logo
матдух

27. Промыслы и ремесла чув. Народа

Во всех народных традициях существует деление видов занятий на мужские и женские. В древности мужчины выполняли работу, связанную с большой физической силой и опасностью, часто работали в коллективе. Женщины занимались делами, требующими тщательности, ловкости, развития мелких мышц кисти рук. Отдельные виды женского труда можно было выполнять в одиночку. И конечно, особым женским делом был уход за детьми. Позднее к мужским делам стали относить большинство дел, связанных с внешним миром (вне дома и семьи), а многие женские дела были внутри дома и семьи. Изготовление большинства ремесленной продукции на продажу было мужским занятием. Женские и мужские виды занятий. По своим старинным обычаям главной чертой человека чуваши считали трудолюбие. Родители старались научить своих детей всему, что умели сами. Очень многие виды труда выполняли как женщины, так и мужчины, у чувашей не существовало строгого разделения труда на женский и мужской. Но существовали, конечно, только женские или только мужские умения. Например, вышивка — это женское занятие, а кузнечным делом занимались только мужчины. Обычно мужчина справлял дела во дворе, саду, ухаживал за лошадьми, а женщина работала в доме, в огороде и ухаживала за коровами, овцами. Мужским занятием было добывание денег на уплату налогов, сев-пахота, крупные продажи и покупки, дела, связанные с дальними поездками, строительство сооружений. Ближе к XX веку в России стали активно развиваться рыночные экономические отношения. И во многих крестьянских хозяйствах стали изготавливать продукцию не только для собственного пользования, но и на продажу. Этим в основном занималось мужское население. Лесоразработка. Одним из мужских занятий была лесоразработка. Из бревен изготавливали срубы, доски и разную утварь. Сучья и ветки шли на топливо. Корни использовали для связки бревен в плотах во время лесосплава. Из сосновых пней изготавливали смолу (смолой покрывали деревянные крыши домов), из березовых — деготь (использовали для смазывания трущихся частей механизмов, как современное машинное масло, и для обработки кож) и уголь. Бондарное дело. Широко было распространено бондарное дело, то есть изготовление бочек разных размеров. В бочках перевозили разные продукты. По заказу французской фирмы «Перрен» чувашские крестьяне изготавливали дубовую клепку, из которой во Франции собирали бочонки для вина. Изготовление продукции из коры. Из внутренней части липовой коры изготавливали лыко (пушăт) и мочало (курăс). Снятую со ствола кору нарезали на полоски, очищали наружную часть коры и высушивали. Получалось лыко, оно шло на изготовление лаптей и корзин. Для получения мочала кору мочили в воде до 2 месяцев. Затем сдирали внутреннюю часть в виде полосок и развешивали сушить — получалось мочало. Из него делали мочалки, ткали циновки-рогожи (ашăк), из которых шили мешки-кули (чăпта). Для кулеткачества необходимо было три человека, обычно этим занималась вся семья. Из мочала и конопляных волокон вили веревки, канаты. Для этого на улице устанавливали специальное сооружение — чăкăр. Для витья не очень толстых веревок в доме на стену вбивали специальный крюк йăрхах. Плетеные изделия. В селениях, расположенных близ рек, на берегу которых было много зарослей ивы, изготавливали плетеные изделия: корзины, посуду, кузова тарантасов. Из черемуховых и вязовых прутьев плели красивую мебель: диваны, кресла, столы, стулья, детские колыбели и т. п. Изготовление кирпичей. Изготовлением кирпичей занималось население многих деревень, так как подходящую глину найти было несложно. В глину добавляли просеянный песок, воду и тщательно месили ногами. Затем из этой смеси формовали кирпичи. Их сушили и обжигали в специальных печах-горнах. Портновское дело. Портновским делом — изготовлением верхней одежды из шкур и кожи — занимались исключительно мужчины. В Поволжье такими портными были в основном чуваши и татары. Обычно после окончания сельскохозяйственных работ они переходили из деревни в деревню и, живя в домах заказчиков, шили шубы (дубленки), тулупы и т. п. Изготовление гребенок. Из рогов, а также из клена и березы делали гребенки. Рог вымачивали в воде, вычищали и отпиливали вершину, из которой делали пуговицы. Затем рога распиливали на пластинки. Их распаривали в кипятке, над горячими углями и клали под пресс. На выровненных пластинках пилками нарезали зубья. Готовые гребешки шлифовали, полировали. Из 100 рогов получалось примерно 250 гребешков. Отходничество. Начиная с XVIII века крестьяне Поволжья все сильнее страдали от нехватки земли и от невозможности уплатить постоянно растущие налоги. И в связи с этим к концу XIX века среди чувашского населения стало распространяться отходничество, то есть уход крестьян на временные заработки в города на заводы, лесоразработки, транспорт. Живущие около судоходных рек нанимались в бурлаки. В это время всю деревенскую работу выполняли женщины, старики и подростки. С отходничеством среди чувашского населения стали распространяться изменения в материальной культуре: появились новые приемы ремесла, орудия труда, виды одежды, предметов быта и т. п. Хотя отходники, особенно молодые люди, приносили домой хороший заработок, тем не менее, они часто сильно портились в нравственном отношении, развращались, приобретали дурные привычки, начинали пьянствовать, сквернословить. В их среде развивалось пренебрежительное отношение к родной культуре и языку.

