20. Композиторы Чувашии
Тимофей Фандеев - Чувашский композитор, заслуженного деятеля искусств Чувашской Республики и Российской Федерации, участникк Великой Отечественной войны Тимофей Игнатьевич Фандеев. Родился будущий композитор в 1918 г. в д. Малые Тюмерли Козьмодемьянского уезда (ныне Ядринский район Чувашской Республики). Окончил вокальное отделение Чувашского музыкального училища, Казанскую консерваторию (класс А.С. Лемана). Работал баянистом в Чувашском государственном академическом драматическом театре, редактором музыкального вещания Чувашского радио, художественным руководителем молодежного ансамбля песни и танца заводского клуба «30 лет ЧАССР», директором Республиканского Дома народного творчества, старшим преподавателем Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева, был консультантом Союза композиторов Чувашии. С детских лет Т. Фандеев увлекался музыкой. В его творчестве с ранних лет наметилось свободное, непринужденное развитие мелодии, широкая распевность, яркость национального колорита, жизнерадостность музыки. Уже в 13 лет им была сочинена вокальная музыка на текст Г. Тал-Мрзы «Вăйлисен айăпĕ» (Вина всесильных). Одним из самых лучших произведений, написанных им в студенческие годы, являлась поэма «В родном краю». Вот что писал о его поэме известный советский дирижер, профессор М. Паверман: «Колоритно инструментованная поэма хорошо воспринимается слушателями и говорит о настоящем профессионализме автора». (Культура Чувашского края. – Чебоксары, 1995. – С. 311). В то же время Тимофей Игнатьевич сочинял сюиты, музыкальные комедии, увертюры, оперы, оперетты, балеты, а также концерты для баяна, альта, трубы с оркестром. Основные из них: опера «Нарспи», оперетта «Телей» (Счастье), музыкальные комедии «Кай, кай Ивана» (Выйди, выйди за Ивана), «Виçě туй» (Три свадьбы), кантата «Иван Яковлев», поэма «В родном краю», марш «Слава победителям», балет «Цветок счастья», «Праздничная увертюра» и др. Фандеев также ярко проявил себя в песенном жанре. Так на слова В. Урдаша, В. Давыдова – Анатри, Н. Евстафьева, Ю. Петрова, П. Хузангая, А. Алги, И. Тукташа им было написано более 100 песен и романсов. За многолетнюю плодотворную работу и за большой вклад в музыкальную культуру Т. И. Фандееву присвоено звание почетного деятеля искусств Чувашской АССР и заслуженного деятеля искусств РСФСР. Награжден орденом Отечественной войны II Степени. Степан Максимович Максимов (1892-1951). Родился Степан Максимов в с. Яншихово-Норваши Янтиковского района. Окончил Яншиховское двухклассное училище, Симбирскую чувашскую учительскую школу, регентские классы в Казани и Московскую консерваторию по классу композиции А.Н. Александрова. В 1918 году в Симбирске увидел свет первый сборник его песен «Чувашские народные песни». Почти все известные песни композитора основаны на музыкальном фольклоре родного народа. Среди них – «Застольная», «Лети, лети, кукушка», «Не гнись, орешник», «Снизу идет белый пароход», «Я нарочно в лес пошел», «Наш отец, как сазан-рыба» и др. Ему принадлежит также несколько оригинальных произведений: Сонатина для фортепиано, «Чувашская увертюра» для симфонического оркестра. С. Максимов – композитор-фольклорист, выдающийся собиратель чувашской народной музыки. Им было собрано более двух тысяч чувашских песен и инструментальных мелодий в Чувашии, Ульяновской и Самарской областях, Татарстане, Башкортостане, на Урале и Сибири. Очень богатый фольклорный материал содержится в его сборнике «Песни верховых чувашей» (1932), ныне хранящемся в фонде Госархива печати Чувашии. Как музыковед он часто публиковался в газетах «Канаш», «Красная Чувашия», журналах «Сунтал», «Халăха вĕрентес ĕç». Свои взгляды на явления музыкальной и общественной жизни композитор выразил в таких статьях, как «Чувашская песня» (1927), «Чувашская музыка», «Симбирская чувашская школа в первые годы революции», «Обучение пению» (1928), «Чувашский хор в Москве и Нижнем Новгороде» (1929), «Музыкальная работа за 10 лет» (1930), «Подготовка музыкальных кадров» (1937) и др. Самобытное творчество С. Максимова является ценным вкладом в чувашскую национальную музыку. К 100-летию со дня рождения композитора, широко отмечавшегося в 1992 году, в его родном селе Яншихово-Норваши прошел вечер памяти. «Сотни людей - односельчане и гости – участвовали в этом торжественном событии, - пишет газета «Советская Чувашия» от 14 ноября 1992 года. – Величаво и трогательно звучала под осенним небом одна из двух тысяч народных песен, записанных и обработанных когда-то выдающимся чувашским композитором». Неиссякаемый интерес к личности С. Максимова до сих пор не угас. Признанными исследователями творческого наследия композитора являются видные деятели музыкальной культуры прошлого и современности Ф. Лукин, Ю. Илюхин, М. Кондратьев. В 2003 г. в Чебоксарах впервые издана монография о жизни и деятельности музыканта-педагога «Степан Максимов: Время. Творчество. Масштаб личности». Ее автор – академик Национальной академии наук и искусств ЧР, доктор искусствоведения, профессор М.