22. Вероятные последствия глобальных изменений климата.
Согласно исследованиям климатологов, увеличение концентрации углекислого газа в два раза должно приводить к увеличению температуры приземного слоя на 2—4 °С. Учитывая наиболее вероятное изменение содержания С02 в атмосфере, можно предположить, что к середине следующего века произойдет увеличение средней глобальной температуры на 1,5—2 °С. С учетом влияния других парниковых газов эта величина возрастет еще примерно на градус. В результате получается, что к 2050 г. можно ожидать увеличения средней глобальной температуры приземного слоя воздуха на 2—3°, а к 2100 — на 3—4 °С по сравнению с уровнем 1970 г.
В связи с ожидаемым увеличением средней глобальной температуры сразу встает вопрос: как эти изменения повлияют на температуру отдельных территорий в различные периоды года? В соответствии с данными многочисленных исследований, потепление должно быть более сильным в высоких широтах и менее значительным—в низких. Это связано, прежде всего, с тем, что в зоне полярного бассейна начинает работать механизм так называемой положительной обратной связи между температурой и площадью морских льдов. Рост температуры приводит к сокращению площади льдов, что уменьшает альбедо земной поверхности и, увеличивая количество поглощенной солнечной радиации, способствует дополнительному росту температуры и усилению таяния льдов. В принципе, потепления на 2—3 °С может быть достаточно для того, чтобы этот процесс прошел до конца, то есть до полного превращения многолетних арктических льдов в однолетние, после чего последние, по мнению ряда ученых, могут исчезнуть совсем (то есть льда в Арктике не будет даже зимой Кроме температуры, важнейшей характеристикой климата является количество атмосферных осадков. Какие изменения произойдут в режиме увлажнения различных территорий при потеплении? К сожалению, уровень наших знаний не позволяет говорить об этом с большой уверенностью. В настоящее время считается, что при существующих масштабах потепления в ближайшие десятилетия количество осадков в степной зоне Евразии и Америки изменится мало, причем может немного уменьшиться; в то же время на севере, в районе тайги и, отчасти, широколиственных лесов количество осадков скорее всего возрастет. Для значительного же потепления, ожидающегося к 20—30 гг. XXI в., должно происходить увеличение количества осадков на всей территории нашей страны.
Совершенно очевидно, что изменение глобального климата может привести к целому ряду последствий. Прежде всего они коснутся природы, а следовательно повлияют и на жизнь людей. Таких последствий много, но мы с вами рассмотрим только наиболее важные, а именно:
1) Возможное полное таяние арктических льдов (о причинах, приводящих к этому, мы уже говорили);
2) Повышение уровня Мирового океана;
3) Изменения стока рек и уровня озер;
4) Последствия для сельского хозяйства.
Одним из очевидных результатов полного или частичного таяния арктических льдов будет улучшение условий мореплавания в полярных морях, причем через немногие десятилетия возникнет возможность прямых рейсов в свободном от льдов водном пространстве между портами северного побережья Евразии и Канады. Некоторые последствия потепления в странах с холодным климатом будут менее благоприятными. Например, придется решать задачу о сохранении строительных сооружений в областях с вечной мерзлотой. В целом, однако, не подлежит сомнению, что при глобальном потеплении значительно возрастут возможности хозяйственного использования территорий с холодными климатическими условиями.
Повышение уровня мирового океана при глобальном потеплении происходит по двум причинам. Первая — термическое расширение воды. Как известно, объем любого тела при нагревании увеличивается. Значит должен увеличиваться и объем воды верхнего, хорошо перемешанного слоя океана (то есть слоя, в пределах которого на температуре воды сказывается повышение температуры воздуха). Увеличение объема воды, естественно, приводит к повышению ее уровня. Второй причиной, вызывающей рост уровня моря, является таяние малых ледников суши. Расчеты показывают, что для предполагаемого к концу следующего века увеличения температуры воздуха (на 4 °С), повышение уровня океана за счет этих двух факторов составит примерно 80 см.
Вопрос о влиянии больших ледниковых щитов Гренландии и Антарктиды на уровень океана пока не вполне ясен. Сейчас считается наиболее вероятным, что по мере увеличения температуры воздуха объем гренландского ледникового щита будет уменьшаться, в то время как антарктического — расти, так что суммарное воздействие этих двух ледников на уровень моря будет близко к нулю. Вероятно, покажется странным, как при повышении температуры может увеличиваться объем ледника (антарктического). Но дело в том, что ледник — это не просто глыба льда, неподвижно лежащая на определенном месте. Ледник живет своей интересной и сложной жизнью. В течение года на его поверхности выпадает какое-то количество снега, который, постепенно уплотняясь, через некоторое время превращается в лед. За счет этого ледник растет. Но, с другой стороны, какое-то количество льда ежегодно теряется ледником за счет летнего таяния на его границе, сдувания в океан ветрами выпавшего снега, откалывания айсбергов и по ряду других причин. Поэтому, только зная соотношение между процессами накопления и расхода льда, можно говорить о росте или уменьшении общего объема ледника.
