и не создающим загрязнения по ходу движения. Основная часть вредных выбросов от работы электровозов, естественно, приурочены к месту и способу производства электроэнергии. Следовательно, экологичность электровоза непосредственно связана с тем, каким способом было произведено электричество.
Тепловоз использует дизельный двигатель. Передачи энергии может быть электрической, механической, гидравлической, однако электрическая передача является наиболее популярной. Электротепловозы могут двигаться на дизельной тяге с электрической передачей на не электрифицированных частях и на электрической тяге по электрифицированным путям.
Основным загрязнителем, поступающим от тепловозов и электротепловозов в окружающую среду, являются выхлопные газы. Основной путь снижения выбросов токсичных веществ тепловозами заключается в уменьшении их образования в цилиндрах двигателей. Важное значение имеет обезвреживание отработавших газов, правильная эксплуатация тепловозов.
- 1. Классификация отраслей хозяйства по характеру зависимости их от природы и масштабов воздействия на окружающую природную среду. Виды отраслевого природопользования.
- 2. Сельскохозяйственные экосистемы и их типы. Сельскохозяйственные угодья. Особенности круговорота веществ и потока энергии.
- 3. Формирование первичной и вторичной биологической продукции в агроэкосистемах. Неустойчивость сельскохозяйственных экосистем и способы поддержания их существования.
- 4.Проблемы механизации и химизации сельскохозяйственного производства.
- 5. Экологические последствия мелиорации почв.
- 6. Плодородие почв и проблемы его сохранения. Мониторинг состояния плодородия почв.
- 7. Альтернативные системы земледелия и их экологическое значение.
- 8.Животноводческие комплексы и их воздействие на природную среду. Методы утилизации навозных стоков. Санитарно-защитные зоны животноводческих ферм.
- 9.Использование естественных и искусственных водоемов для разведения рыбы. Интенсификация рыбоводства и ее влияние на водные экосистемы.
- 10. Оптимизация экологического состояния сельских поселений.
- 11. Эксплуатация естественных лесов. Использование ассимиляционного потенциала. Влияние рекреационного воздействия на экологическое состояние лесов.
- 12. Лесосечный фонд и его структура. Лесовоспроизводство и побочное лесопользование.
- 13. Лесозаготовительное и лесопильное производство. Комплексное использование древесных ресурсов.
- 14. Лесохимическая промышленность: гидролизное производство. Загрязнение воздушной и водной среды целлюлозно-бумажной промышленностью.
- 15.Способы извлечения полезных ископаемых: открытый (карьерный), подземный (шахтный), через скважины и характер их воздействия на ландшафты.
- 16. Воздействие добывающей промышленности на воздушную среду и литосферу.
- 17. Изменение водного режима в результате водопонижения (с поверхности, подземного, комбинированного), загрязнение вод.
- 18. Воздействие на атмосферу, гидросферу, литосферу и биоценозы добычи нефти и газа. Проблемы транспортировки.
- 20. Воздействие на окружающую среду предприятий черной металлургии. Металлургические комбинаты полного цикла: основные и обслуживающие производства.
- 21. Воздействие на окружающую среду агломерационного и коксохимического производства. Доменная выплавка чугуна. Мартеновская и конвертерная выплавка стали.
- 22.Воздействие на окружающую среду предприятий цветной металлургии. Специфика обработки руд и выплавки цветных металлов.
- 2.2. Кислотные загрязнения почв, как следствие деятельности цветной металлургии
- 23. Воздействие цветной металлургии на водную и воздушную среду. Проблема утилизации и глубокой переработки шлаков. Использование вторичного сырья.
- 24. Рост потребления энергии в современных условиях и влияние этого процесса на экологическое состояние территории и экономическое развитие государства.
- 25. Теплоэнергетика и основные виды топлива, использующиеся для получения энергии. Физическое и химическое загрязнение окружающей среды.
- 26. Преимущества и отрицательные последствия гидроэнергетики. Мини-гэс.
- 27. Атомная энергетика и перспективы ее использования. Воздействия ядерной энергетики на окружающую среду.
- 28.Использование неисчерпаемых источников энергии. Использование солнечной энергии. Ветроэнергетика.
- 29.Использование энергии океанов и морей. Геотермальная и гидротермальная энергия. Термоядерная энергия.
