Методы и направления экологии
Современная экология для решения экологических проблем и задач использует как собственные методы исследования, так и методы других наук. Определенный метод является способом познания и исследования явлений природы. Для экологических работ характерно стремление не только описать то или иное явление, но и дать ему определенное объяснение.
Собственные методы экологии можно разделить на три группы:
1. Полевые методы – это методы, позволяющие изучить влияние комплекса факторов естественной среды на естественные биологические системы и установить общую картину существования и развития системы.
2. Лабораторные методы – это методы, позволяющие изучить влияние комплекса факторов моделированной в лабораторных условиях среды на естественные или моделированные биологические системы. Эти методы дают возможность получить приблизительные результаты, которые требуют дальнейшего подтверждения в полевых условиях.
3. Экспериментальные методы – это методы позволяющие изучить влияние отдельных факторов и естественной или моделированной среды на естественные или моделированные биологические системы. Они применяются в сочетании как с полевыми, так и с лабораторными методами.
Кроме собственных методов, экология широко применяет методы других наук: физика, математика, химия и т.д.
В зависимости от типа изучаемой биологической системы в экологии разделяют следующие разделы:
▲аутэкологию (экологию особей);
▲ демэкологию (экологию популяции);
▲ эйдоэкологию (экологию вида);
▲ синэкологию (экологию сообщества).
Рассмотрим подробнее эти разделы экологии.
Аутэкология (от греч. слова «autos» – сам.) – раздел экологии, в задачу которого входит установление пределов существования особи (организма) и тех пределов физико-химических факторов, в диапазоне которых он может существовать. Изучение реакций организма на воздействие факторов среды позволяет выявить не только пределы, в которых он может существовать, но и физиологические и морфологические изменения, характерные для данных особей. Следовательно, аутэкология изучает взаимоотношение организма с внешней средой, в основе которых лежат его морфофизеологические реакции на воздействие среды. С изучения этих реакций начинается любое экологическое исследование. Причем основное внимание уделяется биохимическим реакциям, интенсивности газового и водяного обмена, а также другим физиологическим процессам, которые определяют состояние организма.
В аутэкологии изучаются различные состояния организма и реакции на внешнее воздействие в различные периоды жизни (сезонная и суточная активность).
Большое место занимают исследования влияния на организм естественной и искусственной радиоактивности, техногенного загрязнения.
Дэмэкология (от греч. demos – народ) изучает естественные группировки особей одного вида, то есть популяции. Важнейшая задача дэмэкологии – выяснение условий формирования популяций, а также внутрипопуляционных группировок и их взаимоотношений, структуры, динамики, численности популяции.
Эйдоэкология (от греч. eidos – образ, вид) или экология видов, наименее разработанный раздел современной экологии. Вид как уровень организации живой природы, как надорганизменная биологическая микросистема только начинает становится объектом экологических исследований.
Синэкология (от греч. syn – вместе) или экология сообществ (биоценология) изучает ассоциации популяции разных видов растений, животных и микроорганизмов, образующих биоценозы, их формирование и развитие, структуру, динамику, взаимодействие с физико-химическими факторами среды, энергетику, продуктивность, а также другие особенности.
Между разделами экологии существует тесная взаимосвязь и преемственность.
Исходя из вышесказанного необходимо сделать вывод о том, что в зависимости от того, на что обращается основное внимание – на особый (организм), популяцию, вид или комплекс видов, проводят аутэкологические, демэкологические, эйдэкологические или синэкологические исследования.
В современной экологии среди множества подходов к решению тех или иных задач выделяются два. Это подход экосистемный и подход популяционный. Оба подхода дополняют друг друга и в совокупности охватывают всю экологию.
При экосистемном подходе объектом исследования является комплекс живых организмов, которые находятся в тесной взаимосвязи между собой и в совокупности с неживыми факторами среды. Эти совокупности - экосистемы - определяются главным образом круговоротом основных биогенных элементов, рассматриваемых в определенном пространственно-временном масштабе. Их границы условны, а размерность (величина) различна. Это может быть и лужа воды, и озеро, и лесной массив, и участок океана, и вся Земля в целом.
Экосистемный подход может рассматривать живые системы с точки зрения их строения, и тогда такое направление называется структурным. Если же изучению подвергаются различные процессы, касающиея жизнедеятельности экосистем (энергетический обмен, взаимодействия между видами, слагающими экосистему, потоки веществ и т.п.), то такое направление носит название функционального.