Особой заботой ученых является возможность механического разрушения западной части антарктического ледникового щита в процессе глобального потепления. В отличие от восточной, эта часть оледенения Антарктиды опирается не на сушу, а на морское дно (то есть каменное ложе ледника располагается ниже уровня моря). Такие ледники весьма чувствительны к повышению температуры морской воды и могут быстро разрушаться при ее повышении. Если такое произойдет, то это станет настоящей катастрофой для человечества, поскольку уровень океана в этом случае повысится примерно на 5 м, в результате чего многие крупные города (в том числе и Санкт-Петербург) и густонаселенные прибрежные территории в различных частях земного шара будут затоплены. Большинство ученых считает, что процесс разрушения западноантарктического ледникового щита растянется на несколько столетий, однако полной ясности в этом вопросе пока, к сожалению, нет.
Изменения речного стока при потеплении происходят в результате изменения баланса между испарением и количеством осадков на территории водосбора реки. Часть воды, выпавшей в виде осадков на какую-нибудь территорию, испаряется, другая часть идет на увлажнение почвы, а третья — формирует сток. При увеличении температуры испарение возрастает и значит, если не происходит адекватного увеличения количества осадков, уменьшаются запасы влаги в почве (что оказывает существенное влияние на сельское хозяйство) и речной сток. Как мы уже знаем, именно такая ситуация (увеличение температуры без увеличения осадков) возникает в степной зоне при незначительном потеплении. Возможно уменьшение стока рек. Например, для Волги в районе Волгограда он может упасть на 5%. Конечно, для Волги и других больших рек такое уменьшение может и не иметь значения, но для маленьких рек и речушек дело обстоит иначе. Если река — единственный или главный источник пресной воды для деревни или для небольшого города, то уменьшение количества воды в ней может поставить людей в весьма трудное положение, особенно летом (в межень), когда иные речушки могут пересыхать совсем. Таким образом, для этих районов изменения стока рек в первые 10—15 лет окажутся неблагоприятными. В то же время в северных и центральных районах нашей страны, где повышение температуры должно сопровождаться весьма значительным ростом осадков, речной сток будет возрастать или меняться слабо. Ну и, конечно, для больших масштабов потепления, ожидающихся к середине и концу следующего века, можно ожидать увеличения стока рек на всей территории страны.
Все, что касается рек, имеет прямое отношение к уровню озер и запасам воды в водохранилищах. Переходим к важнейшему вопросу о последствиях глобального потепления для сельского хозяйства.
Самым важным следствием изменения климатических условий на планете станет изменение потенциальной продуктивности территорий. Что означает это понятие? Количество полезной сельскохозяйственной продукции, собираемое с единицы площади (иначе говоря, урожайность), зависит от трех основных причин: климата, почвы и применяемой технологии. Изменяя технологию и организацию производства, мы можем увеличивать урожайность, но только до некоторого предела, определенного климатом и почвой. Если у нас слишком холодно или слишком сухо, или почва бедна минеральными веществами (последнее, впрочем, можно улучшить внесением удобрений), то никакая, даже самая совершенная технология и самая оптимальная организация труда не поможет получить высокие урожаи. Таким образом, существует некоторый, природой определенный, максимальный уровень урожайности. Вот его-то мы и называем потенциальной продуктивностью.