- 30. Влияние на окружающую среду литейного производства, производства механической обработки металлов, сварочного и окрасочного производств.
- 5. Цеха механической обработки.
- 6. Участки сварки и резки металлов.
- 7. Участки пайки и лужения.
- 8. Участки окраски (окрасочные цеха).
- 31. Загрязнение водной и воздушной среды отходами травильных и гальванических производств. Современные направления развития машиностроения и их воздействие на природную среду.
- 32. Влияние на окружающую среду производства строительных материалов: цемента и асбеста. Производство строительной керамики, тепло- и звукоизоляционных материалов.
- 33. Влияние полимерных строительных и отделочных материалов на качество окружающей среды в процессе их производства и эксплуатации.
- 34. Производство минеральных удобрений, пестицидов, органических красителей и экологические последствия.
- 35. Производство искусственного и синтетического волокна, пластических материалов.
- 36. Нефтеперерабатывающие предприятия как опасные загрязнители природной среды.
- 37. Воздействие на окружающую среду предприятий легкой промышленности: текстильного и кожевенного производства.
- 38. Воздействие на окружающую среду предприятий пищевой промышленности и их специфика. Использование консервантов, красителей и ароматизаторов при производстве продуктов питания. Биотехнологии.
- 39. Загрязнение окружающей среды автомобильным и железнодорожным транспортом в зависимости от используемого двигателя.
- 40.Воздействие на окружающую среду строительства дорог и особенности их эксплуатации. Транспорт нефти и газа с помощью трубопроводов.
- 41.Воздействие на окружающую среду воздушного и водного транспорта.
- 42. Принципы рационального природопользования: системности, оптимизации, территориальности, экологичности.
- 43. Методы рационального природопользования: технологические, организационно-правовые, экономические.
- 44.Управление природопользованием: сущность, методы, функции.
- 45. Административные (организационно-правовые) методы управления природопользованием.
- 46. Организационные структуры управления природопользованием рб.
- 47. Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности
- 48. Нормативы качества окружающей среды и допустимого воздействия на окружающую среду. Лимиты на природопользование.
- 49. Международные стандарты серии исо 1400 и перспективы их внедрения в нашей стране.
- 50. Мониторинг окружающей среды. Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь.
- 51. Государственные кадастры природных ресурсов и их значение для рационального природопользования.
- 52. Экологическая паспортизация и сертификация предприятий. Экологический аудит.
- 53.Государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль качества окружающей среды.
- 54.Оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности. Государственная экологическая экспертиза.
- 55. Экологический менеджмент предприятия. Процедура аудирования и ее эффективность.
- 56. Планирование природоохранной деятельности и отчетность по их выполнению.
- 57. Совершенствование экологических стандартов, норм и производственных показателей с учетом экологических требований.
- 58. Основные направления экологизации технологических процессов. Безотходные, малоотходные и ресурсосберегающие технологии.
- 59. Ресурсные циклы, функционирующие на возобновляемых и не возобновляемых ресурсах. Комплексное использование природных ресурсов.
- 60. Экономические методы рационального природопользования и охраны окружающей среды.
- 61 Экономическая оценка природных ресурсов и ее функции
- 62. Методики ценовой оценки природных ресурсов (оценка по величине возобновляемых затрат и рентная оценка).
- 63. Платежи за природопользование: за использование природных ресурсов, за загрязнение среды.
- 64. Методы материального стимулирования рационального использования природных ресурсов.
- 65. Налоговая политика в системе управления природоохранной деятельностью
- 66. Содержание и виды ущерба от загрязнения и истощения окружающей среды
- 67. Методика расчета экономического вреда от выбросов, сбросов, размещения отходов, загрязнения химическими веществами.
- 68. Использование показателей эколого-экономического ущерба для реализации эколого-сбалансированной политики. Льготное налогообложение и ценообразование. Рыночные механизмы природопользования.
- 69.Экономическая сущность природоохранных затрат. Структура инвестиций
- 70. Показатели экономической эффективности природоохранных мероприятий
- 71. Зарубежный опыт эколого-экономического стимулирования
- 72.Сущность концепции устойчивого развития и устойчивого природопользования
- 73. Прогнозирование природопользования. Виды прогнозирования и их особенности
- 74. Долгосрочное, среднесрочное и текущее планирование природоохранной деятельности
- 75. Особенности развития постиндустриального общества