25.1. Антропоцентризм и экоцентризм. Формирование нового экологического сознания
Одно из направлений, по которому Россия должна выходить из экологического кризиса, эколого-просветительное. Смысл этого направления заключается в развитии экологического образования, просвещения и воспитания для решения главной задачи перестройки общественного экологического сознания.
Общественно-экологическое сознание существовало всегда, на всех этапах исторического развития человечества, объективно отражая существующие на данный момент представления о взаимоотношениях человека и природы. Именно сложившийся тип экологического сознания, как считают ученые-психологи, определял поведение людей при их взаимодействии с миром природы.
Объективные реалии свидетельствуют о том, что в настоящее время практически во всех сферах экономической и культурной деятельности человека в его сознании прочно утвердилось представление о «человеческой исключительности» и освобожденности его от подчинения экологическим закономерностям. Поведение людей по отношению к окружающей среде, основанное на парадигме «человеческой исключительности», по мнению многих исследователей, и есть одна из главных причин экологического кризиса на нашей планете.
«Проблема состоит не столько в нашем воздействии на окружающую среду, подчеркивает Э. Гор (1993), сколько в наших взаимоотношениях с нею… действительное решение будет найдено в переосмысливании и, в конечном счете, «исцелении» взаимоотношений между цивилизацией и Землей… ключевые изменения будут связаны с выработкой нового мышления относительно этих взаимоотношений».
Широко распространенный тип экологического сознания, базирующийся на представлениях о «человеческой исключительности», получил название антропоцентрического. Основные особенности антропоцентризма следующие (Дерябо, Ясвин,1996):
1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью человечества.
2. Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы.
3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей, т. е. получение определенного «полезного продукта». Сущность его выражается словом «использование».
4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «прагматическим императивом»: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству.
5. Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.
6. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.
Было бы ошибочным полагать, что история развития общественного экологического сознания это история безраздельного господства антропоцентризма, когда человек противопоставляет себя природе и взаимоотношения с ней строит только на основе абсолютного прагматизма.
Действительно, в начальную эпоху бурного роста промышленности широкое распространение в научных кругах имели теории, которые объективно способствовали намечавшемуся разрыву человека с природой, неправильно истолковывали ход эволюционного развития биосферы. Среди этих представлений можно отметить настойчивые призывы сделаться властелинами природы, главенствовать над ней, различные теории, по существу отрицавшие реальность угрозы экологического кризиса. В разное время эти и близкие к ним взгляды высказывали Г. Гегель, Б. Спиноза, Ф. Ницше, Р. Декарт и другие ученые.
Вместе с тем существовали и принципиально иные представления, согласно которым человек и природа едины и неотделимы друг от друга, а, следовательно, противопоставлять их друг другу в корне неверно и бессмысленно.
Крупные шаги в этом направлении были сделаны на рубеже XIX и XX вв. Так, значительным вкладом в развитие взглядов о взаимодействии человека и природы явились положения, высказанные К. Марксом и Ф. Энгельсом в трудах «Капитал», «Диалектика природы» и др.
С позиции диалектического материализма в этих работах подчеркивалось, что человек не в состоянии отменить или изменить законы природы они объективны и действуют помимо его воли. Человек не может господствовать над природой, он принадлежит ей и находится внутри нее. Господство человека над природой есть не что иное, как деятельность, основанная на использовании ее законов. К. Маркс писал: «Человеческие проекты, не считающиеся с великими законами природы, приносят только несчастье».
Американские исследователи Пауэлл и Фернау были первыми, кто разработал учение о необходимости консервации природных ресурсов для будущих поколений и о справедливом их распределении. Прагматический сиюминутный подход к природопользованию они заменили лозунгом: «Максимум природных благ для большего числа людей на более длительный период».
Необходимость новых моральных принципов взаимодействия человека и природы, основанных на признании цивилизации восстанавливающей, а не эксплуатирующей, была обоснована во второй половине XIX в. русскими учеными Н. Ф. Федоровым, В. С. Соловьевым, Н. А. Бердяевым, И. В. Киревским и другими. Главная идея их религиозно-философских воззрений Человек и все, что его окружает это частицы единого, Космоса отсюда это течение получило название русского космизма.
