Энергосбережение в быту
Коммунально-бытовой сектор экономики является одним из крупнейших потребителей топлива, тепловой и электрической энергии. Современный быт немыслим без энергетических услуг:
комфортные условия жизни людей обеспечиваются освещением, отоплением, вентиляцией, бытовыми электрическими приборами и устройствами, кондиционированием и т.п.
бытовые коммуникации, информационно-развлекательный сервис осуществляются с помощью телефонов, телевизоров, магнитофонов, компьютеров и т.д.
В силу своего географического расположения Беларусь относится к странам с относительно холодным климатом. Продолжительность «отопительного периода» составляет около 200 дней, что определяет значительную долю энергозатрат на отопление. На бытовом уровне потребляется 30% от всего количества топлива, расходуемого республикой. Потребляемая жилищно-коммунальным сектором тепловая энергия используется для отопления домов - 60-70% и горячего водоснабжения - 30-40%.
К сожалению, бытовое энергопотребление в нашем государстве весьма неэффективно. Для отопления и горячего водоснабжения квартиры среднестатистической белорусской семьи из 3-4 человек ежегодно на ТЭС или котельных сжигается около 2 тонн нефти. Кроме того, ею потребляется 1200-1800 кВт/ч электроэнергии в год. Эти цифры в 1,5-2 раза выше, чем в индустриально развитых европейских странах с сопоставимым климатом при значительно более низком энергетическом комфорте из-за неэффективного распределения и использования энергии.
Энергетический комфорт во многом определяет качество жизни населения той или иной страны. В современном мире оценка качества жизни все больше смещается от материало- и энергоемких бытовых приборов и устройств: нагревательных печей, ламп накаливания, энергоемких холодильников - к энергоэкономичным приборам: микроволновым печам, газоразрядным осветительным установкам, батарейной радио-, телеаппаратуре и т. п.
Таким образом, очевидны наличие значительного потенциала энергосбережения на бытовом уровне, прежде всего по тепловой энергии, необходимость его активной реализации как с целью экономии ТЭР, так и для повышения качества жизни белорусов. Для решения этих задач, согласно Государственной программе «Энергосбережение», предусмотрен и проводится целый комплекс долгосрочных и краткосрочных мероприятий. Обязательными условиями успеха их решения являются следующие:
психологическая настроенность и желание населения экономно расходовать энергоресурсы;
знание способов энергосбережения и умение их использовать в повседневной жизни;
рачительное отношение людей к пользованию энергетическим комфортом на подсознательном уровне, внутренняя дисциплина бережного энергопотребления.
Если первые два условия могут быть обеспечены в относительно короткие сроки благодаря государственному экономическому и организационно-административному стимулированию, информационно-образовательным мерам, то осуществление последнего условия требует длительного времени, так как предполагает формирование у человека с самого детства определенных культуры поведения и привычек, обусловленных заботой о будущем энергетическом и экологическом благополучии нашей планеты. Именно поэтому в республике организована и совершенствуется многоступенчатая система образования в области энергосбережения, постоянно проводится информационно-рекламная работа.
В значительной мере существующий потенциал энергосбережения в жи-лищно-бытовом секторе может быть реализован за короткое время самими жильцами с помощью простых, недорогих и эффективных способов, представленных в таблице 16.
Реальный потенциал экономии теплопотребления в жилых зданиях составляет 40-50%, причем половина этой экономии осуществима за счет снижения потерь тепла непосредственно в квартирах и приводит к улучшению микроклимата в них.
Таблица 16. Способы экономии энергосбережения в жилищно-бытовом секторе
СПОСОБ | МЕРОПРИЯТИЯ | РЕЗУЛЬТАТ | |
Снижение тепловых потерь сквозь оконные, дверные проемы и притворы, на нагрев поступающего извне холодного воздуха.
Повышение теплоотда- чи отопительных при- боров
Снижение потребления электроэнергии
Уменьшение расхода Воды
Учет, регулирование расхода энергии | Устранить щели, неплотности ватой, герметиком, монтажной пеной; утеплить дверные и оконные рамы толстой бума-гой, липкой лентой, завесить окна и бал-конные двери толстыми занавесками, но не закрывать ими радиаторы; Укрепить прозрачную полиэтиленовую плен-ку на окнах (тройное остекление) или устано-вить стеклопакеты; остеклить лоджию или балкон, установить регулируемые решетки на вентиляционных каналах или закрыть частично венти-ляционные от-верстия в туалете, ванной, на кухне плотной бумагой или картоном.