С изменением климата потенциальная продуктивность меняется по нескольким причинам. Во-первых, на ее увеличении непосредственно сказывается рост концентрации углекислого газа, поскольку С02 является одним из исходных веществ реакции фотосинтеза. Во-вторых, меняется обеспеченность растений теплом и влагой. При этом на Севере, где в настоящее время главным фактором, ограничивающим природную продуктивность, является температура, потепление будет способствовать увеличению потенциальной продуктивности. А вот на юге, как мы уже говорили, с ростом температуры уменьшаются запасы влаги в почве, что должно привести к уменьшению потенциальной продуктивности. Наконец, в-третьих, на изменение продуктивности должно повлиять нарушение соответствия между климатом территорий и их почвенным покровом. Представим на минутку, что климат районов нынешней тайги стал бы таким, как нынешний климат черноземной зоны. Могли бы мы получать здесь такие же урожаи? Нет, потому что здесь очень бедные почвы, не сравнимые с черноземами. Конечно, этот пример сильно утрирован, поскольку такого значительного потепления пока не ожидается. Но в меньшей степени это явление должно иметь место. Получается, что в одном месте климат благоприятный, да почвы никудышные, а в другом — отличные плодородные почвы, но неподходящий климат. Почему сейчас почвенные и климатические условия примерно соответствуют друг другу? Да потому, что почвы сами формируются под влиянием климата, но происходит этот процесс очень медленно, примерно за тысячу лет. Поскольку климат последних тысячелетий был достаточно стабильным, у почв было время прийти в соответственное ему состояние. Но сейчас климат меняется в течение очень короткого времени, и поэтому соответствие климат — почва существенно нарушается.
Однако изменения климата скажутся не только на потенциальной продуктивности территорий. Изменится также эффективность применяемых агротехнологий. Ведь все технологии адаптируются к условиям данного места. Для того, чтобы технология соответствовала новым климатическим условиям, необходимо ее корректировать, а поскольку из-за разбаланси-ровки соответствия климат — почва могут возникнуть принципиально новые природные условия, ранее не встречавшиеся нигде, во многих случаях технологии придется разрабатывать заново. На разработку и проверку технологий уходит время, в течение которого эффективность земледелия будет снижена. Несколько упрощая, можно сказать, что потенциальная продуктивность определяет возможный на данной территории урожай при оптимальной агротехнологий, а технология — долю (процент) от этой продуктивности, который мы реально используем. Так вот, при изменении климата меняется и одно, и другое, но если продуктивность где-то улучшается, а где-то ухудшается, то эффективность имеющихся технологий уменьшается в любом случае. Даже если, применяя старую технологию, потенциальная продуктивность возрастает, мы не используем в должной мере новые предоставившиеся нам возможности и, следовательно, технология оказывается менее эффективной.
Все сказанное о технологиях относится также и к эффективности использования районированных сортов и культур. В течение многих десятилетий специалисты по селекции растений занимались выведением новых сортов с заданными свойствами, учитывающими почвенно-климати-ческие условия того региона, в котором предполагается использовать эти сорта. Если эти условия изменятся, то выведенные сорта окажутся к ним не приспособленными, соответственно эффективность всего производства снижается.
Перечисленные выше проблемы, связанные с изменением эффективности технологий и районирования сортов, решать не очень легко, но все же возможно. Поскольку мы имеем хотя бы приблизительный прогноз на несколько десятилетий вперед, постольку можно уже сейчас начинать разрабатывать технологии и выводить сорта, приспособленные к предполагаемым условиям будущего. Тогда изменение климата не застанет нас врасплох. Гораздо труднее решать проблемы, связанные с социально-экономической структурой общества.
Издавна люди селились в местах, где были благоприятные условия для жизни: наличие пресной воды, плодородные земли, здоровый климат. На этой территории они строили жилища, дороги, проводили линии электропередач, словом, обустраивались. Поэтому жить в городе или хорошо обустроенном поселке гораздо приятнее и уютнее, чем в лесу или в поле. И вдруг оказывается, что климат изменился, благоприятные условия для жизни находятся теперь в другом месте. Но построили-то мы все здесь, дома и дороги в другое место не перенесешь. Это значит, что многое из того, что было уже сделано нами, придется начинать заново. Экономическая структура общества (то есть где мы живем, чем занимаемся и, соответственно, чему мы учились, может быть, всю свою жизнь и т. д.) не соответствует новой структуре распределения природных ресурсов (а климат и почвы — это тоже ресурс, да еще какой). Решение этих проблем непосредственно связано с изменением всей жизни людей: переселение на новые места, смена рода занятий (переквалификация) и т. д. Именно поэтому эти проблемы — самые трудные.
Подводя итоги, мы можем сделать вывод, что последствия предполагаемого потепления для человечества окажутся отчасти хорошими, отчасти плохими, а отчасти — неясными. В результате многие страны проявляют беспокойство по поводу этих изменений и пытаются принимать меры для предотвращения процесса быстрого потепления планеты прежде всего за счет регулирования промышленных выбросов в атмосферу углекислоты и других парниковых газов.
- 1. Численность популяции как характеристика ее взаимодействия с окружающей средой.
- 3. Классификация и воздействие вредных веществ в воздухе на организм человека.
- 4. Влияние деятельности человека на составные части биосферы.
- 5. Оценка качества воды. Особенности нормирования.
- 6. Экологические проблемы народонаселения.