На глубоком научном уровне четкое обоснование единства человека и биосферы и неизбежность ее эволюционного превращения в сферу разума ноосферу было сделано В. И. Вернадским, одним из величайших мыслителей ХХ в.
Почему в науке возникло понятие «ноосфера»? На современных этапах развития биосферы человеческая деятельность становилась все более главенствующим фактором. Оказалось, что по мере роста производительных сил темпы социально-экономического развития человечества все более опережали темпы природного эволюционного развития, а масштабы воздействия человека на природу стали превосходить все известные геологические процессы. Неразумно расширяя границы своей экологической ниши, которую он занимал в биосфере, как ее естественный элемент, человек в процессе производлственной деятельности, все в большей степени изменял многие параметры биосферы. В результате в современный период в биосфере нарушаются установившиеся скорости естественных биохимических циклов, меняется климат, ухудшается структура и состав генофонда, снижается мощность озонового слоя и т. д. В конечном итоге эти глобальные изменения могут оказаться роковыми для человека, и он попросту может лишиться места в биосфере. «По-видимому, впервые за многие тысячи лет человек вошел в крупный конфликт с биосферой» (Виноградов А. П., 1973).
Единственный выход из этого положения, как считал В. И. Вернадский, создание ноосферы. Ноосфера это новый этап в истории биосферы, когда определяющая роль ее развития перейдет от стихийного течения природных процессов и антропогенного воздействия на природу к гармоничному развитию природы и общества. Развитие человека и биосферы пойдет в неразрывной связи по единственному правильному пути коэволюции, на котором не будет ни победителей, ни господства одной из сторон. Под коэволюцией следует понимать такое совместное развитие человеческого общества и биосферы, которое не выводит параметры биосферы из гомеостаза и обеспечивает ее устойчивое развитие.
«Геологически мы переживаем сейчас выделение в биосфере царства разума, меняющего коренным образом и ее облик и ее строение ноосферы», писал В. И. Вернадский. Конечно, само по себе появление разума в голове человека еще не означает разумность и общественную полезную значимость его действий. По меткому выражению К. Маркса, «разум существовал всегда, только не всегда в разумной форме».
По утверждению В. И. Вернадского, в сфере разума ноосфере должна господствовать гуманистическая мысль, а это предполагает прежде всего гуманизацию социальных отношений, разумное отношение к природе, бережное отношение к ее ресурсам. К природе нельзя относиться потребительски, это не в интересах мыслящего человека.
Промежуточным этапом на пути формирования нового экологического сознания следует считать и такие известные философские течения, как «универсальная этика» (А. Швейцер, М. Ганди и др.) и биоцентризм. В их основе «благоговение перед жизнью», равенство в своей самоценности всех живых существ, признание совершенства и духовности Природы, отказ от прагматического подхода в отношении к ней и др.
Выдающийся мыслитель-гуманист А. Швейцер (18651965) отмечал, что: «Благодаря власти, которую мы приобрели над силами природы, мы освобождаемся от нее и ставим ее себе на службу. Но одновременно мы отрываемся от природы…» и далее «только этика благоговения перед жизнью совершенна во всех отношениях». По мнению А. Швейцера, недостатком всех существующих этических систем является полное исключение из них любых существ, отличных от человека.
Вся сложная и противоречивая история развития мировоззренческих представлений о взаимодействии природы и общества (консервационизм, русский космизм, учение о ноосфере, универсальная этика и биоцентризм) свидетельствует о движении человечества к новому типу экологического сознания экоцентризму, к пониманию необходимости коэволюции человека и биосферы.
Экоцентризм характеризуется следующими основными особенностями (Дерябо, Ясвин, 1996):
1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества.
2. Отказ от иерархической картины мира.
3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества.
4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.
5. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.
6. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства.
