logo
матдух

1. Знатные предприниматели начала 20 века (купцы Таланцевы, Ефремовы и др.)

Таланцевы

Михаил Иванович Таланцев - один из первых представителей купеческой династии - начал свою предпринимательскую деятельность с торговли хлебом. Второе поколение семьи - сыновья Михаила Ивановича и Марии Ивановны - Михаил, Зиновий, Николай успешно продолжили дело отца, развернув хлебную торговлю в Чебоксарах и Ядрине, арендуя винокуренный завод в селе Янибяково, и вскоре вошли в гильдийское купечество этих уездных городов. Ранняя смерть от туберкулеза Зиновия и Николая Таланцевых прервала их предпринимательскую деятельность. Семейное дело возглавил Михаил Михайлович, а после его смерти от этого же недуга, за дело активно взялась его вдова - Софья Ивановна Таланцева. Этой энергичной женщине удалось расширить винокуренное производство, создать сеть гостиниц и трактиров (45) по всей округе, а в 1885 году полностью выкупить винокуренный завод в селе Янибяково. Наибольшую известность династии Таланцевых принесли представители третьего поколения семьи: сыновья Михаила Михайловича и Софьи Ивановны - Николай, Михаил и Зиновий. Получив значительное образование, братья направили свои знания и усердие на продолжение семейных традиций. В 1890 году они организовали Торговый дом "Братья Таланцевы", создав тем самым целую торговую империю в Поволжье. В их владения входили: винокуренный, маслобойный, олифоварочный заводы, конезавод; хлебные и винные склады, 4 пристани на Суре и Волге, буксирно-пассажирский пароход "Чайка", а также крупное землевладение - Янибяковское усадьбище, Ильинский и Березовский хутора; имелось бондарное производство, дубовые делянки в Шумерлинском и Курмышевском лесничествах и другое. Купцы Таланцевы успешно вели торговлю в Ядрине, Курмыше, Космодемьянске , Васильсурске , Чебоксарах, Казани, Симбирске, Нижнем Новгороде и других населенных пунктах региона. Олифа заводов Таланцевых пользовалась спросом на Путиловском заводах в Санкт-Петербурге, вывозилось в Германию. К1917 году основной капитал Торгового дома "Братья Таланцевы" составлял более одного миллиона рублей. Таланцевы знамениты своей благотворительностью и трудами на ниве просвещения народного. Братья принимали участие в строительстве и финансировании большинства земских, церковноприходских и частных школ городов Ядрин и Чебоксары; финансировали и учреждали стипендии в Ядринской женской гимназии и Чебоксарской прогимназии; строили и оснащали реальное училище в Ядрине, финансировали коммерческое училище В Нижнем Новгороде и др. Братья и их супруги входили в попечительские советы этих учебных заведений; носили звания почетных попечителей. Благотворительная деятельность Таланцевых была направлена на наиболее нуждающиеся слои населения уездов. Они содержали Ольгинский приют для детей сирот (приют имени великой княгини Ольги Константиновны), создали приют для инвалидов русско-японской войны в городе Ядрине, финансировали богадельни и странноприимные дома по всей округе. Таланцевы содержали больницу для рабочих своих заводов в Янибякове и по просьбе общественности, на свои средства построили и оборудовали глазную и хирургическую больницу в Ядрине. До 1918 года эта больница носила имя супруги Николая Михайловича Таланцева - Любови Алексеевны. Немалый вклад внесли представители династии в уездную культуру. При Доме Культуры в селе Янибяково был создан и финансировался театр, спектакли которого славились на всю округу; просвещению народа способствовала частная библиотека Таланцевых с читальным залом и каталогам, насчитывающем около 7 тысяч томов художественной и научной литературы. Общественность уездных городов высоко оценила деятельность братьев Таланцевых, причислив их к сословию потомственных почетных граждан городов Ядрин и Чебоксары. Братья неоднократно избирались гласными уездных собраний, кроме того, Николай Михайлович избирался городским главой города Ядрина в 1913 -1917 годах, а Зиновий Михайлович - выборщиком губернского собрания и депутатом 2 Государственной Думы 1907 года. Таким образом, три поколения династии купцов Таланцевых внесли значительный вклад в провинциальную культуру, дело народного просвещения и социальной защиты всего региона.

