logo
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ ИВАНОВА

Содержание

Введение

Рабочая программа

Распределение учебной нагрузки по учебному плану

Тема 1. Основные положения и понятия в природопользовании

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 1

Тема 2. Природная среда

  1. Образование биосферы и её строение

  2. Круговорот веществ и энергии в природе

  3. Роль и место человека в биосфере

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 2

ТемаЗ. Вода как составная часть биосферы

  1. Основные качества воды в литосфере

  2. Загрязнение воды и его последствия

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 3

Тема 4. Атмосфера Земли

  1. Значение и свойства атмосферы

  2. Строение и состав атмосферы

  3. Загрязнение атмосферы и его нормирование

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 4

Тема 5. Почвы

  1. Значение почв, их состав и свойства

  2. Разрушение и загрязнение почв

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 5 .,

Тема 6. Качество окружающей среды и его нормирование

  1. Оценка качества окружающей среды

  2. Нормирование качества окружающей среды

  3. Нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия

  1. Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных воз­действий

  2. Комплексные нормативы качества окружающей среды в природопользовании

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 6.

Тема 7. Мониторинг загрязнения и методы контроля качества

окружающей среды

  1. Мониторинг загрязнения окружающей среды

  2. Методы мониторинга окружающей среды

  3. Методы почвенного мониторинга

  4. Методы контроля за уровнем загрязнения вод

  5. Методы контроля степени загрязнения атмосферы Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 7.

Тема 8. Основные виды природопользования и их сущность

  1. Виды и формы природопользования

  1. Лицензирование права деятельности в природопользовании

  1. Лимитирование природопользования

  2. Договорные формы в природопользовании

  1. Экологическая экспертиза проектов природопользования

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний

по теме 8.

Тема 9. Основы рационального природопользования

  1. Природные ресурсы и их классификация

  1. Планирование, управление и прогнозирование использования природных ресурсов

  2. Основные принципы рационального природопользования

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 9.

Тема 10. Природозащитные мероприятия

  1. Классификация и основные направления природозащитных мероприятий

  2. Биотехнологии охраны окружающей среды

  3. Использование возобновляемых источников энергии в области защиты окружающей среды

  4. Основные направления развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 10

Тема 11. Глобальные природные и техногенные катастрофы на рубеже XX-XXIbb

  1. Чернобыльская катастрофа

  2. Катаклизм на Саяно-Шушенской ГЭС

  3. Техногенная катастрофа в Мексиканском заливе

  4. Природный катаклизм в Исландии

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 11

Тема 12. Международное сотрудничество в области природо­пользования

  1. Национальные и международные природные ресурсы

  1. Глобальные экологические проблемы

  1. Направления и формы международного сотруд­ничества

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний поb теме 12

Тестовые вопросы для самоконтроля уровня знаний

Термины и понятия, применяемые в природопользовании

Литература

Приложение. Ответы на тестовые вопросы

ВВЕДЕНИЕ

Одной из центральных проблем, изучаемых современной наукой, является проблема взаимоотношения общества и приро­ды. В процессе этого взаимоотношения человек, используя необ­ходимые ему природные богатства (ресурсы), одновременно ока­зывает глубокое, часто негативное воздействие на окружающую среду. В настоящее время при всё возрастающем антропогенном давлении такое воздействие испытывают природные системы различного уровня — от локального до планетарного. В результа­те человечество вынуждено решать чрезвычайно сложную задачу: как при эффективном использовании природных ресурсов на­нести наименьший ущерб самой природе. Потребность в реше­нии этой задачи привела к возникновению междисциплинарного научного направления (специальной дисциплины), получившего название «природопользование».

Назначение природопользования как научной дисциплины состоит в поиске и разработке таких принципов и путей оптими­зации взаимоотношений общества и окружающей среды, кото­рые способствуют удовлетворению материальных потребностей людей, сохранению и воспроизведению благоприятной для них внешней среды. Поиск оптимальных решений сопряжён с боль­шими усилиями представителей многих наук — естественных, технических, экономических, общественных. Поэтому курс «Ос­новы природопользования» читается студентам высших учебных заведений различного профиля, в том числе и студентам направ­ления подготовки 120700 «Землеустройство и кадастры» в соот­ветствии с положениями ГОС ВПО РФ.

Сибирь является азиатской составляющей территории Рос­сии. Она была присоединена к России в XVI—XVII вв., когда сна­чала Сибирское ханство, а затем другие княжества, располагав­шиеся здесь, получили российское подданство и защиту. Эта огромная часть территории России простирается от Урала на за­паде до горных хребтов тихоокеанского водораздела на востоке и от берегов Северного Ледовитого океана на севере до степей Ка­захстана и границы с Монголией на юге. Площадь территории, занимаемая Сибирью, составляет около 10 млн км2, это 58,6% от общей площади России — 17,075 млн км2. При этом в Сибири проживает примерно 30 млн человек, т.е. по плотности — 3 чело­века на 1 км2.