Установить отражающий экран за радиато-ром и под подоконником из блестящей фольги, между экраном и стеной положить теплоизолирующий слой из войлока; устано-вить краны, терморегуляторы на радиаторах, периодически очищать их от пыли; изолиро-вать трубы горячей воды войлоком или пе-нистым материалом; не загораживать ради-аторы мебелью, коврами, шторами и т.п.
Соблюдать дисциплину отключения освети-тельных приборов, применять их рациональное размещение и сочетание; рациональное пользование бытовыми элект-роприборами; использовать энергосберегаю-щие лампы, современные бытовые приборы: электрочайники, кофеварки, печи СВЧ и т.п; периодически размораживать холодильник (морозильник), размещать его в холодном месте кухни, класть в него только охлажден-ные продукты.
Устранить течи в кранах, трубах, не оставлять краны открытыми, использовать рациональ-ный напор струи; мыть посуду в емкости с водой моющим средством, а не под струей; принимать душ вместо ванны; кипятить воду не больше, чем нужно; соединить выход рако-вины умывальника с бачком Унитаза.Уста-новить счетчики электроэнергии,тепла, газа, воды, терморегуляторы.
| Потери тепла снижаются на
20-25%
15-35%
39%
Экономия тепла, улучшение микро- климата в помещении
Экономи электроэ- нергии на:
15-35%
30-40%
3-20%
Экономия воды, электроэнергии, тепла.
Экономия электро- нергии на 30-50% |
Уделим внимание практическим приемам правильного пользования электробытовыми приборами для повышения их энергетической эффективности. При приготовлении пищи или кипячении воды целесообразно выключать конфорки несколько раньше окончательной готовности или закипания воды, это позволяет сэкономить до 20% электроэнергии за счет тепловой инерции раскаленной конфорки. Более экономично пользоваться электрочайниками, электрокофеварками, яйцеварками, печами СВЧ и т.п., которые имеют КПД в 1,5-1,8 раза выше, чем обычные газовые и электрические плиты. При приготовлении нескольких блюд можно сберечь от 10 до 30% электроэнергии, если использовать еще не остывшие конфорки для предварительного нагрева воды, используемой в приготовляемых блюдах, если пользоваться предварительно отстоявшейся водой комнатной температуры, а не холодной (8-10° С) прямо из-под крана, если во время готовки накрывать кастрюлю крышкой. Все крупы имеет смысл замачивать с вечера, залив горячей водой, накрыв плотно крышкой, - это также сэкономит расход энергии на приготовление.
Добиться значительной экономии электроэнергии можно при разумном сочетании общего и локального (местного) освещения на рабочем столе, в гостиной для просмотра телевизионных программ, у зеркала в прихожей и т.п. Хорошо предусмотреть возможность включения части ламп в светильниках, автоматического отключения освещения при выходе из комнаты, использовать современные энергосберегающие лампы. К ним относятся, например, компактные люминесцентные лампы КЛЛ, которые потребляют в 6-7 раз меньше электрической энергии по сравнению с лампами накаливания при одинаковой освещенности. Для любых типов ламп светоотдача увеличивается с увеличением мощности. Использование нескольких ламп малой мощности вместо одной мощной лампы в осветительных устройствах требует больше энергии. Так, 4 люминесцентные лампы по 20 Вт дают 2/3 света, который можно получить от двух ламп по 40 Вт, или 4/7 света, который дает одна лампа 75 Вт.
Действенным инструментом стимулирования экономии энергоресурсов в жилом секторе послужило Постановление Совета Министров от 7 июля 1994 г. «О введении приборного учета расхода газа, воды и тепловой энергии в домах жилищного фонда республики», которое обязало оснащать вновь вводимое и капитально ремонтируемое жилье приборами группового и индивидуального учета. Счетчик оказывает психологическое действие: когда платишь за реально потребленное количество воды, газа, тепла, осознаешь, что оно могло бы быть меньшим, и думаешь о возможностях экономии.
К мощным организационно-экономическим инструментам повышения энергоэффективности бытовых приборов и устройств относится их маркировка (лейблирование) по уровню удельного энергопотребления.
Цена на товары назначается в зависимости от маркировки и регулирует поведение производителя и потребителя на рынке: стимулирует производителя на выпуск более энергоэкономичного оборудования, а потребителя - на его приобретение. Кроме того, маркировка энергоэффективности позволяет населению ориентироваться в широкой номенклатуре бытовой техники.
