logo search
матдух

32. Числовая символика в мифах

У многих народов мира некоторые числа имели особый смысл — считались священными, сакральными. Почти повсеместно это цифры 3, 7, 9 и некоторые другие. В мировых религиях также присутствуют сакральные цифры. Например: божественная троица и семь дней, за которые был сотворен мир в христианской религии; пятикратная молитва в течение дня у мусульман и т. п. Сакральные числа. По представлениям наших предков, сакральными становились прежде всего те цифры, которые связаны с их древними представлениями об устройстве мира:

3 — три мира (верхний, светлый, нижний);

4 — четыре угла мира;

5 — четыре угла мира и центр — мировая гора и дерево;

7 — четыре угла плюс три слоя мира или три слоя верхнего мира плюс три слоя нижнего и плюс светлый мир;

8 — восьмиугольная вселенная, усиление цифры 4;

9 — тройное усиление цифры 3 или по три слоя в каждом мире;

12 — у трех слоев мира по четыре угла;

33 — усиление цифры 3;

41 — усиление цифры 4 плюс центр мира;

77 — усиление цифры 7;

99 — усиление цифры 9.

Сакральные числа использовались во многих обрядах. О них часто упоминается в народных сказках. Например: «было у царя три сына», «трехголовый дракон, девятиглавое чудище», «тридевятое царство», «рубашка из 77 трав» и т. п. Народные сказки. В каждой народной сказке отражались представления людей о мире, о каких-то событиях, сохранялись элементы древнейших традиций, обрядов и верований. Например, у многих европейских народов есть сказки, где упоминаются дети, заблудившиеся или оставленные в лесу (например, «Гензель и Гретта», «Морозко»). Этот сюжет — отражение условий жизни древних людей. В особо голодные зимы, когда не хватало продуктов и племени грозили голод и вымирание, в лес отводили и оставляли там нетрудоспособных детей. И в чувашских сказках есть широко распространенные сюжеты, связанные с народными обычаями. Особенностью исконных чувашских сказок является то, что герой, пройдя опасный путь, обычно всегда возвращается в родной дом. Рассмотрим на примере отрывков из народных сказок «Медный медведь», «Чуста-паттăр», как в них отражаются старинные представления и обычаи чувашей. «Узнал царь, кто ворует его лошадей, и приказал копать в том месте, где скрылся медный медведь. Копали, копали, выкопали глубокий колодец и увидели подземный ход. Старшие братья не осмелились войти в этот ход и попросили младшего. Тот попрощался и скрылся под землей. Долго он шел и наконец пришел в подземное царство». Яма, пещера, пропасть, дупло в дереве, подземный ход — это все путь в нижний мир.

"Пошел он на стук и видит: слепой старик рожь молотит. «Здоровья тебе и силы, дедушка!» — говорит царевич и подходит к старику. «Хорошо, что ты так сказал, — отвечает старик. — Иначе я бы тебя проглотил». "Когда обед был готов, приходит к дому старичок с локоток с саженой бородой. Подошел к порогу и говорит: «Накорми меня!»

Необычный (слепой, горбатый, с очень длинной бородой, маленького роста или просто дряхлый) старик, старуха представляют из себя образы предков. Эти предки требуют к себе особого почтительного отношения и жертвоприношений, то есть еды. «Через несколько верст он увидел на огромном дубе орлиное гнездо. Орлицы не было, а орлята жалобно пищали».

"— Да ничего особенного мне не нужно,— отвечает царевич. — Вынеси меня из этого подземного царства на белый свет, вот и все. — Хорошо! Я вынесу тебя на белый свет. Но ты заготовь целого быка и сорокаведерную бочку воды. Когда все было сделано, подхватила орлица на одно крыло тушу быка, на другое — бочку воды, посредине посадила царевича и взлетела вверх ". Дерево, в представлении многих древних народов, — связующее звено между мирами, и именно житель этого дерева, «чистое» существо — птица может вынести героя в другой мир. Кормление птицы — это также процесс жертвоприношения.