Ефремов Петр Ефимович

Основатель знаменитой династии купцов и промышленников - Ефремов Петр Ефимович (1799-1862 гг.) - выходец из деревни Шинерпоси Тогашевской волости Чебоксарского уезда Казанской губернии. Торговые дела Ефрема Ефимовича продолжили его сыновья: Прокопий, Михаил, Григорий, Родион. Прокопий и Михаил проявили особую склонность к предпринимательской деятельности. Но наибольших успехов добился старший из братьев - Прокопий Ефремович .Именно ему удалось выбиться из сословия торгующих крестьян и не только войти в гильдейское купечество уездного города Чебоксары, но и стать первостатейным купцом и промышленником, получить статус потомственного почетного гражданина, создать торговый дом: "П.Е. Ефремов и сыновья". Торговля хлебом в крупнейших волжских городах - Рыбинске, Нижнем Новгороде, Саратове, Астрахани и др. позволила Прокопию Ефремовичу в 1875 году приобрести статус Чебоксарского купца 1-ой гильдии и расширить свою деятельность. Ефремовы арендуют и приобретают водяные мельницы, занимаются мукомольным производством, создают сеть складов и амбаров для хранения зерна, организуют кулеткаческую мануфактуру. Прокопий осваивает и успешно ведет финансово - кредитные операции. Работая с ценными бумагами, приобретает авторитет у представителей купечества. В 1881 -1886 гг. его избирают директором Чебоксарского городского общественного банка. Учитывая коньюктуру рынка, братья Ефремовы - Прокопий и Михаил начинают заниматься скупкой лесных угодий, а в 1890 году основывают лесопильный завод в Геронтьевской пустыни на окраине города. На заводе применялись последние технические достижения того времени: паровые машины, электричество. Завод Ефремовых вошел в число крупнейших в своей отрасли и был внесен в справочное издание: "Торгово-промышленная Россия" в 1899 году. В 1906 году создается Торговый дом "П.Е.Ефремов и сыновья", в семейное дело вступает третье поколение предпринимателей - сыновья Прокопия Ефремовича и Екатерины Васильевны - Николай, Сулей, Федор. Общий оборот торгово-промышленной деятельности семьи в первой четверти 20 века достигает 500 тысяч рублей. Ефремовым не чуждо общественное служение. Сам Прокопий Ефремович неоднократно избирался гласным в Чебоксарскую городскую думу, был присяжным в суде, избирался мировым судьей. В 1884 году получил звание почетного судьи, а к началу 20 века получил статус потомственного почетного гражданина города Чебоксары. Его сыновья продолжают семейные традиции в служении общественному благу. Николай Прокопьевич в 1907 году избирается в 3 Государственную Думу России, но в связи со смертью отца подает в отставку и возглавляя Торговый дом Ефремовых, направляет свою энергию на работу в уезде. В 1910 году его избирают председателем Чебоксарской городской управы. Не уступает брату и Федор Прокопьевич, который возглавит городскую управу в 1914 году, в годы Первой мировой войны, когда необходимо было решать вопросы по размещению раненных, беженцев, вдов, сирот и т.д. Не раз избирался гласным городской думы и Сергей Прокопьевич, он и его супруга Нина Ивановна много сил отдавали работе в попечительских советах учреждений образования Чебоксар и Казани. Особо стоит остановиться на благотворительной деятельности Ефремовых. Ефрем Ефимович и Прокопий Ефремович проявляют постоянную заботу о церквях в своих родных деревнях Абашево и Икково Тогашевской волости Чебоксарского уезда. Большое внимание в Чебоксарах Ефремовы уделяют Благовещенской церкви, здесь Прокопий Ефремович с 1862 года до конца дней своих выполняет хлопотные обязанности церковного старосты, совместно с братом Михаилом он финансирует строительство новой колокольни, дома священнослужителей, заботится о "благолепии" семейного храма. После смерти отца, старостой церкви до 1917 года был Сергей Прокопьевич. Также оказывают помощь Ефремовы женской православной общине на Владимирской горке в Чебоксарах, выделяют средства на ремонт храма Тихвинского женского монастыря в Цивильске. Будучи самоучкой Прокопий Ефремович ценил знания и всячески поддерживал стремящихся к ним. Он не только давал средства на учебные заведения города, но считал нужным финансировать и Чебоксарскую публичную библиотеку. Прокопий Ефремович и Екатерина Васильевна Ефремовы - почетные попечители Чебоксарской женской прогимназии. Эту традицию продолжают их сыновья и невестки, являясь попечителями учебных заведений в Чебоксарах, а Сергей Прокопьевич попечительствует женской гимназии и коммерческому училищу. В Казани поистине христианскую заботу проявляют члены семьи Ефремовых: в тяжелые для всего народа годы русско-японской и первой мировой войны они вкладывают средства в общественные столовые для голодающих, стремятся оказать помощь всем обездоленным, видя в этом свой гражданский долг. Деятельность трех поколений династии Ефремовых на благо города и его жителей оставила заметный след в истории Чебоксар.