В странах Европейского Союза все холодильники подразделяются на 7 категорий экономичности: А, В, С, D, E, F, G. Холодильники категории А и В являются высокоэффективными и потребляют в год около 300 кВт/ч электроэнергии. Холодильники категории G имеют самую низкую эффективность. Холодильники «Атлант» минского завода соответствуют среднеевропейскому стандарту и отвечают категории С. Имея в виду, что в Беларуси на долю холодильников и морозильников приходится 30-40% общего расхода электроэнергии в быту, переход на выпуск холодильной бытовой техники категории А даст экономию около 170 000 т.у.т.
- Глава 1. Предмет экологии, ее цели и задачи . . . . . . . . . . . . . . . 7
- Глава 2. Среда обитания, экологические факторы . . . . . . . . . . 23
- Глава 3. Экология популяций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
- Глава 4. Биоценоз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
- Глава 5. Экосистема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
- Глава 6. Биосфера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
- Глава 7. Природные ресурсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
- Глава 8. Особенности взаимодействия общества и природы на
- Глава 9. Топливно-энергетические ресурсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .175
- Глава 10. Производство и использование энергии . . . . . . . . . . . . . . 185
- Глава 11. Энергосбережение в Республике Беларусь . . . . . . . . . . . . 194
- От авторов
- Понятие экологии
- Предмет и объекты экологии, определение экологии
- Краткая история экологии, ее развитие и значение
- Методы и направления экологии
- Современные проблемы экологии
- Значение экологии в системе подготовки специалистов мвд
- Вопросы
- Глава 2 среда обитания, экологические факторы общее понятие о среде обитания
- Автотрофные и гетеротрофные организмы
- Абиотическая среда
- Живые организмы как среда обитания
- Понятие об экологических факторах и их Классификация
- Абиотические факторы Климатические факторы
- Эдафические факторы (факторы почвенной среды)
- Орографические факторы
- Пирогенный фактор (пожары)
- Биотические факторы
- Антропогенные факторы
- Понятие лимитирующих факторов
- Вопросы
- Глава 3 Экология популяций Определение популяции
- Место популяции в общей структуре биологических систем
- Характеристика популяций
- Взаимодействия между популяциями
- Вопросы
- Глава 4 Биоценоз Понятие биоценоза
- Структура биоценоза
- Цепи питания, трофические уровни, экологические пирамиды
- Отношения организмов в биоценозах
- Продуктивность биоценозов
- Вопросы
- Глава 5 Экосистема Концепция экосистемы
- Экосистема и биогеоценоз
- Динамика экосистем
- Агроэкосистемы и их особенности
- Вопросы
- Глава 6. Биосфера Определение биосферы, ее структура
- Учение в.И.Вернадского о биосфере Ноосфера
- Живое вещество биосферы, его характеристика
- Биологическое разнообразие, как основа стабильности биосферы
- Проблема численности населения планеты
- Вопросы
- Глава 7 Природные ресурсы
- Атмосфера
- Водные ресурсы беларуси
- Состояние почвенных ресурсов беларуси
- Растительные ресурсы Беларуси
- Ресурсы животного мира Беларуси
- Охрана флоры и фауны Красная книга Беларуси
- Система охраняемых объекТов Беларуси
- Деятельность органов внутренних дел в области охраны окружающей среды
- Вопросы
- Глава 8. Особенности взаимодействия общества и природы на современном этапе Проблемы взаимоотношений природы и человека на современном этапе развития биосферы
- Современный экологический кризис и его последствия
- Глобальное антропогенное воздействие человека на биосферу: парниковый эффект, нарушение озонового экрана, образование кислотных осадков
- Связь между загрязнением окружающей среды и здоровьем человека
- Вопросы
- Глава 9 Топливно-энергетические ресурсы Понятие топливно-энергетических ресурсов
- Использование энергии воды и ветра
- Основные направления экономии энергоресурсов
- Вопросы
- Глава 10 Производство и использование энергии Топливно-энергетический комплекс Беларуси
- Гидро- и тепловая энергетика Беларуси
- Альтернативные источники энергии
- Глава 11. Энергосбережение в Республике Беларусь Краткий анализ нового законодательства в области энергосбережения
- Эффективное использование энергии в населенных пунктах
- Энергосбережение в быту
- Деятельность органов внутренних дел в области сбережения энергоресурсов
- Вопросы
- Приложение Направления экологии
- Рекомендуемая литература