logo search
Маврищев В

1.1. Что такое экология? Предмет экологии.

Экология как научная дисциплина

Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана сама с собой, ибо человек есть часть природы.

Карл Маркс

Сегодня каждый знаком со словом «экология». В последнее время оно употребляется по любому случаю и столь часто, что сам смысл его затерялся где-то в анналах научных публикаций. Оно стало модным. Его упоминают политики и ученые, писатели и философы, активисты общественного движения и просто обыватели. Для последних словосочетание «плохая экология» звучит как приговор в последней инстанции. И никто из них не задумался об абсурдности данного положения. Действительно, не смешно ли звучит фраза: «у нас в городе плохая физика (или химия, или психология)»? А вот термин «экология», оказывается, можно употреблять в сочетании с такими прилагательными как «плохая», «ужасная», «грязная» и т.п. Иногда доходит до смешного: учителя (так же как и преподаватели) задают учащимся такие темы рефератов как: экология трубопроводов, экология подсобных помещений, экология приусадебного участка и т.п.

Важность экологии как науки для человека заключается в том, что она изучает его непосредственное природное окружение. Человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремился внести эту гармонию в свою жизнь. По мере своего эволюционного развития человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремился внести эту гармонию в свою жизнь. Это желание стало особенно острым лишь сравнительно недавно, после того как сделались очень заметными последствия неразумной хозяйственной деятельности, приводящие к разрушению природной среды. А это в конечном итоге оказало неблагоприятное влияние на самого человека. Вот почему термин "экология" получил такое широкое распространение.

К сожалению, как часто бывает, употребление к месту и не к месту некоторых, ставших модными слов приводит к тому, что они начинают приобретать очень неопределенное значение, теряя свой истинный смысл.

Следует помнить, что экология - фундаментальная научная дисциплина, идеи которой имеют очень важное значение. И если мы признаем важность этой науки, нам надо научиться правильно пользоваться ее законами, понятиями, терминами. Ведь они помогают людям определять свое место в окружающей их среде, правильно и рационально использовать природные богатства.

Истоки искажения научного термина «экология» восходят к середине 60-х годов прошлого века, когда резкий взрыв народонаселения планеты породил множество негативных явлений в окружающей человека природной среде, которые сейчас носят всеобъемлющее название «экологический кризис».

Именно в то время были отмечены первые опасные проявления наплевательского отношения к природе что заставило человека обратить пристальное внимание к состоянию окружающей среды. И для различных негативных явлений в природе начали применть термин «экология», не задумываясь о его действительном значении.

Именно тогда наметилось резкое расхождение по двум основным генеральным направлениям в развитии цивилизации: с одной стороны циклическое (спиральное) развитие природных явлений, а с другой – направленное векторное направление научно-технического прогресса. В этом и состоит суть противоречия, возникшего между человеком и природой.

Природа, как известно, развивается циклически. До поры до времени (а именно, когда человек был только собирателем и охотником) он являлся органическим составляющим природных циклов. Человек не противопоставлял себя природному окружению. Да, он убивал животных, но убивал ровно столько, сколько нужно, чтобы прокормиться в данный конкретный момент, как делают дикие животные. Да, он рвал растения, выкапывал корни, собирал плоды, но не вырывал больше, чем нужно для пропитания, не уничтожал целенаправленно и цинично дикие виды.

И чем быстрее прогрессировало человеческое общество, тем дальше и дальше человек отдалялся от своего природного окружения. И, видимо, процесс приобрел уже необратимый характер. Задача современного человека – попытаться хотя бы сохранить те остатки, которые еще не затронула прожорливая цивилизация.

Таким образом, человечество только тогда заговорило о перспективах экологической катастрофы, когда стало очевидным, что без природы, природного окружения человек не выживет и исчезнет как биологический вид. Это и побудило его к активным действиям по охране окружающей среды, разработке основ экологического образования и воспитания, А вот природа прекрасно обойдется и без человека (если только раньше он не уничтожит все живое).