2. Государственная атрибутика Чувашии. Герб  Чувашской Республики. Герб Чувашской Республики один из  государственных символов Чувашской Республики. Утвержден Постановлением Верховного Совета Чувашской Республики от 29 апреля 1992 г. Автор герба — Э. М. Юрьев. Государственный герб Чувашской  Республики представляет собой окаймлённый вырезной геральдический щит, поделённый на жёлтое (вверху) и красное (внизу) поля. В гербовом поле расположена только одна гербовая фигура — красный символ мирового дерева, являющийся одним из элементов чувашского орнамента.  Щит увенчан другим элементом чувашского  орнамента — золотой, окаймлённой красным эмблемой «Три солнца», состоящей из трёх восьмиконечных звезд. Снизу щит обрамлён красной лентой с надписью золотыми буквами «Чăваш Республики — Чувашская Республика», завершающейся стилизованным изображением золотых листьев и шишек хмеля, символизирующих традиционный чувашский обрядовый и праздничный напиток — пиво, которое чуваши издревле варят в домашних условиях. Флаг Чувашии. Флаг Чувашской РеспубликиЧувашия Учреждён  29 апреля 1992 Пропорция 5:8 Автор флага Э. М. Юрьев. Флаг Чува́шии является официальным  символом Чувашской Республики Российской Федерации. Флаг утверждён 29 апреля 1992 года и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 208. «Государственный флаг Чувашской  Республики представляет собой прямоугольное полотнище с отношением сторон 5:8, пересеченное на жёлтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми древнечувашскими эмблемами — „Древо Жизни" и „Три Солнца"». Цвета государственного флага — жёлтый  (золото) и пурпуровый (сандалово-красный) — традиционные цвета чувашского  народа. Жёлтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделён понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании — богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет — один из самых распространённых у чувашей цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании — достоинство, могущество, мужество, сила. Верхнее жёлтое поле, составляющее 4/5  части высоты флага, обозначает пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики. Нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/5 часть высоты флага, обозначает Чувашскую землю. В геометрической середине полотнища  флага расположена композиция, занимающая 1/3 часть его длины и состоящая из эмблем «Древо жизни» и «Три солнца». Эмблема «Древо жизни», занимающая 3/5  части ширины флага — знак, выполненный на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которого напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Симметричность композиции «Древа жизни» выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой. Кроме того, «Древо жизни», как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики. «Древо жизни» состоит из пяти элементов,  главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 градусов «ветвями Древа» в виде национального орнамента. Данный элемент означает коренное население Чувашской Республики — чуваш, проживающих на территории республики. Два нижних элемента, расположенные  симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы, отделённые от нижнего пурпурового поля и основного элемента жёлтой полосой шириной 1,5 процента длины флага, и заканчиваются «ветвями» в виде национального орнамента. Данные элементы означают чувашскую диаспору — чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики. Два средних элемента в виде коротких  наклонных полос, не примыкающих к основному стволу «Древа» и также заканчивающихся национальным орнаментом, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45 градусов к нему между «ветвями» главного и нижнего элементов, означают население Чувашской Республики других национальностей. Ствол и ветви «Древа жизни» образуются  из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос, ширина которых равна 1,5  процентам длины флага. Общая ширина ствола «Древа жизни» составляет 6,5 процента длины флага. Эмблема «Три солнца», состоящая из  трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда), символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие.  Троекратное повторение звезды, осеняющей главную эмблему флага — «Древо жизни»,  означает чувашское народное понятие «Пулна, Пур, Пулатпар» («Были, Есть, Будем») и является его графическим выражением. Высота и ширина каждой звезды составляет 1/5 часть высоты флага. Ширина плечиков всех звёзд составляет 2,7 процента длины флага. Средняя фигура восьмиконечной звезды  располагается над «Древом жизни» в геометрической середине полотнища флага.  Нижние окончания звезды опираются на «ветви Древа» в виде национального  орнамента центральной части композиции «Древо жизни». Две боковые восьмиконечные звезды  располагаются слева и справа симметрично от средней звезды. Их нижние окончания опираются на «ветви Древа» в виде национального орнамента центральной и средних частей композиции «Древо жизни». Гимн Чувашской Республики. Слова — И. Тукташ. Музыка — Г. Лебедев. Чувашский текст Государственного гимна Чувашской Республики выражает три круга образов: пробуждение природы к новой жизни; "родные, отец, мать, дети - круг семьи; единение и согласие всех родных в "чувашском мире" - Чувашской Республике. Мелодия и слова гимна очень близки к чувашской народной песне, но имеют также современное звучание и значение.

