logo search
Документ Microsoft Office Word (2)

114. Методы стимулирования энергосбережения за рубежом.

Общие подходы в области стимулирования энергосбережения за рубежом. Рассмотрим их на примерах организации энергетического менеджмента в странах Западной Европы, использующих преимущественно методы экономического воздействия на потребителей ТЭР, и в Японии, отдающей предпочтение государственному регулированию энергосбережения.

В числе средств, широко используемых в мире и оказывающих существенное влияние на повышение эффективности использования ТЭР, входят как жесткие, сильнодействующие средства (цены и тарифы), так и широко распространенные в мире достаточно мягкие, гибкие, как, например, экономические, не менее активно стимулирующие энергосбережение. При этом наблюдается общее стремление придать им легитимный характер, т. е. представить в виде законов или законодательных актов. Причем эти тенденции свойственны как странам, предпочитающим государственное регулирование

энергопотребления, так и идеализирующим роль рыночных механизмов.

Сущность всех программ по энергосбережению, разрабатываемых

в различных странах, – это стремление взяться за «самое плохое», т. е. направить финансовые средства и усилия прежде всего в те области, где результаты могут оказаться наиболее впечатляющими. Так как Западная Европа руководствуется в основном рыночными мотивами в продвижении по пути совершенствования энергоэффективности, здесь, как правило, стараются избегать правого регулирования, предпочитая информационные программы, повышающие уровень технической осведомленности, весьма осторожно используют нормативное регулирование.

Методы стимулирования энергосбережения в странах Западной

Европы. Следует основной принятый в Западной Европе принцип – чем выше энергетическая интенсивность (например, в промышленности), тем меньше уровень нормативного регулирования. Рынок сам вынудит заниматься энергосбережением и энергоэффективностью.

Общие мероприятия. Во многих странах законодательные рамки позволяют обеспечить основным мероприятиям по повышению энергоэффективности легитимный характер. Это особенно важно в тех случаях, когда устанавливаются специальные налоговые стимулы или субсидии, которые, естественно, должны согласовываться с законом о налогообложении. В других же странах ограничиваются приданием планам по энергосбережению статуса национальных программ.

Некоторые страны ввели обязательное требование назначения менед-

жера по энергетике, разрабатывающего годовые планы по повышению энер-

гоэффективности и несущего личную ответственность за их выполнение.

Безусловно, это касается крупных пользователей энергии. Выполнение этого

требования открывает компании доступ к правительственным субсидиям на

энергосбережение (как, например, в Италии).

Там, где существует субсидирование энергосберегающих мероприятий,

условия его получения установлены законодательно и зафиксированы в за-

конодательномакте для дотаций. Такие акты имеются в законодательстве 10

из 15 стран – членов ЕС.