Вспомним историю. Появившись в мезозое, динозавры, эти огромные неуклюжие создания, оставались повелителями планеты в течение 170 миллионов лет! Человека тогда не было и в помине. Если принять за условный срок время появления на Земле человека первобытного в 100 тысяч лет, а человека разумного в 15-20 тысяч лет, то это означает, что в масштабах существования динозавров на планете, человек может еще теоретически оставаться господствующим видом в течение 169 миллионов 900 тысяч лет. Возможно ли такое? Хотелось бы знать, сохранимся ли мы на Земле через 169 с лишним миллионов лет? Ответ: теоретически – да; практически – вряд ли.

Таким образом, термин "экология" и прилагательное "экологический" превратились к концу XX столетия в расхожие емкие слова, охватывающие и отражающие те глобальные изменения, которые произошли не только в среде, окружающей человека, но и в самих взаимоотношениях между людьми. Именно поэтому, несмотря на неконкретность понятия "экология", а порой и противоречивый его смысл, оно стало удобным инструментом в руках политиков, социологов, представителей средств массовой информации. Слово "экология" в наши дни можно прочитать на лозунгах, под которыми проходят демонстрации представителей экологического движения, в статьях юристов, экономистов, представителей других профессий. В стороне остались только биологи - ученые, исканиями которых этот термин обрел жизнь и дал новое направление в современной науке.

Так что же такое экология? Этико-философская концепция и форма защиты растений и животных? Движение протеста против ядерной энергетики и загрязнения окружающей среды? Неоромантическая тоска о возврате к природе? Научная дисциплина, отпочковавшаяся от биологии? Или нечто, соединяющая в себе все? Что это: философия, проповедь, миф, наука или мировоззрение?

На поставленный вопрос сейчас не так-то легко ответить. В последнее время наблюдается профанация экологии, искажение ее истинного смысла и значения. Слово "экология" с легкой руки непрофессионалов стало применяться довольно широко, охватывая при этом все формы взаимосвязей человека и окружающей среды. Поэтому, слово "экология" постепенно утратило значение строго научного термина, употреблявшегося только экологами, и приобрело многообразный расхожий социальный, а порой и политический смысл.

Экологию стали трактовать прежде всего как науку об охране и рациональном использовании природы. Дело дошло до того, что многие не понмают разницы между экологией, охраной природы и рациональным природопользованием. Они считают, что экология – это что-то про чистую воду, чистый воздух, про промышленные выбросы и про то, что нельзя рвать растения и браконьерничать. Произошла вселенская путаница понятий.

Прежде всего о самом термине. Его ввел в науку немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году (до этого предлагались другие варианты - "эпирриология", "биономия" - но они не прижились). Термин «экология» происходит от греческих корней "ойкос" (oikos) - дом, жилище, местопребывание, обиталище и "логос" - "наука". То есть это наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания.

В дословном переводе слово "ойкос" означает "домоводство", что может быть сопоставимо со значением "домашнее хозяйство". Значение термина "экология" с течением времени сильно менялось.

В "Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона" (1904 г.) термин экология объяснялся следующим образом: "Экология, или ойкология, - часть зоологии, обнимающая собой сведения касательно жилищ животных, т.е. нор, гнезд, логовищ и т.п. До сих пор экология не достигла той степени развития, которая дала бы ей право на известную самостоятельность, так как до сих пор она еще не вышла из периода описаний и не выработала ни определенных методов, ни известной суммы обобщений. Экология ждет и экспериментальных исследований и обобщения".

Таким образом, в начале нашего века, экология понималась как часть зоологии, и ни в коей мере не претендовала на науку, обобщающую всю сумму биологических знаний, и не только их.

Со временем на то, что мы понимаем под экологией, выкристаллизовалось две точки зрения. Согласно одной - экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов и среды. Другие считают, что экология - это огромная отрасль знаний.

Теоретик современной экологии Н.Ф.Реймерс дает такое определение этой науки: "Современная экология - биологизированная (как и географизированная, математизированная и т. д.) биоцентричная наука, но не биология. Для экологии характерен широкий системный межотраслевой взгляд. Ее предмет - сохранение функциональной и структурной целостности того центрального объекта, который вычленяется в процессе исследования... Такая экология уже совсем не биология и никакая иная наука, она сама по себе, новый раздел знания, равный, а может быть, и более широкий, чем математика, физика, химия и так далее...". Далее он пишет: экология - "это совокупность отраслей знания, исследующих взаимодействие между биологически значимыми отдельностями и между ними и окружающей их средой".

