2.3. Роль и место человека в биосфере
При изучении этого вопроса следует усвоить, что развитие биосферы связано с появлением на Земле человека и определилось его присутствием как биологического вида.
Жизнь живых организмов, в том числе и человека, невозможна без окружающей среды, без природы. Человеку, как и всему живому на Земле, свойственны обмен веществ с окружающей средой, в том числе с его компонентами: растительностью, насекомыми, животными, микроорганизмами. Организм человека входит в глобальный круговорот веществ. Он подвержен влиянию суточных и сезонных ритмов, реагирует на сезонные изменения окружающей температуры, интенсивность солнечной радиации.
Человек — часть природы. Благодаря эволюционному развитию биологических систем человек подошёл к той грани, за которой открылись его социальные возможности в эволюции. Сегодня человек является частью особой социальной среды — общества. Человек обладает уникальной способностью самопознания, познания и преобразования окружающего мира.
Человек как живое существо и человеческий род как совокупность индивидов подчиняются законам экосистемы и экосферы. Специфика экосистемы «человек — окружающая среда» определяется не только физическими и биологическими факторами, но также социально-экономическими условиями, которые по мере развития общества приобретают всё большее значение в отношениях человека и природы. В процессе целесообразной трудовой коллективной деятельности человек воздействует на природу, меняет способы организации своей жизни, создаёт особые формы общественных отношений.
Биологический обмен веществ между человеком и природой сохранился. Природа остаётся постоянным условием жизни человека и развития общества. Однако в результате производственной деятельности возник новый процесс обмена веществ и энергии между природой и обществом. Этот обмен носит техногенный характер и называется антропогенным, или социальным, обменом веществ и энергии.
Антропогенный обмен существенно изменяет общепланетарный круговорот веществ, резко ускоряя его. Он отличается от биотического круговорота своей незамкнутостью, носит открытый
характер [26]. На входе антропогенного обмена находятся природные ресурсы, а на выходе — производственные и бытовые отходы. Экологическое несовершенство антропогенного обмена заключается в том, что коэффициент полезного использования природных ресурсов, как правило, чрезвычайно низок, а отходы производства ухудшают природную среду, многие из них не разлагаются до природного состояния. В период научно-технического прогресса на стадии его интенсификации масштабы и скорость антропогенного обмена резко возрастают, вызывая заметные напряжения в биосфере.
До появления человека равновесие биосферы определяли пять энергетических факторов, в том числе солнечная радиация, сила гравитации, тектонические силы, химическая энергия (окислительно-восстановительные процессы), биогенная энергия (фотосинтез у растений, хемосинтез у бактерий, усвоение и окисление пищи у животных, размножение и продуктивность у биомассы).
Круговорот веществ в природе подразумевает общую согласованность места, времени и скорости процессов по уровням от популяции до биосферы. Такую согласованность явлений природы называют экологическим равновесием, но это равновесие подвижное и динамичное [25].
В процессе своей деятельности человек постоянно воздействует на экосистему в целом или на её отдельные звенья, например при отстреле животных, вырубке деревьев, загрязнении природной среды. Не всегда и не сразу это ведёт к распаду всей системы, нарушению её стабильности. Но сохранение системы не означает, что она осталась неизменной. Система трансформируется, и оценить эти изменения крайне сложно.
В настоящее время на Земле практически не осталось экосистем, не подверженных влиянию человека. При изучении этого вопроса следует учитывать, что всякое вмешательство человека отрицательно влияет на процессы круговорота. Например, вырубка лесов или нарушение процессов ассимиляции веществ растениями в результате загрязнений приводят к снижению ин- тенсивности усвоения углерода. Избыток органических элементов в воде, возникающий по причине промышленных стоков, вызывает загнивание водоёмов и перерасход растворённого в воде кислорода, что препятствует развитию аэробных (потребляющих кислород) бактерий. Сжигая ископаемое топливо, фиксируя атмосферный азот в продуктах производства, связывая фосфор в детергентах (синтетические моющие средства), человек нарушает круговорот элементов.
Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 2
Подраздел 2.1
Перечислите отрасли знаний, которые изучают вопросы биосферы.
Назовите основоположников теории биосферы.
Каково строение биосферы на Земле?
Почему биосферу рассматривают как грандиозную равновесную систему в круговороте веществ и энергии?
Что является источником энергии для биосферы и по каким направлениям она расходуется?
Перечислите основные группы организмов биоценоза.
Назовите два основных пути создания органического вещества в биосфере.
Приведите химическую зависимость процесса фотосинтеза в природе.
Подраздел 2.2
Какие процессы включает в себя круговорот веществ в биосфере?
Какие процессы происходят в большом круговороте веществ?
Какие процессы происходят в малом круговороте веществ?
На каком уровне происходит малый круговорот в биосфере?
Какие процессы происходят с веществами в ходе биохимического цикла?
Какие группы организмов участвуют в круговороте биохимического цикла?
Какие вещества потребляют и выделяют продуценты?
Что понимают под термином «продуктивность экосистемы»?
Какой путь в малом круговороте веществ проходит углерод и как долго?
Какой путь проходит углерод в большом круговороте и как долго?
Как долго в большом круговороте участвует азот?
Какой путь в круговороте проходит вода?
Подраздел 2.3
В какой круговорот веществ и энергии входит организм человека?
Как называют круговорот веществ и энергии между природой и обществом?
Каким глобальным законам природы подчиняется человек в своей деятельности?
Как называют согласованность явлений в круговороте веществ и энергии в природе?
Всегда ли деятельность человека на Земле и космосе приводит к распаду и нарушению стабильности экосистемы?
Подвержен ли человек влиянию суточных и сезонных ритмов природы?
- Содержание
- Тема1 основные положения и понятия в природопользовании
- Тема 2 природная среда
- 2.1. Образование биосферы и её строение
- 2.2. Круговорот веществ и энергии в природе
- 2.3. Роль и место человека в биосфере
- 3.2. Загрязнение воды и его последствия
- Тема 4 атмосфера земли
- 4.1. Значение и свойства атмосферы
- 4.2. Строение и состав атмосферы
- 4.3. Загрязнение атмосферы и его нормирование
- Тема 5 почвы
- 5.1. Значение почв, их состав и свойства
- 5.2. Разрушение и загрязнение почв
- По теме 5
- Тема 6 качество окружающей среды и его нормирование
- 6.1. Оценка качества окружающей среды
- 6.2. Нормирование качества окружающей среды
- 6.3. Нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия
- 6.4. Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных воздействий
- 6.5. Комплексные нормативы качества окружающей среды в природопользовании
- 7.2. Методы мониторинга окружающей среды
- 7.3. Методы почвенного мониторинга
- 7.4. Методы контроля за уровнем загрязнения вод
- 7.5. Методы контроля степени загрязнения атмосферы
- 8.1. Виды и формы природопользования
- 8.2. Лицензирование права деятельности в природопользовании
- Тема 9 основы рационального природопользования
- 9.1. Природные ресурсы и их классификация
- 9.2. Планирование, управление и прогнозирование использования природных ресурсов
- Тема 10
- 10.1. Классификация и основные направления природозащитных мероприятий
- 10.2. Биотехнологии охраны окружающей среды
- 10.3. Использование возобновляемых источников энергии в области защиты окружающей среды
- 10.4. Основные направления развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий
- Тема 11
- 11.2. Катаклизм на Саяно-Шушенской гэс
- 11.3. Техногенная катастрофа в Мексиканском заливе
- 11.4. Природный катаклизм в Исландия
- Тема 12 международное сотрудничество в области природопользования
- 12.1. Национальные и международные природные ресурсы
- 12.2. Глобальные экологические проблемы