Г. Кондратьев. Сегодня именем талантливого композитора С. Максимова названы Чебоксарская детская музыкальная школа № 1 и одна из улиц в столице Чувашии.
21. Воскресение Христово – Пасха15 апреля (дата для 2012 года)
По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати, и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб. Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались. В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взяв приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами). Они еще не знали, что ко гробу Христову приставлена стража и вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить и говорили между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» Камень же был очень велик. Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария, увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними. В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг увидели светозарного Ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых». Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели Ангела в белой одежде, сидящего справа от места, где был положен Господь; их объял ужас. Ангел же говорит им: «Не ужасайтесь; Иисуса ищете Назарянина распятого. Он воскрес. Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите скажите ученикам Его и Петру (который своим отречением отпал от числа учеников), что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам». Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг снова пред ними явились два Ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле. Ангелы сказали им: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть». Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она - торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью. Праздник Пасхи, которому предшествует Великий пост, каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день. Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Пасха, Вознесение и Троица) тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными. Другие двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение, Сретенье и др.) имеют постоянную дату и называются непереходящими или неподвижными. Дата Пасхи может попадать в период от 22 марта до 25 апреля по ст. стилю. (В XX—XXI веках это соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. стилю). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (7 апреля), то она называется Кириопасха (Господня Пасха). Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую Субботу перед православной Пасхой.
- 1. Знатные предприниматели начала 20 века (купцы Таланцевы, Ефремовы и др.)
- 4. Спортсмены чр
- 5. Образовательные учреждения чр (высшее, среднеспециальные, профессиональные)
- 6. Основы православной культуры
- 7. Музеи Чувашии
- 8. Профессиональная музыка
- 10. Достопримечательности г. Чебоксары
- 11. Обрядность осеннего цикла (Вырма, Аван, Чуклеме)
- 12. Народные музыкальные традиции
- 13. Обрядность весеннего цикла (Саварни, Серен, Манкун, Акатуй)
- 14. Артисты Чувашии
- 15. Обрядность летнего цикла (Симек), Уяв, Синсе, Киремет Карти, Утаси)
- 16. Писатели чр
- 17. Обрядность зимнего цикла (Сурхури, Кашарни, Нартукан)
- 19. Праздники и календарные обряды Чувашей
- 20. Композиторы Чувашии
- 22. Старинный календарь и единицы измерения
- 23. Посуда и утварь Чувашей
- 24. Художники чр
- 25. Одежда и обувь чув. Народа
- 27. Промыслы и ремесла чув. Народа
- 29. Животноводство Чувашей.
- 31. Земледелие чувашей
- 32. Числовая символика в мифах
- 33. Демографическая картина республики
- 34. Чув. Мифология
- 35. Происхождение и расселение чув. Народа
- 36. Чув. Диаспора
- 37. Общее понятие о материальной культуре чувашского народа
- 38. Города и районы Чувашии
- 39. Церкви и монастыри чр
- 40. Духовность и православная культура чувашского народа