Автотрофные и гетеротрофные организмы
Растения синтезируют органические вещества, используя энергию солнечного света и поглощая питательные вещества из почвы и воды. Эти соединения служат растениям материалом, из которого они образуют свои ткани, и источником энергии, необходимой им для поддержания своих функций. Для высвобождения запасенной химической энергии растения разлагают органические соединения на исходные неорганические компоненты - диоксид углерода, воду, нитраты, фосфаты и другие, завершая тем самым круговорот питательных веществ.
В 80-х годах XIX в. немецкий биолог Вильгельм Пфеффер разделил все живые организмы по способу питания. Это деление сохранилось и до нашего времени. Пфеффер исходил из того, что зеленое растение в природе не нуждается в притоке органического вещества извне, а само может синтезировать его в процессе фотосинтеза. Только исключительно зеленым растениям природой дано искусство создавать органические вещества из воды и воздуха, используя солнечную энергию. Пфеффер назвал их автотрофами, что буквально означает "самопитающиеся, самокормящиеся" (от греч. "авто" - сам и "трофе" - кормиться, питаться). Автотрофные растения не только кормятся сами, но и кормят все остальные живые организмы. Это кормильцы биосферы.
Организмы, которые нуждаются в готовом органическом веществе, образованном другими, Пфеффер назвал гетеротрофами, что означает "питающиеся другими" (от греч. "гетер" - другой). К таким организмам относятся все животные, которые извлекают необходимую им энергию из готовой пищи, поедая растения или других животных. Сюда же можно отнести группу бесхлорофильных растений-паразитов, которые, присасываясь к корням своих собратьев в буквальном смысле тянут из них соки. В мире растений это наш лесной Петров-крест, или полевая заразиха.
Специализация живых форм в качестве производителей и потребителей пищи создает в биологических сообществах определенную энергетическую структуру, называемую трофической структурой, в пределах которой происходят перенос энергии и круговороты питательных веществ. Пищевая цепь у сухопутных организмов, идущая от травы через гусеницу, воробья и змею к луню, указывает этапы движения содержащихся в них энергии органических и неорганических питательных веществ. В каждом звене пищевой цепи, на каждом трофическом уровне сообщества большая часть поглощаемой с пищей энергии рассеивается в виде тепла, движения, а у светящихся организмов - в виде света. Ни одна из этих форм энергии не может быть использована другими организмами, следовательно, при переходе к каждому последующему звену пищевой цепи общее количество пригодной для использования энергии, передаваемой на следующий, более высокий трофический уровень, уменьшается. Поэтому неудивительно, что если собрать в кучу всю траву Африки, то она будет огромна по сравнению с кучей, образованной всеми кузнечиками, антилопами, зебрами, носорогами и всеми другими травоядными животными Африки. Что же касается жалкой кучки львов, гепардов и гиен, то мы ее можем просто не заметить рядом с кучами травы и растительноядных животных.
Сходные пищевые цепи присутствуют и в водной среде, например в океане. На самых высоких уровнях пищевой цепи находятся крупные свободноплавающие хищники: кальмары, рыбы, дельфины, тюлени и киты. Эти выносливые пловцы известны под названием "нектон", и они также опутаны узами иерархии хищников и добычи. Так, питающиеся планктоном рыбы, такие, как сельдь, служат пищей тарпонам (рыбы из отряда костистых - Elopiformes) и тунцам, которые в свою очередь становятся добычей акул. В целом, чем выше ранг вида в пищевой цепи, тем малочисленнее его популяция и ниже его плотность, т.е. передача питательных веществ от жертвы к хищнику происходит малоэффективно. Для того, чтобы вырастить фунт зоопланктона, требуется около десяти фунтов фитопланктона и десять фунтов зоопланктона, чтобы получить один фунт сельди. И такой же коэффициент преобразования сохраняется вплоть до высших звеньев пищевой цепи.
- Глава 1. Предмет экологии, ее цели и задачи . . . . . . . . . . . . . . . 7
- Глава 2. Среда обитания, экологические факторы . . . . . . . . . . 23
- Глава 3. Экология популяций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
- Глава 4. Биоценоз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
- Глава 5. Экосистема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
- Глава 6. Биосфера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
- Глава 7. Природные ресурсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
- Глава 8. Особенности взаимодействия общества и природы на
- Глава 9. Топливно-энергетические ресурсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .175
- Глава 10. Производство и использование энергии . . . . . . . . . . . . . . 185
- Глава 11. Энергосбережение в Республике Беларусь . . . . . . . . . . . . 194
- От авторов
- Понятие экологии
- Предмет и объекты экологии, определение экологии
- Краткая история экологии, ее развитие и значение
- Методы и направления экологии
- Современные проблемы экологии
- Значение экологии в системе подготовки специалистов мвд
- Вопросы
- Глава 2 среда обитания, экологические факторы общее понятие о среде обитания
- Автотрофные и гетеротрофные организмы
- Абиотическая среда
- Живые организмы как среда обитания
- Понятие об экологических факторах и их Классификация
- Абиотические факторы Климатические факторы
- Эдафические факторы (факторы почвенной среды)
- Орографические факторы
- Пирогенный фактор (пожары)
- Биотические факторы
- Антропогенные факторы
- Понятие лимитирующих факторов
- Вопросы
- Глава 3 Экология популяций Определение популяции
- Место популяции в общей структуре биологических систем
- Характеристика популяций
- Взаимодействия между популяциями
- Вопросы
- Глава 4 Биоценоз Понятие биоценоза
- Структура биоценоза
- Цепи питания, трофические уровни, экологические пирамиды
- Отношения организмов в биоценозах
- Продуктивность биоценозов
- Вопросы
- Глава 5 Экосистема Концепция экосистемы
- Экосистема и биогеоценоз
- Динамика экосистем
- Агроэкосистемы и их особенности
- Вопросы
- Глава 6. Биосфера Определение биосферы, ее структура
- Учение в.И.Вернадского о биосфере Ноосфера
- Живое вещество биосферы, его характеристика
- Биологическое разнообразие, как основа стабильности биосферы
- Проблема численности населения планеты
- Вопросы
- Глава 7 Природные ресурсы
- Атмосфера
- Водные ресурсы беларуси
- Состояние почвенных ресурсов беларуси
- Растительные ресурсы Беларуси
- Ресурсы животного мира Беларуси
- Охрана флоры и фауны Красная книга Беларуси
- Система охраняемых объекТов Беларуси
- Деятельность органов внутренних дел в области охраны окружающей среды
- Вопросы
- Глава 8. Особенности взаимодействия общества и природы на современном этапе Проблемы взаимоотношений природы и человека на современном этапе развития биосферы
- Современный экологический кризис и его последствия
- Глобальное антропогенное воздействие человека на биосферу: парниковый эффект, нарушение озонового экрана, образование кислотных осадков
- Связь между загрязнением окружающей среды и здоровьем человека
- Вопросы
- Глава 9 Топливно-энергетические ресурсы Понятие топливно-энергетических ресурсов
- Использование энергии воды и ветра
- Основные направления экономии энергоресурсов
- Вопросы
- Глава 10 Производство и использование энергии Топливно-энергетический комплекс Беларуси
- Гидро- и тепловая энергетика Беларуси
- Альтернативные источники энергии
- Глава 11. Энергосбережение в Республике Беларусь Краткий анализ нового законодательства в области энергосбережения
- Эффективное использование энергии в населенных пунктах
- Энергосбережение в быту
- Деятельность органов внутренних дел в области сбережения энергоресурсов
- Вопросы
- Приложение Направления экологии
- Рекомендуемая литература