Большая часть Сибири сложена многолетнемёрзлыми грун­тами на глубину до 800 м, а также островной мерзлотой. Климат Сибири суровый, резко континентальный, со средней темпера­турой воздуха в январе от минус 20 до минус 48 °С.

Вопросам природопользования Сибири отводится особая роль как в рамках региона, так и России и в планетарном масштабе. Деление Сибири на Западную и Восточную дифференцирует принципы природопользования в соответствии с её природно-климатическими особенностями и хозяйственным использова­нием природных ресурсов.

Западная Сибирь представлена Западно-Сибирской равниной (Западно-Сибирская низменность) площадью около 3,75 млн км2. Она относится к самым большим равнинам земного шара и име­ет высотные отметки от 50 до 300 м над уровнем моря. Данная территория находится в границах, определённых на западе Уральскими горами, на востоке — долиной р. Енисей, на севере Карским морем и на юге — границей с Казахстаном. Её поверх­ность слабо расчленена моренными холмами и гривами. В преде­лах этих расчленений выделяется Васюганская равнина (с болота­ми глубиной до 9 м), Барабинская, Ишимская и Кулундинская степи, по большей части распаханные.

Территория Западной Сибири покрыта густой сетью рек (около 2 тыс. наименований), главными из которых являются

Обь, Иртыш, Енисей, а также многочисленными озёрами, в том числе большими — Чаны и Убинское. На этой территории осваи­вают крупнейшие месторождения нефти и природного газа За­падно-Сибирской нефтегазоносной провинции.

Восточная Сибирь простирается от широтной долины р. Енисей вплоть до тихоокеанского побережья, представлена обширными территориями плоскогорий, нагорий, низменно­стей, горных хребтов Саян, Прибайкалья и Забайкалья, системой горных массивов Северо-Восточной Сибири (Верхоянский, Ста­новой и др.).

Территория Восточной Сибири также покрыта густой сетью рек, главными из которых являются Енисей, Лена и Амур. Здесь расположено озеро Байкал — самый древний, глубокий и боль­шой внутренний водоём, крупнейший резервуар пресной во­ды на Земле. На этой территории расположены круп­ные водохранилища пресной воды, такие как Красноярское, Братское, Вилюйское, Зейское, используемые для получения электроэнергии, запасов питьевой воды и защиты от наводне­ний.

Эта территория со своими горно-экономическими района­ми и структурными особенностями является основным сырье­вым бассейном России. Здесь расположены Ангаро-Илимский железорудный бассейн, крупнейшие Ленский, Тунгусский, Ир­кутский, Канско-Ачинский, Кузнецкий и Южно-Якутский угольные бассейны, а также Якутское (Алдан), Дарасунское, Ба-лейское и Колымское месторождения золота и месторождения свинца, цинка, никеля, вольфрама, алмазов, серебра и др. Здесь располагается территория тайги с большей частью хвойных и смешанных лесов, простирающихся на 1 тыс. км в ширину и 4,8 тыс. км в длину.

В учебном пособии сделана попытка отразить сибирские проблемы природопользования в свете региональных, россий­ских и общепланетарных проблем.

Цель учебного пособия «Основы природопользования» со­стоит в изучении теоретических основ и ознакомлении студентов

с современным состоянием природной среды, её антропогенными изменениями, основными принципами и методами рациональ­ного использования естественных ресурсов и предотвращения или ослабления отрицательных последствий их эксплуатации, а также разумного освоения и преобразования природных условий и ресурсов.

Настоящее издание предназначено для изучения и самостоя­тельной работы студентов заочной формы обучения по направ­лению подготовки 120700.62 «Землеустройство и кадастры» и может быть полезно студентам, обучающимся по смежным спе­циальностям и другим формам обучения.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебной дисциплине «Основы природопользования» по на­правлению подготовки по ГОС ВПО 120700.62 «Землеустройство и кадастры» по профилю «Городской кадастр», квалификация (степень) «бакалавр».

Факультет геоинформационных технологий и кадастра.

Выпускающая кафедра геоинформатики и кадастра.

Учебный план набора 2011 г. и последующих лет.

Курс 3-й, семестр 5—6-й.

Распределение учебной нагрузки по плану

Курс

курс

Курс

семестр

Количество недель

Нагрузка в семестре

Курсовое проектирование

Отчетность

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

КП

КР

Экзамен

Зачет

Зачет

3

5

4

-

-

-

-

-

-

-

-

6

10

10

-

46

2

-

-

-

+

ИТОГО

14

10

-

46

2

-

-

-

-

Занятия в аудитории, ч

26

Самостоятельная работа, ч

46

Всего по плану, ч

72

Всего по ГОСТ, ч

72