Таким образом, с одной стороны признается, что экология - это наука, а с другой - подчеркивается, что это совокупность научных дисциплин.

На наш взгляд, экологии все же следует отвести подобающее самостоятельное место в ряду наук о природе. Экология - наука сравнительно молодая и находится еще пока в фазе становления. Это связано с тем, что она в той или иной мере затрагивает почти все сферы жизнедеятельности живых организмов (и их совокупностей) и деятельности человека. Это синтетическая наука, которая имеет полное право на существование в общей иерархии современных наук.

Определений экологии в современной научной литературе множество. И почти все они концентрируют внимание на взаимоотношениях между живыми организмами и средой их окружения.

Приведем некоторые, наиболее характерные определения экологии как науки.

«Экология – это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учетом изменений, вносимых в среду деятельности человека» (В.А.Радкевич).

«Экология – это наука об обиталищах, или говоря более широко, об «условиях существования». Так как экология имеет дело с естественной историей и с функциональными процессами групп организмов на суше, в океане и в пресной воде, было бы правильнее придерживаться новейших и дей и определить экологию как науку о стрении и функциях природы» (Е.Одум).

«Экология занимается вопросами социологии растений, животных, микроорганизмов, их сочетаний» (Б.Г.Розанов).

«Экология относится к числу фундаментальных подразделений биологии, исследующей фундаментальные свойства жизни надорганизменного уровня организации. Иными словами, экология изучает совокупность живых организмов, взаимодействующих друг с другом и образующих с окружающей средой обитания единство (т.е. систему), в пределах которого осуществляется процесс трансформации энергии и органического вещества» (В.Д.Федоров).

«Экология – это наука о популяциях и популяция – основной объект изучения экологии» (С.С.Шварц).

«Я утверждаю, что экология является исследованием систем на таком уровне, когда особи могут рассматриваться как элементы взаимодействия друг с другом, или со свободно организованной матрицей окружающей среды. Системы на этом уровне рассмотрения называют экосистемами, и экология несомненно является биологией экосистем» (Р.Маргалеф).

«В буквальном смысле экология это «наука о местообитании». Существует довольно много определений экологии, однако подавляющее большинство современных экологов считает, что современная экология – это наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязями между организмами и средой, в которой они обитают» (Р.Дажо).

«…экология становится все более цельной дисциплиной, которая связывает естественные и гуманитарные науки» (Ю.Одум).

«Экологию – мы понимаем как синоним науки, изучающей в переводе с греческого «собственный дом». Именно в таком контексте мы говорим об экологии человека, экологии общества, когда домом человечества становится не только природа, его непосредственно окружающая, но и вся биосфера. Качество экологической обстановки мы видим в соответствии условий, определяемых окружающей средой, потребностями общества и, прежде всего, здоровью населения, возможностям его стабильного существования» (Н.Н.Моисеев).

«Люди не могут отдать экологию на откуп специалистам, как это происходит с другими дисциплинами; все явственней они будут ощущать необходимость в применении этих специальных знаний в повседневной действительности. Они должны понять, что господство жизни над физической средой обеспечивается, с одной стороны, разнообразием живых существ и их взаимоотношений, а с другой – координированностью биологических явлений» (П.Дювиньо, М.Танг).

«Экология – область знания, рассматривающая совокупность предметов и явления с точки зрения объекта (живого, с участием живого, в том числе человека), принимаемого за центральный в этой совокупности» (Н.Ф.Реймерс).

Таким образом, можно отметить некоторые общие положения при определении экологии:

  1. экология – наука, изучающая отношения организмов к окружающей среде, взаимодействие организмов со средой;

  2. экология – наука об исследованиях систем (популяция, экосистема);

3. экология – совокупность проблем взаимодействия общества и природы;

  1. экология – наука о строении и функциях природы.