Популяционный подход рассматривает совокупность особей одного вида, обитающих на определенной территории как особые структурно-функциональные единицы - популяции. Основные вопросы, которые изучает эколог-популяционист, это выявление факторов, которые ограничивают распространение тех или иных популяций, соотношение разных возрастных групп и половые различия между особями, составляющими данную популяцию.
- Глава 1. Предмет экологии, ее цели и задачи . . . . . . . . . . . . . . . 7
- Глава 2. Среда обитания, экологические факторы . . . . . . . . . . 23
- Глава 3. Экология популяций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
- Глава 4. Биоценоз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
- Глава 5. Экосистема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
- Глава 6. Биосфера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
- Глава 7. Природные ресурсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
- Глава 8. Особенности взаимодействия общества и природы на
- Глава 9. Топливно-энергетические ресурсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .175
- Глава 10. Производство и использование энергии . . . . . . . . . . . . . . 185
- Глава 11. Энергосбережение в Республике Беларусь . . . . . . . . . . . . 194
- От авторов
- Понятие экологии
- Предмет и объекты экологии, определение экологии
- Краткая история экологии, ее развитие и значение
- Методы и направления экологии
- Современные проблемы экологии
- Значение экологии в системе подготовки специалистов мвд
- Вопросы
- Глава 2 среда обитания, экологические факторы общее понятие о среде обитания
- Автотрофные и гетеротрофные организмы
- Абиотическая среда
- Живые организмы как среда обитания
- Понятие об экологических факторах и их Классификация
- Абиотические факторы Климатические факторы
- Эдафические факторы (факторы почвенной среды)
- Орографические факторы
- Пирогенный фактор (пожары)
- Биотические факторы
- Антропогенные факторы
- Понятие лимитирующих факторов
- Вопросы
- Глава 3 Экология популяций Определение популяции
- Место популяции в общей структуре биологических систем
- Характеристика популяций
- Взаимодействия между популяциями
- Вопросы
- Глава 4 Биоценоз Понятие биоценоза
- Структура биоценоза
- Цепи питания, трофические уровни, экологические пирамиды
- Отношения организмов в биоценозах
- Продуктивность биоценозов
- Вопросы
- Глава 5 Экосистема Концепция экосистемы
- Экосистема и биогеоценоз
- Динамика экосистем
- Агроэкосистемы и их особенности
- Вопросы
- Глава 6. Биосфера Определение биосферы, ее структура
- Учение в.И.Вернадского о биосфере Ноосфера
- Живое вещество биосферы, его характеристика
- Биологическое разнообразие, как основа стабильности биосферы
- Проблема численности населения планеты
- Вопросы
- Глава 7 Природные ресурсы
- Атмосфера
- Водные ресурсы беларуси
- Состояние почвенных ресурсов беларуси
- Растительные ресурсы Беларуси
- Ресурсы животного мира Беларуси
- Охрана флоры и фауны Красная книга Беларуси
- Система охраняемых объекТов Беларуси
- Деятельность органов внутренних дел в области охраны окружающей среды
- Вопросы
- Глава 8. Особенности взаимодействия общества и природы на современном этапе Проблемы взаимоотношений природы и человека на современном этапе развития биосферы
- Современный экологический кризис и его последствия
- Глобальное антропогенное воздействие человека на биосферу: парниковый эффект, нарушение озонового экрана, образование кислотных осадков
- Связь между загрязнением окружающей среды и здоровьем человека
- Вопросы
- Глава 9 Топливно-энергетические ресурсы Понятие топливно-энергетических ресурсов
- Использование энергии воды и ветра
- Основные направления экономии энергоресурсов
- Вопросы
- Глава 10 Производство и использование энергии Топливно-энергетический комплекс Беларуси
- Гидро- и тепловая энергетика Беларуси
- Альтернативные источники энергии
- Глава 11. Энергосбережение в Республике Беларусь Краткий анализ нового законодательства в области энергосбережения
- Эффективное использование энергии в населенных пунктах
- Энергосбережение в быту
- Деятельность органов внутренних дел в области сбережения энергоресурсов
- Вопросы
- Приложение Направления экологии
- Рекомендуемая литература