logo
МВХ

3.2. Пути совершенствования системы управления государственным фондом мелиорированных земель в России

Последнее десятилетие характеризуется глубоким кризисом водного хозяйства в России. Выстроенная структура управления мелиорацией и водным хозяйством претерпела необоснованные изменения. Появился комплекс разрозненных структурных объединений с различными организационно-правовыми формами, зачастую с противоречивыми интересами.

В области мелиорации до недавнего времени (2000-2002гг.) состав и численность государственных предприятий (ГП) и учреждений (ГУ), подведомственных Управлению по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению составило всего– 648; организаций - 631, Государственных предприятий - 165, Государственных учреждений - 466.

Показатели основных сооружений мелиоративных объектов федеральных учреждений Управления по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению, а также их балансовую стоимость можно проиллюстрировать следующим образом.

В настоящее время практически нет проблемы обеспечения водой для орошения мелиорированных земель, так как дефицит составляет в целом по России всего 1,4 %.

Основными проблемами, характеризующими современное состояние мелиорированных земель, являются:

В рамках вышеизложенных обстоятельств и в соответствии с планом реорганизации системы управления государственными унитарными предприятиями было решено реструктуризировать подведомственные государственные предприятия следующим образом:

  1. Количество ФГУ, представляющих собой органы управления по субъектам довести до 75 единиц.

  2. Сохранить из общего числа действующих 165 ГП в форме федеральных, государственных унитарных предприятий (ФГУП) около 25%.

  3. Преобразовать порядка 30 ГП в ГУ.

  4. Около 20 организаций передать соответствующим субъектам РФ.

  5. Порядка 50 организаций преобразовать в АО.

  6. В субъектах организовать филиалы организации.

С учётом создания дополнительных территориальных органов и проведения реконструкции системы предусмотрено, что структура управления мелиорации земель изменится и непосредственно на Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению будут выходить 143 организации (вместо 631).

Переоформлены уставы ГУ и ГП. Целесообразно подтверждается тем, что при бюджетном финансировании ремонтных работ через ГП на контрактной основе эти работы обходятся на 30-40% дороже, чем при выполнении этих работ государственными учреждениями.

Таким образом, управляемость в системе управления Управлением по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению значительно повышается при экономии бюджетных средств. Для финансирования этой системы требуется создание и изменение нормативно–правовой базы, регламентирующей деятельность организации.