Резюмируя, можно сделать вывод, что прежде всего экология – это наука, изучающая отношения организмов между собой и окружающей средой, между которыми возникает множество разнообразных связей. Организмы же, благодаря этим связям, существуют в природе не как хаотичные скопления, а образуют определенные сообщества - надорганизменные системы. К надорганизменным системам относятся популяции, биоценозы, экосистемы и биосфера (о них речь пойдет ниже). Поэтому можно дать следующее определение экологии: экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и с окружающей их природной средой, а также структуру и функционирование надорганизменных систем.

Объекты изучения современной экологии составляют как-бы трехступенчатое сооружение. В основании, на первой ступени, находятся отдельные особи. Выше располагаются популяции и сообщества, последнюю ступень занимают экосистемы. Каждая такая ступень характеризуется своими структурными и функциональными характеристиками. Таким образом, объектами изучения экологии являются как отдельные организмы, так и (в большей степени), экологические системы различной сложности - популяции, сообщества в определенных средах обитания, развивающиеся и действующие по своим законам.

Центральным разделом экологии является изучение экосистем, которые, по сути, являются тем, что мы обычно называем окружающей нас природой. В отличие от популяции или сообщества экологическую систему можно считать самостоятельным объектом - в ней имеется все, что необходимо для ее существования. Поэтому экосистемы являются главным предметом экологии.

Так как все живое организовано в экосистемы (вся биосфера в целом - это тоже экосистема высокого уровня), то человек также оказывается включенным в многочисленные экологические взаимосвязи.

Итак, экология изучает взаимосвязи: между организмами (включая пищевые и непищевые взаимосвязи); между организмами и средой их обитания; взаимосвязи внутри надорганизменных систем.

По аналогии с многочисленными определениями экологии, которые предложили ученые различных биологических (и небиологических) дисциплин, получило распространение предложенное известным литературоведом, академиком Д.С.Лихачевым выражение "экология культуры". Конечно, такое определение экологии также вполне правомерно, поскольку в конечном счете экология - часть общечеловеческой культуры. Лихачев писал: «Человек – часть природы, и отсутствие в природе духовного человека, представляющего как бы «самосознание вселенной», лишает смысла существования не только человека, но и все сущее, все мироздание… Такую обезглавленную природу не будет смысла охранять. И отношение к природе, и отношение к культуре требуют общих правил нравственности, общего осознания человеком себя как части природы и части культуры».

Д.С.Лихачев всегда подчеркивал, что экология - проблема нравственная. И хотя такая связь между экологией и нравственностью, казалось бы, понятна сама собой, в то же время она требует раскрытия. Человек остается один в лесу или в поле. Он может натворить бед, и единственное, что сдерживает его (если сдерживает), - его нравственное сознание, чувство ответственности, совесть. Но и человечество в целом, в нынешнем его осознании, также существует "наедине с природой".

На глобальном форуме по защите окружающей среды и развитию в целях выживания (Москва, 1990) выступала представительница коренного населения Америки, старейшина от народности онондага конфедерации ирокезов Одрей Тенандоа. Она сказала: "В языке ирокезов нет слова "природа". Нет потому, что наши люди не отделяли себя от природы, ощущали неразрывность с ней. В ней мы на равных правах со всеми животными и растениями. Всем людям вместе надо хранить это неразрывное единство природы."

Д.С.Лихачев пишет: "...Разработка проблемы нравственного отношения к живой и "мертвой" природе даже не начиналась. Здесь необходима ясная и всеми признаваемая философия экологии, исходя из которой будет строиться и этика экологии. ...Экология, с моей точки зрения, состоит из двух частей: части охранения природы и части охранения культуры. Последняя тем более важна, что она касается самой сущности человека. Человек есть часть природы, но он есть и часть созданной тысячелетиями культуры".

Не означает ли это, что только от нравственности человечества зависит его отношение к окружающему миру, к природе в частности? Но ведь совесть одного человека - нечто реальное при всей ее неопределенности, а совесть человечества как единого целого - это абстракция. Следовательно, все не так просто.

Вряд ли стоит протестовать против всех приведенных употреблений слова "экология", тем более что служат они в высшей степени благородным задачам сохранения природы и культуры, а в конечном счете гармоничному развитию человеческой личности и, возможно, всей биосферы. Уже сейчас мы поняли, что жизнь (не только человека) сама по себе достойна того, чтобы ее охранять.