В последние годы в нашей стране и за рубежом начал разрабатываться свод основных экологических положений и принципов, который, по мнению их авторов, должен соблюдаться на всех уровнях жизни человека от индивидуальной до общечеловеческой. Среди них значительный интерес представляют основные положения «биосферной этики», разработанные с позиций экоцентризма российским ученым Ф. Я. Шипуновым (1990):
1. Прежде всего, что не должно делать много или мало выбрасывать в биосферу отравляющие вещества ядохимикаты, фреоны, полихлорбифенилы и весь им подобный арсенал искусственного химического мира, который никогда не существовал в окружающей среде. Потому что всякое из этих веществ, взаимодействуя с природными, порождает в биосфере десятки и сотни других, так называемых парагенетических веществ («пара» рядом, около), многие из которых становятся более ядовитыми, чем исходные.
… Следует воспроизводить… естественные вещества и материалы, которые обычны в биосфере и разлагаются микроорганизмами, т. е. естественным путем.
2. Не должно повышать радиационный уровень биосферы, выбрасывая в нее искусственные радиоактивные изотопы от атомной энергетики и промышленности.
3. Не должно к тому же добавлять в собственную среду новые электромагнитные поля, так как они не исчезают бесследно и сказываются на каждом живом существе.
4. Не следует растрачивать «основной капитал» энергии биосферы и ее окружения, потому что в них нет ни одной калории лишней энергии, которая могла быть использована даром и без последствий.
5. Нельзя уничтожать и разрушать виды твердых, газовых и жидких минералов, виды растений и животных, потому что они есть не только продукт физико-химического и биологического равновесия, но и носители этого равновесия, определяющие организованность биосферы. Их нужно рассматривать и оберегать как драгоценное наше состояние, как продукт длительного планетно-космического процесса.
6. Не следует тем более уничтожать и разрушать любые подразделения биосферы луга, леса, болота, реки, озера, эстуарии, заливы, моря и т. п. … где сложным образом взаимосвязаны и взаимодействуют разные виды живой и неживой природы…
7. Не должно создавать организованность биосферы техническими средствами… потому что это есть отказ от более совершенной организованности природы в пользу менее совершенной, это есть перевод биосферы на более низкую качественную ступень…
В самой простой форме принципы биосферной этики (по Ф. Я. Шипунову) таковы: уважение ко всему живому (и, в частности, к человеку), уважение к природе, т. е. биосфере и ее окружению, и уважение к космосу.
Становление ноосферы и нового экологического сознания будет длительным, «противоречивым и мучительным и потребует новых принципов нравственности, среди которых решающее значение будет иметь переход от принципа количественного роста, беспредельного, примитивного накопления материальных богатств за счет разрушения биосферы Земли к принципу возвышения разума и духа при сдержанном, лишь необходимом материальном достатке» (Войткевич, Вронский, 1996).
- Isbn:539000289x
- Isbn-13(ean):9785390002896
- Раздел I. Общая экология
- 1. Предмет и задачи экологии
- 2. Краткий обзор истории развития экологии
- 3. Значение экологического образования
- Контрольные вопросы
- Глава 1. Взаимодействие организма и среды
- 1.1. Главные уровни организации жизни и экология
- 1.2. Организм как живая целостная система
- 1.3. Общая характеристика биоты Земли
- Высшие таксоны ситематики империи клеточных организмов
- 1.4. О среде обитания и экологических факторах
- 1.5. Об адаптациях организмов к среде обитания
- 1.6. Лимитирующие экологические факторы
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Экологические факторы и ресурсы среды
- 2.1. Физические и химические экологические факторы в жизни организмов Влияние температуры на организмы
- Свет и его роль в жизни организмов
- Вода в жизни организмов
- Совместное действие температуры и влажности
- Водная среда
- Атмосферные газы как экологический фактор
- Физические факторы воздушной среды
- Химические факторы воздушной среды
- Биогенные вещества как экологические факторы
- Биогенные макроэлементы
- Биогенные микроэлементы
- 2.2. Эдафические экологические факторы в жизни растений и почвенной биоты
- Состав и структура почв
- Строение почв в вертикальном разрезе
- Важнейшие экологические факторы почв
- Экологические индикаторы
- 2.3. Естественные геофизические поля как экологические факторы
- 2.4. Ресурсы живых существ как экологические факторы
- Классификация ресурсов
- Экологическое значение незаменимых ресурсов
- Экологическое значение пищевых ресурсов
- Ограждение пищевых ресурсов
- Пространство как ресурс
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Популяционная экология
- 3.1. Количественные показатели популяций Статические показатели популяций
- Динамические показатели популяций
- 3.2. Продолжительность жизни вида
- Статическая демографическая таблица женского населения Канады на 1980 г. (по Krebs, 1985)
- 3.3. Динамика численности популяций
- 3.4. Регуляция плотности популяции
- 3.5. Экологические стратегии выживания
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Экология биотических сообществ
- 4.1. Видовая структура сообществ и способы ее оценки
- 4.2. Пространственная структура сообществ
- 4.3. Экологическая ниша и взаимоотношения организмов в сообществе
- Классификация биотических взаимодействий популяций двух видов (по ю. Одуму, 1986)
- 1 Жираф; 2 антилопа геренук; 3 антилопа дик-дик; 4 носорог; 5 слон; 6 зебра; 7 гну; 8 газель Гранта; 9 антилопа бубал
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Экологические системы
- 5.1. Концепция, масштабы и трофическая структура экосистемы
- 5.2. Продуцирование и разложение в природе
- 5.3. Гомеостаз экосистемы
- 5.4. Энергетические потоки в экосистеме Энергетические потоки
- Принцип биологического накопления
- 5.5. Уровни биологической продуктивности экосистем. Экологические пирамиды
- Уровни производства органического вещества
- Экологические пирамиды
- 5.6. Динамика экосистемы (цикличность, сукцессия, климакс)
- Цикличность
- Экологическая сукцессия
- Сукцессионные процессы и климакс
- 5.7. Системный подход и моделирование в экологии
- Контрольные вопросы
- Раздел II. Учение о биосфере
- Глава 6. Биосфера как глобальная экосистема Земли
- 6.1. Место биосферы среди оболочек Земли
- Соотношение горных пород земной коры
- Распределение вод на Земле
- Состав атмосферы
- 6.2. Состав биосферы как глобальной экосистемы
- 1 Озоновый слой; 2 граница снегов; 3 почва; 4 животные, обитающие в пещерах; 5 бактерии в нефтяных водах (высота и глубина даны в метрах)
- Скорость формирования гумусового горизонта почв Русской равнины (по а. Н. Геннадиеву и др., 1987)
- Глобальные функции почв (педосферы) (Добровольский, Никитин, 1986)
- 6.3. Круговорот веществ в природе
- 6.4. Биогеохимические циклы наиболее важных для жизни организмов биогенных веществ
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Природные экосистемы Земли как хорологические единицы биосферы
- 7.1. Ландшафты и экосистемы
- Первичная биологическая продуктивность экосистем земного шара (по р. X. Уиттекеру, 1980)
- I. Наземные биомы
- II. Типы пресноводных экосистем
- III. Типы морских экосистем
- 7.2. Наземные биомы (экосистемы)
- 7.3. Пресноводные экосистемы Особенности и факторы пресноводных местообитаний
- Характеристика пресноводных экосистем
- 7.4. Морские экосистемы Особенности и факторы морской среды
- Характеристика морских экосистем
- 1 Stomias; 2 Argyropelecus; 3 Gonostoma; 4 Malacosteus; 5 Idiacanthus; 6 Chauliodus
- 7.5. Функциональная целостность биосферы
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Эволюция биосферы и факторы ее устойчивости
- 8.1. Основы учения в. И. Вернадского о биосфере
- Эволюция биосферы и ее основных составляющих (по ф. Рамаду, 1981)
- 8.2. Эволюция биосферы и ее биоразнообразие
- 8.3. Биотическая регуляция окружающей среды
- 8.4. Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы
- Контрольные вопросы
- Раздел III. Человек в биосфере
- Глава 9. Биосоциальная природа человека и экология
- 9.1. Человек как биологический вид Эволюционные особенности вида
- Наследственность человека
- Искусственная среда и эволюция человека
- 9.2. Человечество как популяционная система
- Рост численности населения
- Темпы роста населения Земли в 19502000 гг. (Лестер р. Браун, 1992)
- 9.3. Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человечества Общие представления
- Классификация природных ресурсов
- Контрольные вопросы
- Глава 10. Антропогенные экосистемы
- 10.1. О фундаментальных типах экосистем
- Сравнение природной и упрощенной антропогенной экосистем (по Миллеру, 1993)
- 10.2. Сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы)
- 10.3. Индустриально-городские экосистемы о процессах урбанизации
- Урбанистические системы
- Контрольные вопросы
- Глава 11. Здоровье человека и окружающая среда
- 11.1. Понятия «здоровье» и «окружающая среда»
- 11.2. Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека
- 11.3. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека
- 11.4. Гигиена и здоровье человека
- 11.5. Валеология наука о здоровье
- Контрольные вопросы
- Раздел IV. Антропогенные воздействия на биосферу
- Глава 12. Основные виды антропогенных воздействий на биосферу
- 12.1. Общие положения
- 12.2. Загрязнение главнейший вид негативного воздействия на биосферу
- Контрольные вопросы
- Глава 13. Антропогенные воздействия на атмосферу
- 13.1. Загрязнение атмосферного воздуха
- Выброс в атмосферу главных загрязнителей (поллютантов) в мире и в России
- 13.2. Основные источники загрязнения атмосферы
- 13.3. Экологические последствия загрязнения атмосферы
- Влияние выхлопных газов автомобиля на здоровье человека (по х. Ф. Френчу, 1992)
- Токсичность загрязнения воздуха для растений (Бондаренко, 1985)
- 13.4. Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы
- Возможное потепление климата («парниковый эффект»)
- Нарушение озонового слоя
- Кислотные дожди
- Закисление озер в мире (по данным «XX век последние 10 лет», 1992)
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Антропогенные воздействия на гидросферу
- 14.1. Загрязнение гидросферы
- Главные загрязнители воды
- Приоритетные загрязнители водных экосистем по отраслям промышленности
- 14.2. Экологические последствия загрязнения гидросферы
- 14.3. Истощение подземных и поверхностных вод
- Контрольные вопросы
- Глава 15. Антропогенные воздействия на литосферу
- 15.1. Деградация почв (земель)
- Эрозия почв (земель)
- Загрязнение почв
- Вторичное засоление и заболачивание почв
- Опустынивание
- Отчуждение земель
- 15.2. Воздействия на горные породы и их массивы Горные породы
- Массивы горных пород
- 15.3. Воздействия на недра
- Контрольные вопросы
- Глава 16. Антропогенные воздействия на биотические сообщества
- 16.1. Значение леса в природе и жизни человека
- 16.2. Антропогенные воздействия на леса и другие растительные сообщества
- 16.3. Экологические последствия воздействия человека на растительный мир
- Относительная чувствительность растений к воздействию загрязнения воздуха
- Исчезновение видов высших растений под воздействием человека за последние 200 лет
- 16.4. Значение животного мира в биосфере
- 16.5. Воздействие человека на животных и причины их вымирания
- Контрольные вопросы
- Глава 17. Особые виды воздействия на биосферу
- 17.1. Загрязнение среды отходами производства и потребления
- 17.2. Шумовое воздействие
- 17.3. Биологическое загрязнение
- 17.4. Воздействие электромагнитных полей и излучений
- 17.5. Загрязнение от ракетно-космической деятельности
- Контрольные вопросы
- Глава 18. Экстремальные воздействия на биосферу
- 18.1. Воздействие оружия массового уничтожения
- 18.2. Воздействие техногенных экологических катастроф
- 18.3. Стихийные бедствия
- Стихийные бедствия эндогенного характера
- Стихийные бедствия экзогенного характера
- Контрольные вопросы
- Раздел V. Охрана окружающей среды. Экологическая защита
- Глава 19. Взаимодействие природы и общества на современном этапе
- 19.1. Основные формы взаимодействия природы и общества
- 19.2. Важнейшие природоохранные принципы и объекты охраны окружающей среды
- 19.3. Экологический кризис и пути выхода из него
- Контрольные вопросы
- Глава 20. Инженерная экологическая защита
- 20.1. Принципиальные направления инженерной экологической защиты
- Малоотходная и безотходная технологии и их роль в защите среды обитания
- Биотехнология в охране окружающей среды
- 20.2. Нормирование качества окружающей среды
- Предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов, мг/м3
- Предельно допустимые концентрации вредных веществ в питьевых водах, мг/л
- 20.3. Защита атмосферы
- 20.4. Защита гидросферы Поверхностная гидросфера
- Подземная гидросфера
- 1 Водоносные пески; 2 депрессионная воронка; 3 насосная; 4 здание для очистки воды; 5 инфильтрационные бассейны; 6 водозаборные скважины
- 20.5. Защита литосферы Защита почв (земель)
- Охрана и рациональное использование недр
- Рекультивация нарушенных территорий
- Основные направления рекультивации и виды последующего использования рекультивированных земель
- Защита массивов горных пород
- 20.6. Защита биотических сообществ Защита растительного мира
- Охрана животного мира
- Красная книга
- Особо охраняемые природные территории
- 20.7. Защита окружающей среды от особых видов воздействий Защита от отходов производства и потребления
- Защита от шумового воздействия
- Защита от электромагнитных полей и излучений
- Защита от негативного биологического воздействия
- Контрольные вопросы
- Глава 21. Энерго- и ресурсосбережение
- 21.1. Экологичное энергопотребление
- Основные направления экологичного энергопотребления
- Характеристика основных утеплителей по данным зарубежных источников
- Энергосберегающие заглубленные здания
- Концепция энергосберегающего экодома
- 21.2. Нетрадиционные возобновляемые источники энергии
- 21.3. Ресурсосбережение в строительстве Использование техногенного сырья мощный экологический ресурс
- Экологическая безопасность техногенного сырья
- Контрольные вопросы
- Раздел VI. Охрана окружающей среды. Правовые и экономические аспекты
- Глава 22. Административно-правовые основы охраны окружающей среды
- 22.1. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 22.2. Государственные органы управления в области охраны окружающей среды
- 22.3. Экологическая стандартизация, сертификация и паспортизация
- 22.4. Экологическая экспертиза и овос
- 22.5. Экологический риск и зоны повышенного экологического риска
- Зоны чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия в России
- 22.6. Экологический мониторинг
- Система наземного мониторинга окружающей среды (по и. П. Герасимову)
- 22.7. Экологический контроль
- Контрольные вопросы
- Глава 23. Экологические права и обязанности граждан
- 23.1. Экологические права граждан. Общественные экологические движения
- 23.2. Экологические обязанности граждан
- 23.3. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
- Контрольные вопросы
- Глава 24. Экономический механизм охраны окружающей среды
- 24.1. Методы экономического регулирования
- 24.2. Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей
- 24.3. Лицензии, договора и лимиты на природопользование
- 24.4. Новые механизмы финансирования природоохранных мероприятий
- 24.5. Экономическое стимулирование в области охраны окружающей среды
- 24.6. Понятие о концепции устойчивого эколого-экономического развития
- Контрольные вопросы
- Глава 25. Экологизация общественного сознания
- 25.1. Антропоцентризм и экоцентризм. Формирование нового экологического сознания
- 25.2. Экологическое образование, воспитание и культура
- Контрольные вопросы
- Глава 26. Международное экологическое сотрудничество
- 26.1. Роль международных экологических отношений
- 26.2. Национальные и международные объекты охраны окружающей среды
- 26.3. Основные принципы международного экологического сотрудничества
- 26.4. Участие России в международном экологическом сотрудничестве
- Контрольные вопросы