3. Религиозные конфессии нашей республики. На 2010 год в ЧР зарегистрировано 284 религиозные организации. Из них 214 православных, 1 старообрядческая, 20 протестантских, 46 исламских, 1 языческая, 1 вайшавистская. Православие. Православное христианство начало проникать на территорию современной Чувашии после присоединения народов Среднего Поволжья к России в середине XVI в. Но распространение его среди инородцев шло очень медленно, они оставались приверженцами своих традиционных религий. С середины XVIII в. началась насильственная христианизация народностей Поволжья, но и после этого, вплоть до 70 годов XIX в., чуваши в массе своей оставались язычниками. Лишь с подготовкой священников, владеющих чувашским языком, ведением проповедей на чувашском языке, изданием на нем религиозной литературы к христианству склонилось большинство местного населения. До революции на территории Чувашии действовало 7 монастырей, 299 православных храмов. После 1917 г. все монастыри и 264 церкви были закрыты. В настоящее время на территории Чувашии действуют 217 православных храмов. По данным Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике на 31 декабря 2007 года на территории республики зарегистрированы 197 православных приходов, Чебоксарское Епархиальное Православное Духовное Училище, подворье «Рождественский скит» Свято-Троицкого мужского православного монастыря (г. Алатырь), 7 православных монастырей (в т. ч. 4 женских и 3 мужских): 1. Православный Иверский Богородицкий женский монастырь (с. Шерауты Комсомольского района); 2. Спасо-Преображенский православный женский монастырь (г. Чебоксары); 3. Александро-Невский православный мужской монастырь (местечко Малые Каршлыхи Моргаушского района); 4. Свято-Троицкий православный мужской монастырь (г. Чебоксары); 5. Тихвинский Богородский православный женский монастырь (г. Цивильск); 6. Свято-Троицкий православный мужской монастырь (г. Алатырь); 7. Киево-Николаевский Новодевичий православный монастырь (г. Алатырь). II. Ислам. Проникновение ислама имело место в булгарский период (X-XII вв.), продолжалось в эпоху Золотой Орды и Казанского ханства (XIV-XVI вв.). Часть чувашского населения в тот период приняла ислам. В настоящее время он распространен в основном в местах компактного расселения татар, на юго-востоке Чувашии. До революции на территории Чувашии действовало 38 мечетей. За годы Советской власти было закрыто 36 из 38 мечетей. Духовное Управление Мусульман Чувашской Республики образовано в мае 1994 года в с. Шыгырдан Батыревского района под каноническим управлением Центрального Духовного Управления Мусульман России (находится в г. Уфа Республики Башкортостан, руководит Верховный муфтий Шейхуль-Ислам Талгат Сафа Таджуддин). Председателем со дня его образования является муфтий Альбир-хазрат Крганов, а с ноября 2005 года он одновременно назначен первым заместителем Верховного муфтия, Председателя Центрального Духовного Управления Мусульман России. III. Традиционная чувашская вера (язычество) являлась разновидностью зороастризма и представляла собой сложную систему верований. В ней было немало древних элементов, связанных с почитанием сил природы, принимаемых за различные божества, для нее был характерен дуализм - добрым богам и божествам во главе с всевышним богом Сюльди-Торой противостояли злые божества и духи во главе с дьяволом Шуйтаном. Христианское духовенство строго преследовало последователей традиционной религии. Но и крещеные чуваши продолжали тайно проводить свои моления и другие обряды. К настоящему времени в Чувашской Республике сохранились сильно видоизмененные реликты отдельных культов и некоторые элементы древней обрядности. Лишь в некоторых чувашских диаспорах некрещеные чуваши придерживаются канонов своей древней религии. Часть интеллигенции стремится возродить традиционные верования. В Чувашии зарегистрировано одно объединение этнических верований чувашей (Природная экологическая организация «Академия Чувашской Духовности» (язычество) (зарегистрирована 20 октября 1999 г.). Важнейшим фактором, сыгравшим на сохранение и развитие этноса в христианизации, было то, что чувашам при крещении не требовалось отказываться от своей национальности. И сегодня в европейской части России чуваши - единственный тюркский народ, исповедующий православие. Следует особо подчеркнуть и то, что чувашский язык стал вторым после русского, на который переведен практически полный текст Библии, а чуваши первыми среди россиян стали проводить богослужение на родном языке.