40. Духовность и православная культура чувашского народа
До присоединения к Русскому государству чуваши были язычниками. В язычестве их существовала система многобожия с верховным богом Турă. Боги делились на добрых и злых. Каждому занятию людей покровительствовал свой бог. Языческий религиозный культ был неразрывно связан с циклом земледельческих работ, с культом предков. Цикл аграрно-магических обрядов начинался с зимнего праздника «Сурхури», потом наступал праздник почитания солнца «Çӑварни» (Славянская масленица), затем — весенний многодневный праздник жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам — «Мăнкун» (который впоследствии совпал с христианской Пасхой). Цикл продолжал «Акатуй» — праздник весенней пахоты и сохи, перед началом весеннего сева — «Çимĕк» (праздник цветения природы, общественные поминки. Совпал с православной Троицей). После сева хлебов низовые чуваши праздновали «Уяв». В честь нового урожая было принято устраивать моления — благодарения духу — хранителю овина. Из осенних праздников отмечали «Автан-Сыры» (петушиный праздник). Свадьбы у чувашей праздновались в основном весной перед Çимěк (Троицей) или летом от Петрова до Ильина дня. Общественные поминки всем предкам совершались на третий день Пасхи, в «Çимěк». В ноябре—декабре месяц поминовения и жертвоприношений совпадал с началом года по чувашскому лунно-солнечному календарю. Чуваши чаще других народов поминали умерших родственников, так как все неприятности и болезни они приписывали гневу покойников. Традиционная чувашская вера представляла собой сложную систему верований, основу которой составляла вера в Туро — верховного бога неба и включает в себя много элементов Зоратуштры (Сарӑтустурӑ) — поклонение огню. Ещё Д. Мессарош заметил наличие единого бога у чувашей, который, тем не менее, сочетался с аграрными праздниками: Южные чуваши Бога называют Турӑ, северные Торӑ. Относительно понятия Бога у чувашей русская специальная литература до сих пор была в заблуждении. Язычеству или «черной магии» она приписывала бесчисленных Богов, несмотря на то, добрые они или злые, а также прочие плоды воображения. Со своим неполным знанием языка и предмета туманные названия некоторых болезней тоже воспринимали как названия Богов. Различались у них главный Бог (Турӑ) и множество Богов нижнего чина. Также для традиционной чувашской веры был свойственен дуализм — наличие доброго и плохого божеств. Чуваши называли его «Шуйттан»: Однажды, когда разразилась гроза, крестьянин ходил с ружьем по берегу речки. На небе гром гремел, а шуйтан, издеваясь над Богом, бился задом вверх в сторону неба. Крестьянин, увидев это, взял ружье и выстрелил в него. Шуйтан упал от выстрела. Греметь перестало, Бог спустился с неба перед крестьянином и заговорил: — Ты оказался сильнее даже меня. Я уже семь лет, как преследую шуйтана, но до сих пор ни разу еще не мог поймать его. Так же у чувашей были и другие верования, одним из самых значимых является поклонение духам предков, которое олицетворял Киреметь. Киреметь представлял из себя святое место на возвышенности, рядом с чистым питьевым источником. Как символ жизни в таких местах использовали дуб, ясень или другое крепкое и высокое живое дерево. Вера чувашского народа имеет много общего с традиционными верованиями марийцев, а также с другими народами Поволжья. В ней довольно заметно влияние ислама (например, Пирешти, Киреметь, Киямат), а также христианства. В XVIII веке чуваши подверглись христианизации. Чуваши — самый многочисленный тюркский народ, большинство верующих которого — христиане. Также существуют немногочисленные группы, исповедующие Ислам суннитского толка и традиционные верования.
- 1. Знатные предприниматели начала 20 века (купцы Таланцевы, Ефремовы и др.)
- 4. Спортсмены чр
- 5. Образовательные учреждения чр (высшее, среднеспециальные, профессиональные)
- 6. Основы православной культуры
- 7. Музеи Чувашии
- 8. Профессиональная музыка
- 10. Достопримечательности г. Чебоксары
- 11. Обрядность осеннего цикла (Вырма, Аван, Чуклеме)
- 12. Народные музыкальные традиции
- 13. Обрядность весеннего цикла (Саварни, Серен, Манкун, Акатуй)
- 14. Артисты Чувашии
- 15. Обрядность летнего цикла (Симек), Уяв, Синсе, Киремет Карти, Утаси)
- 16. Писатели чр
- 17. Обрядность зимнего цикла (Сурхури, Кашарни, Нартукан)
- 19. Праздники и календарные обряды Чувашей
- 20. Композиторы Чувашии
- 22. Старинный календарь и единицы измерения
- 23. Посуда и утварь Чувашей
- 24. Художники чр
- 25. Одежда и обувь чув. Народа
- 27. Промыслы и ремесла чув. Народа
- 29. Животноводство Чувашей.
- 31. Земледелие чувашей
- 32. Числовая символика в мифах
- 33. Демографическая картина республики
- 34. Чув. Мифология
- 35. Происхождение и расселение чув. Народа
- 36. Чув. Диаспора
- 37. Общее понятие о материальной культуре чувашского народа
- 38. Города и районы Чувашии
- 39. Церкви и монастыри чр
- 40. Духовность и православная культура чувашского народа