logo search
МВХ

2.3 Общие сведения по управлению природопользованием на межрегиональном уровне (в Федеральных округах и бву).

Схема управления в рамках взаимодействия МПР России с другими ведомствами представляет собой пятиуровневую структуру в области государственного управления, использования и охраны водных объектов МПР РФ. Здесь положены следующие основные принципы:

Обеспечение этих принципов возможно при наличии функционирования жесткой, по вертикали пятиуровневой системы управления, а именно:

  1. Водная служба центрального аппарата МПР РФ;

  2. Водные службы в составе департаментов природных ресурсов федеральных округов (ДПР);

  3. Бассейновые водные управления (БВУ);

  4. Водные службы в составе субъектов РФ (ГУПР; УПР; ООС) по области, республики и т.д.;

  5. Федеральные государственные учреждения (ФГУ), созданные для управления хозяйственными, исполнительными водными объектами, их изучение и восстановление.

В каждом из 7 федеральных округов имеются департаменты природных ресурсов, в состав которых входит водная, лесная, геологическая служба и служба ОПС. Они контролируют деятельность БВУ в пределах территории округа. На бассейновом и международном уровне водными ресурсами управляют БВУ, которые имеют бассейновые советы, положения о которых утверждает правительство РФ. На уровне субъектов РФ водными ресурсами управляют ГУПР (УПР) и ООС по областям, которые имеют в подчинении МПР РФ, взаимодействуют с соответствующими ДПР и БВУ. На местном уровне имеются районные комитеты по охране природы, которые взаимодействуют с районными самэпидемслужбами , районными инспекциями, районными штабами ГО и ЧС , а так же с районными казначействами, которые в свою очередь подчиняется не только по иерархии, по органам местного самоуправления.

Общие положения и задачи БВУ.

В настоящеевремя в МПР России имеется 17 бассейновых водных управлений: Уральское, Амурское, Верхне - Волжское, Верхне - Обское, Донское, Енисейское, Западно - Каспийское, Камское, Кубанское, Московско-Окское, Невско - Ладожское, Нижне - Волжское.

Бассейновое водное управление (Управление) является специально уполномоченным государственным территориальным (бассейновым) органом МПР России межрегионального уровня, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в области использования и охраны водных объектов в пределах бассейна водного объекта или его части.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Водным Кодексом Российской Федерации, другими федеральными конституционными и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также приказами, распоряжениями и указаниями МПР России и специальным Положением о БВУ.

Управление осуществляет возложенные на него Министерством полномочия непосредственно и координирует деятельность территориальных органов МПР России в пределах бассейна водного объекта.

Основные задачи Управления:

их водных ресурсов в пределах бассейна водного объекта; обеспечение

органов государственной власти Российской Федерации и Субъектов

Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения информацией

о состоянии водных и водохозяйственных объектов;

Федерации выполнения обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации

и участия в международных организациях и международных договорах в

области использования и охраны водных pecypcoв трансграничных (пограничных)

водных объектов в пределах их бассейнов.

Основные функции БВУ

  1. Планирует рациональное использование водных ресурсов, водных объектов включая установление субъектам Российской Федерации лимит водопользования (водопотребления и водоотведения) в пределах бассейнов водных объектов.

  2. Участвует в составлении прогнозов состояния водных объектов разрабатывает схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов , водохозяйственные балансы в пределах бассейна водного объекта.

  3. Участвует в разработке государственных целевых программ по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов водообеспечению населения и объектов экономики, по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод, государственных прогнозов и программ социально-экономического развития территорий, расположенных в бассейне водного объекта.

  4. Организует эксплуатацию водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений, отнесенных в установленном порядке к ведению Управления, осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм н правил безопасности гидротехнических сооружений, а также условий лицензий на осуществление деятельности по эксплуатации гидротехнических сооружений в пределах своей компетенции, организует и осуществляет государственный контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.

  5. В пределах компетенции выдает, регистрирует, приостанавливает действие и аннулирует в установленном порядке лицензии на водопользование, регистрирует договоры на пользование водными объектами, согласовывает места размещения хозяйственных и иных объектов, а также осуществление всех видов работ на водных объектах и в их водоохранных зонах.

  6. Осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением требований водного законодательства Российской Федерации, стандартов, нормативов правил и иных правовых актов, имеющих обязательную силу для всех пользователей водными объектами, при проведении всех видов работ, связанных с использованием и охраной водных объектов.

  7. Совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской

Федерации организует подготовку и заключение бассейнового соглашения

о восстановлении и охране водных объектов, участвует в контроле за

его реализацией, а также организует и обеспечивает деятельность

Бассейнового совета.

  1. Организует разработку в пределах своей компетенции и утверждает нормативы предельно-допустимого вредного воздействия на водные объекты.

  2. Обеспечивает в установленном порядке разработку и осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов, установлению водоохранных зон и соблюдению режима хозяйственной деятельности в пределах этих зон.

  3. Организует разработку, согласование и представление на утверждение в Министерство природных ресурсов Российской Федерации правил эксплуатации водохранилищ и осуществляет государственный контроль за их соблюдением.

  4. Устанавливает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации режимы наполнения и сработай водохранилищ, пропуска паводков на водных объектах, специальных попусков в нижние бьефы гидроузлов и осуществляет государственный контроль за их соблюдением.

  5. Участвует совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенными в пределах бассейна водного объекта, в межрегиональном распределении и перераспределении водных ресурсов на основе прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, программ и водохозяйственных балансов.

  6. Подготавливает предложения по определению порядка взимания платы за пользование водными объектами, в т.ч. по определению доли поступления сумм платы в бюджет соответствующих субъектов Российской Федерации, расположенных на территории двух и более субъектов Российской Федерации, предусмотренных федеральным законодательством, и контролирует их исполнение.

  7. Осуществляет в установленном порядке формирование и ведение Российского регистра гидротехнических сооружений, государственного водного кадастра, мониторинга водных объектов и государственного учета вод и их использования.

  8. Осуществляет в установленном порядке государственный надзор за

безопасностью гидротехнических сооружений и утверждает

декларации безопасности гидротехнических сооружений.

  1. Организует во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработку и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, предотвращению и ликвидации вредного воздействия вод, аварийного загрязнения вод, осуществление противопаводковых мероприятий, регулирует деятельность по использованию паводкоопасных территорий в пределах компетенции.

  2. Проводит в установленном порядке государственную экспертизу предпроектной

и проектной документации на строительство и реконструкцию водохозяйственных

и других объектов, влияющих на состояние водных объектов и их

водоохранных зон, расположенных в зоне деятельности Управления.

  1. Участвует в разработке и реализации комплекса мероприятий по межгосударственному использованию и охране водных ресурсов трансграничных водных объектов в пределах их бассейна.

  2. Осуществляет функции государственного заказчика на проведение проектных

и строительных работ в области водного хозяйства в пределах своей компетенции.

  1. Участвует в разрешении споров по вопросам использования и охраны водных объектов между субъектами Российской Федерации в зоне своей деятельности.

  2. Организует работу по составлению реестра водных объектов на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах бассейна водного объекта.

  3. Организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и осуществляет координацию научных исследований по вопросам, входящим в его компетенцию.

  4. Контролирует соответствие федеральному законодательству законов

субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов, разработанных в развитие Водного кодекса Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, территории которых расположены в пределах бассейна водного объекта.