2 Система управления водными ресурсами в рамках мпр России.
2.1 Общие сведения, структура существующего центрального аппарата МПР и Э РФ, задачи и функции МПР РФ в области управления использованием и охраной водного фонда, в области обеспечения деятельности министерства и его подведомственных территориальных органов и организаций.
Положение о МПР РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среду их обитания, в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы. МПР России осуществляет координацию и контроль деятельности через подведомственные ему:
Федеральную службу (ФС) по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
ФС по надзору в сфере природопользованию;
ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору;
Федеральное агентство водных ресурсов (ФАВР);
Федеральное агентство по недропользованию.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Сведения о структуре центрального аппарата Министерства природных ресурсов и экологии РФ представлены в таблице 1.
Таблица 1
Структура центрального аппарата Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
| Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации |
|
| Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации | -3 |
| Статс-секретарь - заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации | - 1 |
| Помощник (советник) Министра | -7 |
Структурные подразделения | ||
№ п/п | Наименование | Количество единиц |
1. | Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности | 51 |
2. | Департамент государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования | 52 |
3. | Департамент государственной политики и регулирования в области технологической и атомной безопасности | 35 |
4. | Департамент государственной политики и регулирования в области водных ресурсов и безопасности ГТС | 35 |
5. | Правовой департамент | 60 |
6. | Департамент управления делами и кадров | 99 |
7. | Департамент экономики и финансов | 71 |
8. | Департамент международного сотрудничества | 35 |
Сейчас выделены управленческие функции в области использования природных ресурсов, т.е. их эксплуатации в целях достижения определенных хозяйственных результатов (добыча, переработка и т.п.). Они в основном сконцентрированы в федеральном Министерстве природных ресурсов (Минприроде России).
Министерство природных ресурсов РФ является органом, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Оно является государственным органом управления государственным фондом недр, а также специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. В пределах своей компетенции министерство специально уполномочено и на охрану окружающей природной среды.
Министерство осуществляет свои полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы (в том числе бассейновые управления и подведомственные организации).
Основные задачи Министерства природных ресурсов: управление государственным фондом недр, использованием и охраной водного фонда; проведение государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, использованием и охраной водных объектов; обеспечение потребностей населения и объектов экономики в водных ресурсах; организация противопаводковых мероприятий; организация строительства и эксплуатации водохранилищ и других водохозяйственных объектов комплексного назначения; контроль за исполнением недропользователями и водопользователями условий лицензий.
Функции Министерства природных ресурсов в области управления использованием и охраной водного фонда: разработка государственных целевых программ по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, водообеспечению населения и объектов экономики; установление лимитов водопользования для субъектов Федерации по федеральным водным объектам; выдача и регистрация лицензий на водопользование; обеспечение разработки схем комплексного использования и охраны водных ресурсов; организация эксплуатации водохранилищ и осуществление надзора за безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений водохранилищ независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности; утверждение правил эксплуатации и использования водных ресурсов водохранилищ и осуществление контроля за их соблюдением и т.п.
Минприроды России наделено значительными административными полномочиями. Это утверждение инструкций, правил, методических и нормативно-технических документов по вопросам своей компетенции; осуществление государственного контроля за соблюдением требований законодательства о недрах, водного законодательства организациями независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, гражданами и дача обязательных для исполнения предписаний по устранению нарушений установленного режима пользования водными объектами и недрами; прекращение, приостановление или ограничение пользования участками недр и водными объектами; рассмотрение дел об административных правонарушениях.
Решения Минприроды России и его территориальных органов обязательны для органов исполнительной власти, недро- и водопользователей.
Существуют и иные исполнительные органы, функционально действующие в области природопользования.
Управление водными ресурсами на федеральном уровне осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов (ФАВР), которое является подведомственным МПР РФ.
Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.Федеральное агентство водных ресурсов находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Федеральное агентство водных ресурсов руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
ФАВР организует: 1. территориальное перераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсов подземных водных объектов; 2. осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; 3. осуществление мероприятий по охране водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации, а также по охране морей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществление мер по ликвидации последствий указанных явлений; 4.осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству; 5. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд; 6. осуществляет функции государственного заказчика межгосударственных, федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства;
ФАВР ведает в порядке, установленном законодательством РФ:
Государственным водным реестром, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования;
Российским регистром гидротехнических сооружений.
ФАВР осуществляет: 1. в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности; 2. разработку и реализацию в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов; 3. государственный мониторинг водных объектов и организацию его проведения; 4. разработку автоматизированных систем сбора, обработки, анализа, хранения и выдачи информации о состоянии водных объектов, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вод по Российской Федерации в целом, отдельным ее регионам, речным бассейнам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 5. предоставление водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации, или частей таких водохранилищ, морей или их отдельных частей в пользование на основании договора водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование; 6. гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации; 7. устанавливает режимы пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ; 8. предоставляет в установленном порядке заинтересованному лицу сведения из государственного водного реестра или в письменной форме направляет ему мотивированный отказ в предоставлении таких сведений; 9. осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса; 10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций; 11. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности; 12. осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок; 13. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; 14. обеспечивает мобилизационную подготовку Агентства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении организаций по мобилизационной подготовке; 15. организует профессиональную подготовку работников Агентства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; 16. осуществляет в установленном порядке работу по комплектованию, хранению и учету архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства; 17. организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в сфере деятельности Агентства; 18. осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
ФАВР имеет право:
1. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства; 2. запрашивать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам сферы деятельности Агентства; 3. привлекать для проработки вопросов сферы деятельности Агентства научные и иные организации, ученых и специалистов; 4. создавать совещательные и экспертные органы для обсуждения актуальных вопросов сферы деятельности Агентства.
