От авторов
Современный этап развития человечества характеризуется глобализацией проблем, от которых зависит будущее жизни на планете. Наш Земной шар уже не кажется таким большим, каким он представлялся первопроходцам, открывавшим неведомые до того земли. Каждый житель планеты в наше время ощущает на себе те негативные изменения, которые произошли и происходят в биосфере каждодневно. Эти проблемы все чаще сводятся к единому знаменателю, имя которого – экология. Проблемы нашего сегодняшнего общежития – это в первую очередь проблемы экологические.
И эти проблемы не знают границ. Чернобыльское облако дважды обогнуло Земной шар, участившиеся наводнения в Европе приносят бедствия народам многих стран, глобальное потепление угрожает всему человечеству. Если до середины ХХ века экология оставалась в рамках четко очерченной науки, то сейчас термин «экология» стал употребляться по всякому поводу, а то и без него. Сейчас даже несколько трудно очертить тот круг вопросов, который бы не затрагивала в своих решениях экология.
Экология сейчас – это и наука, и учебная дисциплина, и мировоззрение. Ни одна из наук современности не подействовала так на умы людей, как экология. Экологические вопросы на первый взгляд понятны и доступны большому количеству обывателей. Следствие этого – профанация экологии как науки. Ею стали заниматься все, в том числе, к сожалению, и большое число неспециалистов.
Экология стала настолько популярной, что под ее рубрику подводят все что угодно: строительство очистных сооружений, региональное планирование землепользования, вторичную переработку бумаги и выращивание овощей на одних лишь органических удобрениях. Вся эта деятельность, пусть необходимая, по большей части представляет собой просто попытку смягчить тот удар, который нанесет нам Природа своим приговором за наше вопиющее нарушение ее законов - нежелание вести игру с соблюдением старых и испытанных правил, - и стремление хоть немного отсрочить возмездие. Однако, решая конкретные вопросы охраны окружающей среды, мы забываем, что без знания законов существования и развития природы все наши усилия направляются на борьбу с последствиями, а не с причиной, породившей конфликт человека и природы. Спасти человека - это, прежде всего, сохранить природу. Вывод из сказанного прост: начинать надо с изучения законов, по которым живет и развивается природа.
Авторы исходили именно из этого принципа. Осознание экологических проблем возможно только при тщательном рассмотрении причин, их породивших. Для этого же необходимо получить основы тех знаний, которые предоставляет нам наука экология.
В основу данного учебного пособия положен курс лекций «Основы экологии», читаемый на кафедре общей биологии Белорусского государственного педагогического университета им.М.Танка, и курса «Основы экологии» и «Основы энергосбережения», преподаваемого на кафедре экономико-правовых дисциплин Академии МВД Республики Беларусь.
Авторы использовали обширный фактический материал, разнообразные периодические издания («Экология», «Природные ресурсы», «Энергоэффективность» и др.), правовые и нормативные акты Республики Беларусь, монографии и научные работы специалистов в области энергосбережения (Т.Г.Поспелова, И.С.Куликов).
Учебное пособие адресуется студентам высших учебных заведений небиологического профиля, студентам средних специальных заведений, всем, интересующимся современными проблемами экологии.
Авторы выражают благодарность рецензентам – доктору биологических наук В.П.Семенченко и кандидату сельскохозяйственных наук А.А.Лепешева, взявших на себя нелегкий труд прочтения рукописи и сделавших ценные замечания в процессе подготовки пособия к печати.
В.В.Маврищев
Г.С.Сачек
ГЛАВА 1
Предмет экологии , ЕЕ ЦЕЛИ и задачи
- Глава 1. Предмет экологии, ее цели и задачи . . . . . . . . . . . . . . . 7
- Глава 2. Среда обитания, экологические факторы . . . . . . . . . . 23
- Глава 3. Экология популяций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
- Глава 4. Биоценоз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
- Глава 5. Экосистема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
- Глава 6. Биосфера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
- Глава 7. Природные ресурсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
- Глава 8. Особенности взаимодействия общества и природы на
- Глава 9. Топливно-энергетические ресурсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .175
- Глава 10. Производство и использование энергии . . . . . . . . . . . . . . 185
- Глава 11. Энергосбережение в Республике Беларусь . . . . . . . . . . . . 194
- От авторов
- Понятие экологии
- Предмет и объекты экологии, определение экологии
- Краткая история экологии, ее развитие и значение
- Методы и направления экологии
- Современные проблемы экологии
- Значение экологии в системе подготовки специалистов мвд
- Вопросы
- Глава 2 среда обитания, экологические факторы общее понятие о среде обитания
- Автотрофные и гетеротрофные организмы
- Абиотическая среда
- Живые организмы как среда обитания
- Понятие об экологических факторах и их Классификация
- Абиотические факторы Климатические факторы
- Эдафические факторы (факторы почвенной среды)
- Орографические факторы
- Пирогенный фактор (пожары)
- Биотические факторы
- Антропогенные факторы
- Понятие лимитирующих факторов
- Вопросы
- Глава 3 Экология популяций Определение популяции
- Место популяции в общей структуре биологических систем
- Характеристика популяций
- Взаимодействия между популяциями
- Вопросы
- Глава 4 Биоценоз Понятие биоценоза
- Структура биоценоза
- Цепи питания, трофические уровни, экологические пирамиды
- Отношения организмов в биоценозах
- Продуктивность биоценозов
- Вопросы
- Глава 5 Экосистема Концепция экосистемы
- Экосистема и биогеоценоз
- Динамика экосистем
- Агроэкосистемы и их особенности
- Вопросы
- Глава 6. Биосфера Определение биосферы, ее структура
- Учение в.И.Вернадского о биосфере Ноосфера
- Живое вещество биосферы, его характеристика
- Биологическое разнообразие, как основа стабильности биосферы
- Проблема численности населения планеты
- Вопросы
- Глава 7 Природные ресурсы
- Атмосфера
- Водные ресурсы беларуси
- Состояние почвенных ресурсов беларуси
- Растительные ресурсы Беларуси
- Ресурсы животного мира Беларуси
- Охрана флоры и фауны Красная книга Беларуси
- Система охраняемых объекТов Беларуси
- Деятельность органов внутренних дел в области охраны окружающей среды
- Вопросы
- Глава 8. Особенности взаимодействия общества и природы на современном этапе Проблемы взаимоотношений природы и человека на современном этапе развития биосферы
- Современный экологический кризис и его последствия
- Глобальное антропогенное воздействие человека на биосферу: парниковый эффект, нарушение озонового экрана, образование кислотных осадков
- Связь между загрязнением окружающей среды и здоровьем человека
- Вопросы
- Глава 9 Топливно-энергетические ресурсы Понятие топливно-энергетических ресурсов
- Использование энергии воды и ветра
- Основные направления экономии энергоресурсов
- Вопросы
- Глава 10 Производство и использование энергии Топливно-энергетический комплекс Беларуси
- Гидро- и тепловая энергетика Беларуси
- Альтернативные источники энергии
- Глава 11. Энергосбережение в Республике Беларусь Краткий анализ нового законодательства в области энергосбережения
- Эффективное использование энергии в населенных пунктах
- Энергосбережение в быту
- Деятельность органов внутренних дел в области сбережения энергоресурсов
- Вопросы
- Приложение Направления экологии
- Рекомендуемая литература