- 7. Воздействие электромагнитных полей на человека. Особенности нормирования электромагнитных полей.
- 9. Понятие и структура биосферы; влияние деятельности человека на биосферу: прямой результат и вероятные последствия.
- 10. Вредные и токсические вещества в воздухе. Классификация, особенности воздействия на человека, основы нормирования.
- 11. Строение и состав атмосферы; влияние деятельности человека на атмосферу: прямой результат и вероятные последствия.
- 12. Понятие гидросферы; влияние деятельности человека на гидросферу: прямой результат и вероятные последствия.
- 13. Понятие и строение литосферы. Влияние деятельности человека на литосферу. Вероятные последствия.
- 15. Принципы регуляции численности популяции. Экологические показатели.
- 16. Влияние деятельности человека на глобальные изменения климата и разрушение озонового слоя.
- 17. Основы радиационной экологии. Особенности нормирования ионизирующих излучений.
- 18. Влияние крупных человеческих поселений на окружающую среду: вероятные последствия.
- 19. Глобальные проблемы окружающей среды.
- 20. Влияние деятельности человека на литосферу, вероятные последствия.
- 21. Строение и состав атмосферы. Классификация вредных веществ в воздухе. Понятие предельно-допустимых концентраций.
- 22. Вероятные последствия глобальных изменений климата.
- 23. Радиационное загрязнение окружающей среды: вероятные последствия.
- 24. Антропогенное воздействие на гидросферу. Принципы оценки качества питьевой воды.
- 25. Энергетический обмен в организме человека. Баланс энергии.
- 27. Понятие и составные части экологических систем.
- 1.Экологические системы
- 28. Виды пищевых цепей в экологических системах.
- 29. Экологические пирамиды по энергии и биомассе. Понятие качества энергии.
- 30. Влияние природных и антропогенных факторов на рост числа онкологических заболеваний.(вставить р.)
- 31. Живое, косное и биокосное вещество в биосфере.
- 32. Потенциальное воздействие тяжелых металлов на организм человека.(вставить таблицу р.)
- 33. Понятие и составные части экологических систем.
- 34. Понятие и виды пищевых цепей.
- Первая схема:
- Вторая схема:
- 33. Циркуляция веществ в экологических системах: основные закономерности.
- 2.Абиотических процессов.
- 34. Экологические пирамиды как характеристика трофической структуры экологической системы
- 1. По отношению между трофическими уровнями различают следующие понятия:
- 2. Для оценок в пределах одного трофического уровня различают следующие понятия:
- 35. Циркуляция вещества в пищевых цепях. Возможности накопления загрязнителей при прохождении веществ по пищевым цепям.
- Первая схема:
- Вторая схема:
- 38. Понятие энергетических ресурсов и энергии в экосистемах. Качество энергии.
- 39. Роль пищевых веществ в жизнедеятельности организма человека.
- 40. Экологическое взаимодействие организма со средой и экологическая адаптация. Цель экологической адаптации.
- 41. Роль минеральных веществ, воды и витаминов в жизнедеятельности организма человека.
- 42.Температурная среда и климатическая адаптация человека. Микроклимат помещений.
- 3.1. Температурная среда
- 3.Циркуляция веществ
- 2.Абиотических процессов.
- 44. Экологические аспекты инфекционных и неинфекционных заболеваний.
- 45.Терморегуляция как механизм климатической адаптации человека.
- 3.1. Температурная среда
- 3.2. Реакция организма на перегрев
- 3.3. Реакция организма на охлаждение
- 3.4. Границы зоны комфорта
- 46. Влияние антропогенного фактора на рост числа онкологических заболеваний.(вставить р.)
- 47. Виды пищевых цепей в экологических системах.
- Первая схема:
- Вторая схема:
- 48. Роль пищевых веществ в энергетическом обмене в организме человека.
- 2.3. Минеральные соли и вода
- Кальций (Ca)
- Железо (Fe)
- Хлористый натрий (NaCl)
- Витамины
- 49. Утилизация сгораемых отходов.
- 50. Понятие экологического мониторинга. Контроль почв.
- 51. Техногенное воздействие на окружающую среду. Понятие предельно-допустимой экологической нагрузки.
- 53. Основы правовой регулирования в области экологии и охраны окружающей среды.
- 55. Правовое регулирование в области экологии.
- 56. Классификация отходов. Особенности утилизации промышленных отходов.
- 66. Экологический мониторинг и его основные задачи.
- 69. Понятие экологического мониторинга. Контроль гидросферы.
- 71. Понятие экологического мониторинга и схема его осуществления.