Федеральное агентство водных ресурсов не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Агентства не распространяются на полномочия руководителя Агентства по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Агентства, контролю деятельности в возглавляемом им Агентстве (его структурных подразделениях).
Организация деятельности.
Федеральное агентство водных ресурсов возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Руководитель Федерального агентства водных ресурсов несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Агентство функций. Руководитель Федерального агентства водных ресурсов имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации по представлению руководителя Агентства. Количество заместителей руководителя Федерального агентства водных ресурсов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Руководитель Федерального агентства водных ресурсов: 1. распределяет обязанности между своими заместителями; 2. представляет Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации: - проекты положения об Агентстве и положений о его территориальных органах; - предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников аппарата Агентства; - предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Агентства, а также руководителей территориальных органов Агентства; - ежегодный план и показатели деятельности Агентства, а также отчет о его деятельности; 3. утверждает положения о структурных подразделениях Агентства; 4. в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Агентства; 5. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Агентстве; 6. утверждает структуру и штатное расписание аппарата Агентства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание аппарата Агентства в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; 7. утверждает структуру, штатную численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Агентства в пределах, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах ассигнований, предусмотренных на соответствующий период в федеральном бюджете; 8. назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных учреждений и иных организаций, заключает, изменяет, расторгает с указанными руководителями трудовые договоры; 9. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства. 10. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федерального агентства водных ресурсов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. 11. Федеральное агентство водных ресурсов является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. 12. Место нахождения Федерального агентства водных ресурсов - г. Москва.
Структура Федерального агентства водных ресурсов.
В его состав входят четыре управления, включающие по 4-5 отделов.
Федеральное агентство водных ресурсов, как и другие агентства МПР России, а также Федеральную службу по надзору в сфере природопользования возглавляют руководители, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Правительством РФ по представлению министра природных ресурсов РФ. Федеральные агентства и федеральная служба в финансовом отношении не зависят друг от друга, а также от МПР России.
Федеральному агентству водных ресурсов непосредственно подчиняются следующие территориальные органы управления (кроме бассейновых водных управлений):
комитет внутренних морских вод и территориального моря «Мор-комвод»;
комитет водных ресурсов оз. Байкал «Байкалкомвод»;
проектные и научно-исследовательские институты;
эксплуатационные предприятия («Центрводхоз», «Берег», дирекция единого заказчика), а также несколько других государственных организаций специального назначения (ФГУ «Центр Росводинфо»; ГФУ «Возрождение Волги»; ГЦ «Водохозяйственный мониторинг»; ФГУ «Азовморинформцентр»; исполнительная дирекция водохозяйственных программ по бассейну р. Томь).
- Кафедра управления водохозяйственным производством курсовая работа
- «Система управления водным фондом и мелиорированными землями, проектирование территориального органа и оценка уровня управляемости»
- Содержание.
- 2 Система управления водными ресурсами в рамках мпр России.
- 2.2 Взаимодействие мпр России с другими федеральными ведомствами на различных уровнях
- 2.3 Общие сведения по управлению природопользованием на межрегиональном уровне (в Федеральных округах и бву).
- Управление и структура бву.
- 3. Система управления мелиорацией земель в России
- 3.1. Общие сведения, основные задачи, функции, права и организация работы Департамента мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Минсельхоза рф
- Организация деятельности
- 3.2. Пути совершенствования системы управления государственным фондом мелиорированных земель в России
- 3.3. Территориальный орган управления в области мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению Воронежской области (Управление «Воронежмелиоводхоз»).
- Сведения о состоянии водных ресурсов в Воронежской области по данным Государственного Водного Кадастра
- Основные показатели водопотребления и водоотведения по рф за 1998 год
- Ресурсы речного стока рф
- Показатели объемов сброшенных сточных вод и содержащихся в них загрязняющих веществ по рф
- Интенсивность использования водных ресурсов Российской Федерации
- Наличие орошаемых и осушенных сельхозугодий на 01.01.2010. По Российской Федерации, тыс. Га
- Балансовая стоимость мелиоративных систем на 01.01.2009, млн. Руб
- Протяжённость мелиоративной сети, тыс. Км
- Протяжённость трубопроводов и потребность в замене, км
- Гидротехнические сооружения, тыс. Шт.
- Наличие насосных станций, шт
- Дождевальные машины, шт
- Распределение речного стока по бассейнам с площадями водосбора более 100 тыс. Км2
- Густота речной сети по федеральным округам
- Водный баланс основных речных бассейнов России
- 4. Структура и численность фгу «Воронежмелиоводхоз» и его филиала.
- 4.1Численность фгу и их филиалов.
- Единая тарифная сетка федерального значения для составления штатного расписания руководства фгу и их филиалов, действующих в области мелиорации земель.
- Штатное расписание аппарата Управления по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению Воронежской области.
- 4.2 Штатный состав работников Россошанский фл фгу «Управление «воронежмелиоводхоз»
- 4.3 Проект устава фгу территориального органа.
- 5. Анализ управляемости фгу «Управление Воронежмелиоводхоз» в разрезах: принятия решений, достижения целей, оценки потенциала управляемости
- Общие сведения об анализе управляемости в системе управления
- Анализ управляемости по критерию принятия решений
- Анализ управляемости по целям
- Оценка потенциала в системе управления
- Т.К. 0.749, то в системе имеются резервы улучшения управляемости.
- Выводы: