3. Значение экологического образования
Экологическое образование не только дает научные знания из области экологии, но и является важным звеном экологического воспитания будущих специалистов. Это предполагает привитие им высокой экологической культуры, способности бережного отношения к природным богатствам и др. Иными словами, у специалистов, в нашем случае инженерно-технического профиля, должно сформироваться новое экологическое сознание и мышление, суть которого в том, что человек часть природы и сохранение природы это сохранение полноценной жизни человека.
Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды, для чего надо построить прекрасные города, развить настолько совершенные производительные силы, чтобы они смогли бы обеспечить гармонию человека и природы. Но эта гармония невозможна, если люди враждебно настроены друг к другу и, тем более, если идут войны, что, к сожалению, имеет место. Как справедливо отметил американский эколог Б. Коммонер в начале 70-х гг.: «Поиски истоков любой проблемы, связанной с окружающей средой, приводят к неоспоримой истине, что коренная причина кризиса заключена не в том, как люди взаимодействуют с природой, а в том, как они взаимодействуют друг с другом… и что, наконец, миру между людьми и природой должен предшествовать мир между людьми».
В настоящее время стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность для существования не только отдельных объектов, территорий стран и т. п., но и для всего человечества.
Это объясняется тем, что человек тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными потребностями, но, в отличие от других организмов, эти связи приняли такие масштабы и формы, что это может привести (и уже приводит!) к практически полному вовлечению живого покрова планеты (биосферы) в жизнеобеспечение современного общества, поставив человечество на грань экологической катастрофы.
Человек, благодаря данному ему природой разуму, стремится обеспечить себе «комфортные» условия cреды, стремится быть независимым от ее физических факторов, например, от климата, от нехватки пищи, избавиться от вредных для него животных и растений (но совсем «не вредных» для остального живого мира!) и т. п. Поэтому, человек прежде всего отличается от других видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, т. е. человечество в целом, развиваясь, создает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Но, как отмечал К. Маркс, «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно… оставляет после себя пустыню».
Остановить стихийное развитие событий могут лишь знания о том, как ими управлять и, в случае с экологией эти знания должны «овладеть массами», по крайней мере, большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование людей начиная со школьной скамьи и заканчивая вузом.
Экологические знания позволяют осознать всю пагубность войны и распрей между людьми, ведь за этим кроется не просто гибель отдельных людей и даже цивилизаций, потому что это приведет к всеобщей экологической катастрофе, к гибели всего человечества. Значит, важнейшее из экологических условий выживания человека и всего живого это мирная жизнь на Земле. Именно к этому должен и будет стремиться экологически образованный человек.
Но было бы несправедливо строить всю экологию «вокруг» только человека. Уничтожение природной среды влечет за собой пагубные последствия для жизни человека. Экологические знания позволяют ему понять, что человек и природа единое целое и представления о господстве его над природой довольно призрачны и примитивны.
Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей его среде жизни. Он будет бороться против экологического варварства, а если в нашей стране таких людей станет большинство, то они обеспечат нормальную жизнь своим потомкам, решительно став на защиту дикой природы от алчного наступления «дикой» цивилизации, преобразуя и совершенствуя саму цивилизацию, находя наилучшие «экологически чистые» варианты взаимоотношения природы и общества.
В России, странах СНГ уделяется большое внимание экологическому образованию. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ принят Рекомендательный законодательный акт об экологическом образовании населения (1996) и другие документы, в том числе и Концепция экологического образования.
Экологическое образование, как указывается в преамбуле Концепции, предназначено развить и закрепить более совершенные стереотипы поведения людей, направленного на:
1) экономию природных ресурсов;
2) предотвращение неоправданного загрязнения окружающей среды;
3) повсеместное сохранение естественных экосистем;
4) уважение к принимаемым международным сообществом нормам поведения и сосуществования;
5) формирование сознательной готовности к активному личному участию в осуществляемых природоохранных мероприятиях и посильной их финансовой поддержке;
6) содействие проведению совместных природоохранных действий и осуществлению единой экологической политики в СНГ.
В настоящее время нарушение экологических законов можно остановить, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, а это возможно сделать, прежде всего, через образование, через изучение основ экологии, что особенно важно для специалистов в области наук технического направления, в первую очередь для инженеров-строителей, инженеров в области химии, нефтехимии, металлургии, машиностроения, пищевой и добывающей промышленности и т. д. Настоящий учебник и предназначен для широкого круга студентов, обучающихся по техническим направлениям и специальностям вузов. По замыслу авторов он должен дать основные представления по главным направлениям теоретической и прикладной экологии и заложить основы экологической культуры будущего специалиста, основанной на глубоком понимании высшей ценности гармоничного развития человека и природы.
- Isbn:539000289x
- Isbn-13(ean):9785390002896
- Раздел I. Общая экология
- 1. Предмет и задачи экологии
- 2. Краткий обзор истории развития экологии
- 3. Значение экологического образования
- Контрольные вопросы
- Глава 1. Взаимодействие организма и среды
- 1.1. Главные уровни организации жизни и экология
- 1.2. Организм как живая целостная система
- 1.3. Общая характеристика биоты Земли
- Высшие таксоны ситематики империи клеточных организмов
- 1.4. О среде обитания и экологических факторах
- 1.5. Об адаптациях организмов к среде обитания
- 1.6. Лимитирующие экологические факторы
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Экологические факторы и ресурсы среды
- 2.1. Физические и химические экологические факторы в жизни организмов Влияние температуры на организмы
- Свет и его роль в жизни организмов
- Вода в жизни организмов
- Совместное действие температуры и влажности
- Водная среда
- Атмосферные газы как экологический фактор
- Физические факторы воздушной среды
- Химические факторы воздушной среды
- Биогенные вещества как экологические факторы
- Биогенные макроэлементы
- Биогенные микроэлементы
- 2.2. Эдафические экологические факторы в жизни растений и почвенной биоты
- Состав и структура почв
- Строение почв в вертикальном разрезе
- Важнейшие экологические факторы почв
- Экологические индикаторы
- 2.3. Естественные геофизические поля как экологические факторы
- 2.4. Ресурсы живых существ как экологические факторы
- Классификация ресурсов
- Экологическое значение незаменимых ресурсов
- Экологическое значение пищевых ресурсов
- Ограждение пищевых ресурсов
- Пространство как ресурс
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Популяционная экология
- 3.1. Количественные показатели популяций Статические показатели популяций
- Динамические показатели популяций
- 3.2. Продолжительность жизни вида
- Статическая демографическая таблица женского населения Канады на 1980 г. (по Krebs, 1985)
- 3.3. Динамика численности популяций
- 3.4. Регуляция плотности популяции
- 3.5. Экологические стратегии выживания
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Экология биотических сообществ
- 4.1. Видовая структура сообществ и способы ее оценки
- 4.2. Пространственная структура сообществ
- 4.3. Экологическая ниша и взаимоотношения организмов в сообществе
- Классификация биотических взаимодействий популяций двух видов (по ю. Одуму, 1986)
- 1 Жираф; 2 антилопа геренук; 3 антилопа дик-дик; 4 носорог; 5 слон; 6 зебра; 7 гну; 8 газель Гранта; 9 антилопа бубал
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Экологические системы
- 5.1. Концепция, масштабы и трофическая структура экосистемы
- 5.2. Продуцирование и разложение в природе
- 5.3. Гомеостаз экосистемы
- 5.4. Энергетические потоки в экосистеме Энергетические потоки
- Принцип биологического накопления
- 5.5. Уровни биологической продуктивности экосистем. Экологические пирамиды
- Уровни производства органического вещества
- Экологические пирамиды
- 5.6. Динамика экосистемы (цикличность, сукцессия, климакс)
- Цикличность
- Экологическая сукцессия
- Сукцессионные процессы и климакс
- 5.7. Системный подход и моделирование в экологии
- Контрольные вопросы
- Раздел II. Учение о биосфере
- Глава 6. Биосфера как глобальная экосистема Земли
- 6.1. Место биосферы среди оболочек Земли
- Соотношение горных пород земной коры
- Распределение вод на Земле
- Состав атмосферы
- 6.2. Состав биосферы как глобальной экосистемы
- 1 Озоновый слой; 2 граница снегов; 3 почва; 4 животные, обитающие в пещерах; 5 бактерии в нефтяных водах (высота и глубина даны в метрах)
- Скорость формирования гумусового горизонта почв Русской равнины (по а. Н. Геннадиеву и др., 1987)
- Глобальные функции почв (педосферы) (Добровольский, Никитин, 1986)
- 6.3. Круговорот веществ в природе
- 6.4. Биогеохимические циклы наиболее важных для жизни организмов биогенных веществ
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Природные экосистемы Земли как хорологические единицы биосферы
- 7.1. Ландшафты и экосистемы
- Первичная биологическая продуктивность экосистем земного шара (по р. X. Уиттекеру, 1980)
- I. Наземные биомы
- II. Типы пресноводных экосистем
- III. Типы морских экосистем
- 7.2. Наземные биомы (экосистемы)
- 7.3. Пресноводные экосистемы Особенности и факторы пресноводных местообитаний
- Характеристика пресноводных экосистем
- 7.4. Морские экосистемы Особенности и факторы морской среды
- Характеристика морских экосистем
- 1 Stomias; 2 Argyropelecus; 3 Gonostoma; 4 Malacosteus; 5 Idiacanthus; 6 Chauliodus
- 7.5. Функциональная целостность биосферы
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Эволюция биосферы и факторы ее устойчивости
- 8.1. Основы учения в. И. Вернадского о биосфере
- Эволюция биосферы и ее основных составляющих (по ф. Рамаду, 1981)
- 8.2. Эволюция биосферы и ее биоразнообразие
- 8.3. Биотическая регуляция окружающей среды
- 8.4. Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы
- Контрольные вопросы
- Раздел III. Человек в биосфере
- Глава 9. Биосоциальная природа человека и экология
- 9.1. Человек как биологический вид Эволюционные особенности вида
- Наследственность человека
- Искусственная среда и эволюция человека
- 9.2. Человечество как популяционная система
- Рост численности населения
- Темпы роста населения Земли в 19502000 гг. (Лестер р. Браун, 1992)
- 9.3. Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человечества Общие представления
- Классификация природных ресурсов
- Контрольные вопросы
- Глава 10. Антропогенные экосистемы
- 10.1. О фундаментальных типах экосистем
- Сравнение природной и упрощенной антропогенной экосистем (по Миллеру, 1993)
- 10.2. Сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы)
- 10.3. Индустриально-городские экосистемы о процессах урбанизации
- Урбанистические системы
- Контрольные вопросы
- Глава 11. Здоровье человека и окружающая среда
- 11.1. Понятия «здоровье» и «окружающая среда»
- 11.2. Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека
- 11.3. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека
- 11.4. Гигиена и здоровье человека
- 11.5. Валеология наука о здоровье
- Контрольные вопросы
- Раздел IV. Антропогенные воздействия на биосферу
- Глава 12. Основные виды антропогенных воздействий на биосферу
- 12.1. Общие положения
- 12.2. Загрязнение главнейший вид негативного воздействия на биосферу
- Контрольные вопросы
- Глава 13. Антропогенные воздействия на атмосферу
- 13.1. Загрязнение атмосферного воздуха
- Выброс в атмосферу главных загрязнителей (поллютантов) в мире и в России
- 13.2. Основные источники загрязнения атмосферы
- 13.3. Экологические последствия загрязнения атмосферы
- Влияние выхлопных газов автомобиля на здоровье человека (по х. Ф. Френчу, 1992)
- Токсичность загрязнения воздуха для растений (Бондаренко, 1985)
- 13.4. Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы
- Возможное потепление климата («парниковый эффект»)
- Нарушение озонового слоя
- Кислотные дожди
- Закисление озер в мире (по данным «XX век последние 10 лет», 1992)
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Антропогенные воздействия на гидросферу
- 14.1. Загрязнение гидросферы
- Главные загрязнители воды
- Приоритетные загрязнители водных экосистем по отраслям промышленности
- 14.2. Экологические последствия загрязнения гидросферы
- 14.3. Истощение подземных и поверхностных вод
- Контрольные вопросы
- Глава 15. Антропогенные воздействия на литосферу
- 15.1. Деградация почв (земель)
- Эрозия почв (земель)
- Загрязнение почв
- Вторичное засоление и заболачивание почв
- Опустынивание
- Отчуждение земель
- 15.2. Воздействия на горные породы и их массивы Горные породы
- Массивы горных пород
- 15.3. Воздействия на недра
- Контрольные вопросы
- Глава 16. Антропогенные воздействия на биотические сообщества
- 16.1. Значение леса в природе и жизни человека
- 16.2. Антропогенные воздействия на леса и другие растительные сообщества
- 16.3. Экологические последствия воздействия человека на растительный мир
- Относительная чувствительность растений к воздействию загрязнения воздуха
- Исчезновение видов высших растений под воздействием человека за последние 200 лет
- 16.4. Значение животного мира в биосфере
- 16.5. Воздействие человека на животных и причины их вымирания
- Контрольные вопросы
- Глава 17. Особые виды воздействия на биосферу
- 17.1. Загрязнение среды отходами производства и потребления
- 17.2. Шумовое воздействие
- 17.3. Биологическое загрязнение
- 17.4. Воздействие электромагнитных полей и излучений
- 17.5. Загрязнение от ракетно-космической деятельности
- Контрольные вопросы
- Глава 18. Экстремальные воздействия на биосферу
- 18.1. Воздействие оружия массового уничтожения
- 18.2. Воздействие техногенных экологических катастроф
- 18.3. Стихийные бедствия
- Стихийные бедствия эндогенного характера
- Стихийные бедствия экзогенного характера
- Контрольные вопросы
- Раздел V. Охрана окружающей среды. Экологическая защита
- Глава 19. Взаимодействие природы и общества на современном этапе
- 19.1. Основные формы взаимодействия природы и общества
- 19.2. Важнейшие природоохранные принципы и объекты охраны окружающей среды
- 19.3. Экологический кризис и пути выхода из него
- Контрольные вопросы
- Глава 20. Инженерная экологическая защита
- 20.1. Принципиальные направления инженерной экологической защиты
- Малоотходная и безотходная технологии и их роль в защите среды обитания
- Биотехнология в охране окружающей среды
- 20.2. Нормирование качества окружающей среды
- Предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов, мг/м3
- Предельно допустимые концентрации вредных веществ в питьевых водах, мг/л
- 20.3. Защита атмосферы
- 20.4. Защита гидросферы Поверхностная гидросфера
- Подземная гидросфера
- 1 Водоносные пески; 2 депрессионная воронка; 3 насосная; 4 здание для очистки воды; 5 инфильтрационные бассейны; 6 водозаборные скважины
- 20.5. Защита литосферы Защита почв (земель)
- Охрана и рациональное использование недр
- Рекультивация нарушенных территорий
- Основные направления рекультивации и виды последующего использования рекультивированных земель
- Защита массивов горных пород
- 20.6. Защита биотических сообществ Защита растительного мира
- Охрана животного мира
- Красная книга
- Особо охраняемые природные территории
- 20.7. Защита окружающей среды от особых видов воздействий Защита от отходов производства и потребления
- Защита от шумового воздействия
- Защита от электромагнитных полей и излучений
- Защита от негативного биологического воздействия
- Контрольные вопросы
- Глава 21. Энерго- и ресурсосбережение
- 21.1. Экологичное энергопотребление
- Основные направления экологичного энергопотребления
- Характеристика основных утеплителей по данным зарубежных источников
- Энергосберегающие заглубленные здания
- Концепция энергосберегающего экодома
- 21.2. Нетрадиционные возобновляемые источники энергии
- 21.3. Ресурсосбережение в строительстве Использование техногенного сырья мощный экологический ресурс
- Экологическая безопасность техногенного сырья
- Контрольные вопросы
- Раздел VI. Охрана окружающей среды. Правовые и экономические аспекты
- Глава 22. Административно-правовые основы охраны окружающей среды
- 22.1. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 22.2. Государственные органы управления в области охраны окружающей среды
- 22.3. Экологическая стандартизация, сертификация и паспортизация
- 22.4. Экологическая экспертиза и овос
- 22.5. Экологический риск и зоны повышенного экологического риска
- Зоны чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия в России
- 22.6. Экологический мониторинг
- Система наземного мониторинга окружающей среды (по и. П. Герасимову)
- 22.7. Экологический контроль
- Контрольные вопросы
- Глава 23. Экологические права и обязанности граждан
- 23.1. Экологические права граждан. Общественные экологические движения
- 23.2. Экологические обязанности граждан
- 23.3. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
- Контрольные вопросы
- Глава 24. Экономический механизм охраны окружающей среды
- 24.1. Методы экономического регулирования
- 24.2. Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей
- 24.3. Лицензии, договора и лимиты на природопользование
- 24.4. Новые механизмы финансирования природоохранных мероприятий
- 24.5. Экономическое стимулирование в области охраны окружающей среды
- 24.6. Понятие о концепции устойчивого эколого-экономического развития
- Контрольные вопросы
- Глава 25. Экологизация общественного сознания
- 25.1. Антропоцентризм и экоцентризм. Формирование нового экологического сознания
- 25.2. Экологическое образование, воспитание и культура
- Контрольные вопросы
- Глава 26. Международное экологическое сотрудничество
- 26.1. Роль международных экологических отношений
- 26.2. Национальные и международные объекты охраны окружающей среды
- 26.3. Основные принципы международного экологического сотрудничества
- 26.4. Участие России в международном экологическом сотрудничестве
- Контрольные вопросы