28. Православные праздники. Рождество Христово. 7 января

Рождество Христово. Заалтарная роспись Храма Христа Спасителя.Рождество - праздник тихий, домашний, спокойный. Это праздник духовный. За столом собираются только члены семьи и самые близкие друзья. Согласно ветхозаветным пророкам, Христос родился в городе Вифлееме в 5508 году от сотворения мира. Первыми о его рождении узнали пастухи. Приняв всем сердцем эту весть, они отправились поклониться младенцу. Восточные мудрецы - волхвы, также уверовавшие во Христа, предприняли трудный путь к месту его рождения. Но были и такие, как царь Ирод, пожелавший смерти ему. Когда он понял, что его замысел найти младенца не осуществился, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых будет и Богомладенец, в котором видел претендента на царский престол. Так было погублено 14000 младенцев. Они считаются первыми мучениками за Христа. Рождество Христово является одним из самых красивых и торжественных христианских праздников. Во всем христианском мире, в том числе и на Руси, Рождество всегда отмечалось с особым благоговением. В этот день повсюду стоят украшенные елки, символизируя евангельское древо, горят свечи, подобно тем, которые горели в вифлеемском хлеву. Во многих странах в рождественские ночи дети выходят на улицы с пением песен-колядок. Канун рождества именуется «сочельником». Вечер 6 января назывался также «коляды». Сочельник — это заключительный день Рождественского поста. Церковный устав предписывает в этот день строгий пост с полным воздержанием от пищи "до первой звезды", символизирующей рождественскую звезду, возвестившую волхвам рождество Христа. Название «сочельник» от слова «сочиво», так именовалось ритуальное блюдо, обязательное в этот вечер. Оно приготовлялось из макового или миндального «молока» смешанного с медом, и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы. Туда добавлялись целые или измельченные ядра грецких орехов, сладкого миндаля, растертого мака. Этим блюдом начиналась трапеза как в Рождественский, так и в Крещенский сочельник. Сочельник в христианском мире считается исключительно семейным ужином. В этот день в доме царят покой, любовь и согласие. В старину стол посыпали сеном, затем постилали скатерть, в центре стола ставилось блюдо с сочивом и другие блюда. Достаточно было и напитков, как прохладительных, так и крепких. В храмах в эти праздничные вечерние часы шло торжественное богослужение. В старые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Ведь считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное. Но желания обязательно должны быть добрыми. Следующий день после Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором Пресвятой Богородицы. Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Святки — это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36).